Социальные институты

Развитие человеческого общества не может происходить хаотически. Процесс выделения и закрепления определенных общественных отношений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему определяется в социологии как институционализация. Ее результатом является формирование социальных институтов.

Социальными институтами называются социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Не все социальные отношения в своем развитии превращаются в институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами, социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы. Кроме того, процесс институционализации обусловлен исторически: в различные периоды истории на первый план могут выходить различные общественные потребности, что непосредственно отражается на содержательной части социальных институтов.

Можно выделить несколько этапов, присущих становлению социальных институтов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, процедур, т.е. признание их общественной значимости.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях, создание механизма социального контроля.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Виды социальных институтов выделяют в соответствии с основными сферами или структурными составляющими общественной жизни (экономика (институт частной собственности, финансовая система), политика (государство, партии), право, культура, религия, семья и т.д.).

Институты могут быть либо формальными, либо неформальными. Формальные институты базируют свою деятельность (государство, армия, школа и др.) на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Неформальные социальные институты (политические движения, различные фонды социального и культурного назначения, объединения по интересам и т.д.) не имеют строгой, специально установленной законодательной и нормативной базы, хотя их деятельность также регулируется определенными документами (например, они должны быть зарегистрированы, иметь свой устав).

Социальные институты являются необходимыми предпосылками социальной стабильности и устойчивости общественного развития. Их можно рассматривать с двух сторон: с внешней (формальной) и внутренней (содержательной). С формальной стороны большинство социальных институтов представляют собой совокупность организаций, учреждений, зданий, помещений, различного рода приспособлений (аппаратура, столы, средства связи и т.п.), а также людей, ориентированных на выполнение определенных социальных функций и задач. Содержательную сторону составляет комплекс норм, целесообразно ориентированных стандартов поведения людей, призванных выполнять социальные функции данного института. Содержательная часть – определенное поведение людей в конкретной ситуации – должна соответствовать формальной. Образно говоря, пироги должны печь пекари, сапоги – тачать сапожники. Так, юстиция (как социальный институт) внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

Социальные институты, независимо от того, какие социальные отношения они отражают, выполняют общие институциональные функции. В самом общем виде любой социальный институт нацелен на удовлетворение социальных потребностей индивидов. Способы и пути достижения этой цели и составляют явные функции социальных институтов.

1. Выделение, закрепление и воспроизводство общественных отношений. Общество как социальная система через социальные институты устанавливает нормы и правила поведения индивидов, закрепляемые соответствующими документами. Это обеспечивает стабильность в обществе и возможность развития индивида как личности.

2. Коммуникативная функция. Она необходима для поддержания деятельности социального института на должном уровне и осуществления внутренней взаимосвязи всех его частей. Кроме того, всякий социальный институт заинтересован в получении внешней информации о деятельности других социальных институтов.

3. Интегративная функция (функция сохранения целостности института). Данная функция направлена на обеспечение в ходе институционализации сплочения, укрепления внутренних и внешних связей между членами коллектива. Функция состоит из трех основных элементов:

- консолидация или совмещение усилий;

- мобилизация частных ресурсов членов группы для достижения общих целей;

- совместимость личных целей индивидов с целями других или группы в целом.

4. Регулятивная функция. Данная функция обеспечивает выработку общих социально значимых образцов поведения. Основным институтом, призванным воспроизводить общие образцы поведения является институт культуры.

5. Транслирующая функция.

Наряду с явными, устоявшимися функциями социологи выделяют также латентные функции. В основном это функции, проявляющиеся в процессе институционализации, но не основополагающими для данного процесса. Важность выявления и изучения латентных функций различных социальных институтов заключается в том, чтобы вовремя поддержать их, если они помогают развитию социальной системы, или взять под контроль в случае негативных последствий их деятельности для существования системы в целом. (2, 111)

Социальные общности.

Разнообразные виды социальных систем возникают в результате социального взаимодействия. В процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и отношения, которые дают новые качества ранее независимым друг от друга индивидам – создают «коллективное единство» (термин П.А. Сорокина), которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных образует семью, совокупность верующих – религиозную общину и т.д.

Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность». По мнению Дж. Хиллери-младшего, проанализировавшего 94 определения социальной общности, сам этот термин имеет многозначный характер и выступает синонимом понятия общества, социальной организации или социальной системы. Авторы, пользующиеся понятием «социальная общность», называют три характерные для него черты: а) территорию; б) социальное взаимодействие; в) наличие прочных связей между индивидами.

Американский социолог Б. Мерсер в книге «Американская общность» писал: «Человеческая общность – это внутренне функционально связанное объединение людей, живущих на определенной географической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявляющих чувство своего единства в составе отдельной группы».

В Кратком словаре по социологии в качестве социальной общности рассматривается «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения». Согласно трактовке другого, так называемого «большого» словаря, социальная общность – это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе сближающих жизнь ее членов условий. Социальная общность часто начинается с противопоставления «мы – они». У членов общности вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним.

Существует громадное разнообразие социальных общностей, в рамках которого может быть выделено большое количество их видов и форм. Каждый индивид является членом как минимум нескольких из них.

В основе типологии социальных общностей лежат самые разные критерии. Один из основных – качественно-количественный состав общности. По этому критерию социальные общности подразделяются на массовые и групповые.

Массовая общность (квазигруппа) – это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Ее основными характерными чертами можно считать: 1) спонтанность возникновения; 2) неустойчивость, временный характер совпадения интересов; 3) неопределенность состава и границ; 4) объединение индивидов внешними условиями существования; 5) неспособность входить в качестве элементов в другие социальные общности. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Например, выступление уличного оратора, воздействие средств массовой информации и т.п.

Толпа – это, как правило, бесструктурное скопление людей, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:

1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее.

2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое и ее члены не воспринимают себя как отдельных людей.

3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями, и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.

4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля.

Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.

Случайная толпа не обладает какой-либо структурой. Здесь людей объединяет незначительная цель. Связь между индивидами неустойчива. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.)

Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании.

Экспрессивная толпа обычно организуется в целях получения личностного удовольствия ее членов (танцы, религиозные собрания, рок-фестивали).

Действующая толпа – толпа с экстремальным типом поведения. Одной из форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер (например, линчующая толпа). Другая важная форма действующей толпы – восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.

Социальные круги – свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами. Это социальные общности, созданные с целью обмена информацией внутри круга. Они не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий. Узкая направленность взаимодействий и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии (так образуются, например, кружки по интересам, круги футбольных болельщиков и т.п.); 2) принадлежность к определенной субкультуре (деловые круги, круги высших слоев общества, круги профессионалов).

Существует несколько разновидностей социальных кругов.

Контактные круги – это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссии позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам.

Профессиональные круги, или круги коллег – это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают на предприятиях, симпозиумах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых.

Дружеские круги – это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы.

Статусные социальные круги – социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Эти круги образуются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или мужские круги и т.д.

Социальные круги являются такими образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах.

В отличие от массовой, групповая общность включает в себя определенную в количественном отношении совокупность индивидов (не менее двух человек) и характеризуется следующими признаками:

§ обладает устойчивыми и определенными пространственно-временными границами (например, групповая общность студентов);

§ определяется четко выраженной однородностью состава (всем индивидам общности присущи признаки принадлежности к ней);

§ члены групповой общности способны выполнять совместно различные виды деятельности, преследуя при этом общие цели и задачи;

§ групповая общность может входить в более широкие социальные общности на правах их структурного элемента.

В рамках типологии социальных общностей существенное значение приобретают в качестве критериев базовые признаки, объединяющие людей: собственность, доход, престиж, власть, статус. Отсюда разновидностями социальных общностей являются классы, касты, сословия, социальные группы, слои.

Признаком для выделения социально-территориальных общностей служит проживание на определенной хозяйственно освоенной территории. Они характеризуются наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относится население села, района,города, агломерации и т.д.

Социально-территориальная общность сохраняет способность к устойчивому существованию благодаря прежде всего социально-демографическому воспроизводству населения. Здесь находится область связи двух типов социальных общностей – социально-территориальных и демографических. Последние следует рассматривать в связи с критериями пола и возраста. На их основе мы выделяем демографические общности мужчин, женщин, детей, молодежи, пенсионеров и т.д.

Еще один тип социальной общности – этническая общность. Она также формируется в условиях единства территории и экономической жизни, однако характеристика этнической общности связана с иными признаками. К ним принято относить единый язык, общие черты, стабильные особенности культуры и психологии, этническое самосознание. В процессе развития общность территории может быть утрачена.

В зависимости от способов возникновения и функционирования принято говорить об институционально (социально-политическое движение) либо спонтанно (общности фанатов) образующихся социальных общностях, о формальных (какие-либо движения) и неформальных (болельщики спортивных команд), официальных и неофициальных общностях.

Типология социальных общностей может быть осуществлена с учетом критериев времени, поскольку одни функционируют длительный период (например, этнические общности), другие – создаются на кратковременную перспективу (аудитория телепередачи и т.п.). Чем меньше времени существует общность, тем менее плотными и глубокими являются связи и отношения внутри нее.

Одним из видов социальных общностей являются социальные группы.

Социальные группы.

Для индивида непосредственный контакт с социальной реальность – это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа является для индивида представителем общества в целом. Общество представляет собой совокупность самых разных групп.

Социальная группа – совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение «мы – группа»).

Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

§ устойчивость, продолжительность существования;

§ определенность состава и границ;

§ общая система ценностей и социальных норм;

§ осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

§ добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

§ объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

§ способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

По численности и характеру отношений социальные группы подразделяются на большие и малые. Наряду с общими для всех социальных групп признаками, малые группы имеют одну важную особенность, а именно: непосредственный, личный характер взаимоотношений между индивидами. Классическим примером малой социальной группы является семья.

По виду влияния группы на процесс социализации индивида социологи выделяют первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы составляют непосредственное окружение индивида и являются субъектами первичной социализации. Первичные группы (семья, компания друзей, одноклассников) имеет огромное влияние на нравственное и духовное воспитание человека.

Вторичные социальные группы характеризуются безличным, односторонним, утилитарным характером взаимодействий между индивидами. Вторичной группой можно назвать общности, связанные между собой внешней связью, которая все же оказывает существенное влияние на поведение индивидов, например, спортивный клуб, коллектив филателистов и т.д.

Важно отметить, что малая группа может быть и первичной и вторичной. Большая социальная группа всегда выступает в форме вторичной. Одно из основных отличий вторичной группы от первичной состоит в том, что она ориентирована на достижение цели, тогда как первичная – на установление взаимосвязи между ее членами.

По характеру деятельности группы делятся на формальные и неформальные.

Формальным группам присущи правила организации, действия, в них работают запреты и дозволения, санкционированные обществом. Примерами формальных групп являются социальные организации, например, школьный учительский коллектив. Главная функция формальной группы – обеспечит высокую упорядоченность и управляемость действий при достижении ставящейся цели.

Неформальная группа (в определенных условиях может стать формальной) не имеет жесткой нормативности, поведение ее членов не регламентировано, что не означает отсутствие порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от компании друзей, любителей искусства, защитников природы до нации или иной этнической общности.

Одной из особенностей взаимодействия формальных и неформальных групп является то, что в рамках формальной группы может возникнуть неформальная. Например, в студенческой группе или рабочей бригаде возникают группировки, состоящие из близких друзей, людей с общими внепрофессиональными интересами.

В зависимости от типа связей индивида с группой различают референтные группы и группы членства.

Референтная группа – это реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. Референтная группа противостоит группе членства и в нее индивид не может входить. Она референтна именно потому, что он стремится стать ее членов. Однако референтной может считаться и группа членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в социальную группу предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.

Референтная группа может выступать ориентиром социального перемещения индивида. В случае если референтная группа является воображаемой, она может быть отнесена к числу номинальных групп. Номинальные группы являются условными и статистическими, т.е. они не предполагают обязательных, тем более непосредственных связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение номинальных групп проводит сам исследователь, в этом смысле оно является искусственным.

По заданности положения социальные группы могут делиться на объективные и субъективные. Первые характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (например, социальный класс, который занимает свое место в общественной жизни, выполняет особую роль в системе производства, организации деятельности и т.д.). Вторые возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей. Все общественные организации или объединения кем-то сознательно, целенаправленно сформированы. Современные неформальные движения, клубы, союзы, «круглые столы» - это субъективные группы.

Одним из особенно значимых и весьма специфичных типов групп являются социальные организации. Они относятся к числу формальных групп и занимают некоторое срединное положение между социальными общностями и социальными институтами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: