Социальные организации (организованные группы)

Социальная организация – это совокупность людей, объединенных для достижения каких либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействий людей друг с другом.

Одна из принципиально важных характеристик социальной организации связана с возникновением эффекта синэргии (от греч. synergela – сотрудничество, содружество), подразумевающей, что комбинированное воздействие ряда факторов на организм сильнее, чем сумма действий, оказываемых каждым фактором в отдельности. Смысл этого эффекта заключается в появлении дополнительной энергии, которую предоставляет организация в результате собственного появления – в сравнении с суммой индивидуальных энергий участников этой организации.

Структура социальной организации.

Социальная организация – одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций – степень их формализации, соотношение формального и неформального элементов в них. С учетом этого критерия различаются организации формальные и неформальные.

Под формальной организацией понимают систему (сеть) отношений, представляющих собой официально структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией. В приведенном определении названы основные структурные элементы формальной организации.

Основу формальной организации составляет разделение труда, связанное со специализацией деятельности должностных лиц. В своей совокупности эти лица составляют специальный административный аппарат, без которого формальной организации не существует. Основной задачей такого аппарата является координация действий своих членов в целях сохранения организации. В рамках социальной организации существует иерархия должностных позиций, в основе которой лежит принцип руководства-подчинения.

Формальная организация включает в себя исключительно служебные связи между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так и по горизонтали (сотрудничество). Наконец, еще один элемент формальной организации – нормы и принципы поведения должностных лиц в ее рамках, подлежащие строгой регламентации – как правовой, так и отчасти моральной.

Формальная организация обладает рядом особенностей, две из которых – рациональность и безличность – являются важнейшими. Первая означает, прежде всего, целесообразность собственной деятельности, направленной на реализацию программы формальной организации. Суть второй особенности в том, что организация рассчитана не на конкретных людей, а на абстрактных индивидов – должностных лиц.

С учетом названных особенностей формальная организация имеет все основания рассматриваться как бюрократическая система. Бюрократия – это форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой регламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации.

В отличие от формальной неформальная социальная организация – это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация не в состоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся на специфических неформальных отношениях.

Последние представляют собой либо неформализованные служебные отношения, которые несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией, либо социально-психологическую организацию в виде стихийно возникающей общности людей, основанной на личном выборе связей и товарищеских отношениях. В качестве таких неформальных организаций могут выступать любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Неформальные отношения и организации в условиях жесткой системы административных правил повышают эффективность формальной организации, поскольку: а) сглаживают возможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами; б) способствуют сплоченности членов организации; в) сохраняют чувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности.

Наряду с «формально-неформальным» аспектом социальной организации существует еще групповой. Любая социальная организация включает в себя различные группы, которые характеризуются наличием непосредственных межличностных отношений.

Эти группы иногда рассматриваются в рамках двух разновидностей – административных и социально-психологических. К административным относят первичные подразделения – бригады, отделы и иные целевые группы, взаимоотношения в которых регулируются на основании нормативных актов.

К социально-психологическим – те, что возникают на основе свободного выбора работниками связей между собой. В административной может быть несколько социально-психологических групп, тогда как социально-психологическая группа часто включает в себя представителей разных административных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: