Основные формы абстрактного мышления — понятие, суждение и умозаключение.
Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы.
Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «клевета» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Клевета есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.
Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, б, с и т. д., определенным образом связанных друг с другом.
|
|
Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия.
В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается отношение между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности» отношение между указанным лицом и освобождением от уголовной ответственности отрицается.
Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков; эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного типа: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждения, а знак «—» — обозначение связи между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой определенный способ отражения отношений предметов действительности, выраженный в форме утверждения или в форме отрицания.
Рассматривая умозаключение, при поощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Смирнов — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Смирнов не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».
|
|
Подобным же способом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание.
Следовательно, мы выделяем нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.
Рассмотрев основные формы мышления — понятие, суждение и умозаключение, мы нашли в каждой из них нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Логическая форма, или форма мышления,— это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.
Таково общее понятие логической формы.
Рассмотрим, что такое закон мышления.
Для уяснения этого вопроса необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения.
Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной.
Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждения. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен и из истинных суждений.
В одной из своих работ Ф. Энгельс раскрывает ошибку в рассуждениях своего идейного противника и в связи с этим проводит следующую аналогию: «Это вполне в духе того старого майора, который приказал позвать своего вольноопределяющегося: «Послушайте! Вы, говорят, доктор,— заходите же ко мне время от времени; когда имеешь жену и семерых детей, всегда найдется кого полечить».
Вольноопределяющийся: «Виноват, господин майор, я доктор философии!»
Майор: «Это для меня безразлично, доктор есть доктор». Ошибка в рассуждении майора связана с отождествлением нетождественных понятий: «доктор» в значении врач и «доктор» как человек, имеющий ученую степень доктора философии, что, конечно, не одно и то же. Поэтому из истинных суждений «доктор — это человек, который лечит» и «вольноопределяющийся — доктор» получено ложное заключение «вольноопределяющийся — это человек, который лечит». Понятие, которое должно связывать суждения, в действительности их не связывает. Рассуждение построено логически неправильно.
Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Так, в приведенном примере отождествление нетождественных понятий связано с нарушением требования закона тождества.
Закон мышления — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
Таким образом, верный результат в процессе рассуждения мы получим при соблюдении двух условий: 1) если мысли, из которых строится рассуждение, будут истинными по содержанию и 2) если процесс рассуждения будет логически правильным, т. е. подчиненным законам мышления. «Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности...».
|
|
Следует различать формально-логические и диалектические законы мышления. Законы, изучаемые формальной логикой (законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания, обратного отношения между объемом и содержанием понятия и др.), обусловливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — законы единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений и другие — являются не только законами объективного мира; они действуют и в мышлении и являются предметом изучения диалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет глубоко и полно воспроизвести в мышлении диалектику материального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, существующие в них внутренние противоречия и т. д.
Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя отразить диалектику вещей.
Законы и формы мышления представляют собой отражение в сознании человека свойств, связей и отношений предметов объективной действительности.
«... Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения».
Логика и язык
Законы и формы мышления как предмет изучения логики, будучи идеальными объектами, приобретают материальную форму в языке и могут быть выявлены лишь» путем специального анализа языковых контекстов.
|
|
Рассмотрим кратко основные функции и состав языка, а также специфику языка логики.
Языком в широком смысле называют любую знаковую информационную систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Комплексное изучение языка осуществляется особой наукой — семиотикой (общей теорией знаковых систем), которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
Синтаксис — это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка — эмоционально-психологические, эстетические, экономические и другие практически значимые отношения носителя языка к самому языку.
Языки делятся на естественные и искусственные.
Естественные, или национальные, языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для удовлетворения социальной потребности людей в закреплении и передаче накопленной в процессе материально-практической деятельности информации и для удовлетворения потребности в общении между людьми. Естественные языки отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.
Искусственные языки — это вспомогательные знаковые системы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются не собственными средствами, а с помощью другого, как правило, естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называется метаязыком, а второй — языком-объектом. Метаязык при этом должен обладать более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.
Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике и т. д. Искусственный формализованный язык используется и логической наукой для теоретического анализа мыслительных структур.
Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого языка.
Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковых выражений. Основными его семантическими категориями являются: имена предметов, имена свойств, предложения.
Имена предметов — это отдельные слова или словосочетания, обозначающие предметы.
Имена, выступая условными представителями предметов в языке, имеют двоякое значение. Множество предметов, к которым относится данное имя, составляет его предметное значение и называется денотатом. Способ, с помощью которого выделяется такое множество предметов путем указания на присущие им свойства, составляет его смысловое значение и называется концептом, или смыслом.
По составу различают имена простые, которые йе включают других имен («государство»), и сложные, включающие другие имена («спутник Земли»). По денотату имена бывают единичные и общие. Единичное имя обозначает один предмет и бывает представлено в языке именем собственным (Аристотель,) или дается описательно (самая большая река в Европе).. Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного предмета; в языке оно бывает представлено нарицательным словом (закон) либо дается описательно (европейское социалистическое государство).
Выражения языка, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложениях они обычно выполняют роль сказуемого (например, «быть синим», «бегать», «дарить», «любить» и т. д.). Число имен, к которым относится данный предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (например, «небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» — к трехместным («Отец Дарит книгу сыну»).
Предложения — это выражения языка, посредством которых нечто утверждается или отрицается о явлениях действительности. Повествовательные предложения по своему логическому значению выражают истину либо ложь.
Алфавит языка логики предикатов, отражая и следуя за семантическими категориями естественного языка, включает следующие виды знаков (символов):
1) а, b, с,... — символы для единичных имен предметов; их называют предметными постоянными (константами);
2) х, у, z,... — символы общих имен предметов; их называют предметными переменными;
3) Р1, Q1, R1, …; Р2, Q2, R2, …, Рn, Qn, Rn - символы для предикаторов, индексы над которыми выражают их местность: 1 — одноместный, 2 — двухместный, п — местный. Их называют предикатными переменными;
4) p, q, r – символы для высказываний, которые называют высказывательными или препозиционными переменными;
5) ", $ — символы для кванторов, " — квантор общности, он символизирует выражения: все, каждый, всякий, всегда и т. п. $ — квантор существования, он символизирует выражения: некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т. п.;
6) логические связки:
Ù — конъюнкция (соединительное «и»);
Ù — дизъюнкция (разделительное «или»);
® —импликация (союз «если..., то...»);
º — эквивалентность (союз «если и только если..., то...»);
Ø — отрицание («неверно, что...»);
7) технические знаки: (;) —левая и правая скобки.
Других знаков, кроме перечисленных, алфавит языка логики предикатов не включает.
Второй этап построения языка логики предикатов — это определение допустимых в нем выражений, которые называются правильно построенными формулами, сокращенно ППФ.
С помощью приведенного искусственного языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементы языка логики предикатов будут использоваться в дальнейшем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.
Логика как наука
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее основателем является величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым обстоятельно исследовал понятие и суждение, подробно разработал теорию умозаключения и доказательства, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления: законы тождества, противоречия, исключенного третьего.
Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в средние века и Новое время. Существенным дополнением к этому учению явилась теория индукции, разработанная английским философом-материалистом Ф. Бэконом (1561 — 1626) и систематизированная английским философом и логиком Д. С. Миллем (1806—1873).
Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования.
Значительный вклад в развитие логики внесли французский философ Р.Декарт (1596 — 1650), родоначальник классической немецкой философии И. Кант (1724 — 1804), русские материалисты М.В. Ломоносов (1711 — 1765) и А. Н. Радищев (1749 — 1802), революционные демократы XIX в. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, русские логики М.И. Каринский (1840-1917), Л.В. Рутковский (1859 — 1920) и др.
Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской, логикой.
Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применяться разработанные в математике методы исчисления. Особая заслуга в их развитии принадлежит немецкому ученому Г. Фреге (1848 — 1925). Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков впоследствии получил название математической или символической логики. Исследование процессов рассуждения средствами символической логики оказало значительное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охватывает всех проблем последней и представляет собой относительно самостоятельное направление в ее развитии.
Важная особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика. Впервые в развернутом виде диалектическая логика была представлена в объективно-идеалистической философии Гегеля (1770-1831). Материалистически переосмыслив учение Гегеля, обобщив достижения всей предшествующей философии, К. Маркс и Ф. Энгельс создали научную, материалистическую диалектику, которая получила дальнейшее развитие в трудах В.И. Ленина.
познание мышление язык логика
Являясь составной частью марксистско-ленинской философии, диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся требования объективности и всесторонности рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического, принцип конкретности истины и др.
Диалектическая логика исследует также возникновение, изменение и развитие логических форм, соотношение между ними, она «выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих».
Таким образом, современная логика включает две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Эти науки изучают один и тот же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не упраздняет логики формальной, более того - она позволяет определить место формальной логики в изучении законов и форм мышления, уточняет ее предмет и роль в познании. Диалектическая и формальная логики развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.
Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность.
Характеризуя формальную логику как метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному, Ф. Энгельс сравнивал ее отношение к диалектике с отношением элементарной математики к математике переменных величин. «Элементарная математика, математика постоянных величин, движется, по крайней мере в общем и целом, в пределах формальной логики; математика переменных величин... есть по существу не что иное, как применение диалектики к математическим отношениям».
Это сравнение имеет глубокий смысл. Подобно тому как нельзя изучать высшую математику, не изучив более простые, арифметические правила, так и диалектическая логика не может быть понята без предварительного изучения логики формальной.
Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики, изложение основ которой и составляет главную задачу предлагаемого учебника.
Предмет науки логики — законы и формы мышления - необходимо отличать от науки об этих законах и формах.
Законы и формы мышления являются общечеловеческими, так как мышление всех людей независимо от их политических убеждений, классовой принадлежности, национальности и т. д. протекает в одинаковых формах и подчиняется одним и тем же логическим законам. Общечеловеческий характер закономерностей мышления объясняется тем, что источник его заключается не в мировоззрении людей, а в свойствах объективного мира, в особенностях самого мышления, развивавшегося на основе многовековой практической деятельности человечества.
Однако наука о законах и формах мышления была и остается партийной: в ней проявляется борьба двух основных философских направлений — материализма и идеализма.
Философы-идеалисты, утверждая, что сознание предшествует материи, что мышление не зависит от природы и диктует ей свои законы, не могут с этих антинаучных позиций дать правильное истолкование основных положений логики.
Извращая природу мышления, сущность его законов и форм, идеализм служит в конечном счете интересам реакционных классов общества, стремящихся поставить препятствие на пути познания объективной действительности.
В противоположность реакционным классам прогрессивный общественный класс, опираясь на материалистическое мировоззрение, не ставит границ познанию объективного мира, смело провозглашая могущество человеческого разума.
Значение логики
Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, даже не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому взгляд, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятелен.
Сторонники такого взгляда ссылаются иногда на ироническое замечание Гегеля о том, что логика учит мыслить так же, как физиология «учит» переваривать. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, а переваривать пищу, не зная физиологии пищеварения. Однако нельзя и недооценивать практического значения этих наук. Когда академика И.П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, великий русский физиолог ответил: «Задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».
Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Основоположники марксизма, мастерски владея диалектической логикой, отмечали важную роль формальнологической правильности мышления, вскрывали логические ошибки и уловки в рассуждениях идейных противников. Известны слова В.И. Ленина о том, что от марксиста «можно требовать больше логики», чем от немарксиста.
Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью судебных речей, но и строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Вот, например, как характеризуется профессиональное мастерство известного русского адвоката второй половины прошлого века П.А. Александрова: «Наиболее характерным для судебного ораторского мастерства П.А. Александрова является твердая логика и последовательность его суждений, умение тщательно взвешивать и определять место любого доказательства по делу, а также убедительно аргументировать и обосновывать свои важнейшие доводы». А.Ф. Кони подчеркивал «неотразимую логику» в речах В.Д. Спасовича. Строгая последовательность, логичность и убедительность отмечаются в речах видного юриста К.Ф. Халтулари.
И наоборот, рассуждения, в которых отсутствует строгая логика, непоследовательные и противоречивые, затрудняют выяснение дела, а в некоторых случаях могут явиться причиной вынесения неправильного приговора. Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т. д. Все это имеет важное значение в работе советского юриста, направленной на укрепление социалистической законности и правопорядка.
Литература
1. Иванов Е.А. Логика. – М., 1996.
2. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; Под ред. Д.П. Горского. – М.: Просвещение, 1991.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. – М.: Высш. школа, 1982.
4. Івін О.А. Логіка. – К.,1996.
5. О.М. Бандурка, О.В. Тягло. Курс логіки. – Київ, 2002.
6. Тофтул Л.Г. Логіка. Посібник для студентів ВНЗ. – Київ, 1999.
7. В.Є. Жеребкін. Логіка. – Київ, 2001.
8. Ивин А.А. Никифоров А.Д. Словарь по логике. – М., 1998.