Раздел 1. Постановка проблемы

ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы для опытно-экспериментальной работы
в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Материалы подготовлены в рамках реализации Программы «Модернизация образования: перспективные разработки» (координатор программы А. Каспржак, научный руководитель группы разработчиков – К. Митрофанов).

 

Вариант второй, переработанный и дополненный

 

Москва 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

РАЗДЕЛ 1. Постановка проблемы.. 4

Что такое компетенции?. 4

Что такое компетентности в образовании?. 5

Ключевые Компетентности. 6

Компетентностный подход и образовательные стандарты.. 10

Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций 13

Создание «развивающей среды». 13

Поиск новых форм организации обучения. 14

Факторы, препятствующие развитию компетентностей. 15

Пошаговое осуществление компетентностного подхода в российских школах. 17

Что меняется в методике преподавания?. 17

Организация процесса учения. 17

Что меняется в деятельности учителя и ученика?. 17

Микросценарии. 20

Особенности использования традиционных форм организации учебной деятельности в рамках компетентностного подхода. 20

За что и как ставить отметки?. 24

Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности. 25

РАЗДЕЛ 2 Коммуникативная компетентность. 27

Микросценарии. 32

Ограничения на деятельность учителя. 33

Риски. 33

РАЗДЕЛ 3 Компетентность в решении проблем.. 34

Микросценарии. 36

Ограничения на деятельность учителя. 37

Риски. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 38

Реформа образования в направлении компетентностного подхода в странах Западной Европы. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 47

Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материале немецких источников. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 54

К вопросу о содержании и границах понятия компетенция в современном образовании. 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 67

Обучение родному языку и развитие комммуникативной компетентности. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 73

Что такое коммуникативная компетентность?. 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 78

Компетентностно-ориентированная система промежуточной аттестации "ПОЗНАНИЕ" (5-8 классы) 78

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 83

Минимум содержания образования и компетентностный подход. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 90

Тест на оперативность мышления (Problem Solving Test (PST) 90




Введение

 

Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход»[1]. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у учащихся так называемых "ключевых компетентностей". В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление реформирования (или модернизации) школы. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.

Именно компетентностный подход в состоянии, по мнению многих авторов, адекватно ответить на эти требования: Во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают в традиционной школе зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных ситуациях. Во-вторых, в понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата". В-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, соотвествующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.). Имеется еще и ряд других веских причин в пользу введения компетентностного подхода.

Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и проч.

Хотя в литературе, посвященной проблеме компетентностей в образовании распространено и другое мнение о взаимоотношениях традиционного и компетентностного подходов. Так, по мнению Э.Д. Днепрова «Современная жизнь обнажила банкротство старой образовательной системы и требует создания новой, соответствующей сути и скорости происходящих изменений»[2]. При этом автор ссылается на суждение Тоффлера: в современном мире, "знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - вовсе нет. Однако общество, в котором индивидуум меняет работу, место жительства, социальные связи и т.д., придает огромное значение эффективности образования. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться... Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться".

 

Думается, что отношения традиционного подхода (ЗУНы) и компетентностного сложнее, чем просто замена одного другим. Можно постулировать три варианта сценария возможного развития событий:

· подмена одних ориентиров другими и отказ от знаниево-ориентированного образования,

· перенос акцента со знаний на умения и называние последних компетентностями (то, что происходит в современных разработках Стандарта),

· выделение в традиционном подходе надпредметного (инвариантного) содержания, описываемого в виде ОУУН, и называние его компетентностями. При этом предметное образование остается неизменным, но внутри него постепенно формируется система компетентностно ориентированных подходов.

Наиболее реалистичным нам представляется третий путь.

Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

 

РАЗДЕЛ 1. Постановка проблемы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: