Ключевые Компетентности

Понятие Ключевых Компетентностей еще не устоялось. Этого и нельзя было ожидать в такой короткий срок. Хотя было сделано несколько попыток, и среди них - международный проект, осуществлявшийся Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США. Несмотря на то, что проект так и назывался «Определение и отбор ключевых компетентностей», его авторы с некоторым унынием констатировали, что им не удалось дать строгое определение ключевых компетентностей, которое позволило бы проводить отбор по формальным признакам.

Вместе с тем в результате многообразных дискуссий сегодня стало ясно, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:

ü позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);

ü полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);

ü переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);

ü требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);

ü сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования...);

ü реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).

Относительно списков Ключевых Компетентностей стоит подчеркнуть, что дискуссии продолжаются, но при отсутствии логических оснований для выделения категории приходится полагаться на своего рода общественное мнение в образовательном сообществе. Такое общественное мнение в значительной степени сложилось. Уже достигнуто некоторое согласие, по крайней мере, относительно ряда позиций в этом списке.

Так, согласно упоминавшемуся проекту «Определение и отбор ключевых компетентностей» в список входят:

- автономное рефлексивное действие;

- интерактивное использование средств;

- участие в работе неоднородных групп;

- критическое мышление;

- решение задач.

В английских образовательных программах, активно применяемых в настоящее время в российском дополнительном образовании, выделяют три основных элемента (‘core’ key skills):

· Communication (приемы переписки, способы общения, интервью, журналистика),

· Application of Number (прикладная статистика),

· Информационные технологии и компьютеры.

 

 

К этому добавляются три дополнительных курса 'wider' key skills:

· Problem Solving (способы решения проблем, как изобретать),

· Improving Own Learning (как достигать лучших результатов в учебе, навыки конспектов, эссе и так далее),

· Working with Others (очень модное в Европе и актуальное желание научить индивидуума эффективно работать в команде).

Эти списки предложены как основа содержания и оценки результатов для общего образования. В то же время, если мы глянем на квалификационные требования к управленцам разного уровня или к работникам, выполняющим работу в сложноорганизованных командах, то мы обнаружим, что они значительные совпадения со списком ключевых компетентностей для общего образования. О чем говорит это совпадение? Управленческий компонент резко усиливается во многих областях деятельности: уже едва ли не 40% рабочих мест в так называемых «новых экономиках» создаются в офисах. В этом смысле становится понятным, что обновление содержания на основе ключевых компетентностей является реакцией на реальные изменения рынка труда.

Существенный для образовательных результатов вопрос об измерении компетентностей – это вопрос об установлении уровня освоения (о квалификации). Здесь возможно парадоксальное утверждение: именно компетентностный подход позволяет достичь (и требует) реальной оценки разных уровней освоения.

Суммируя вышеперечисленные подходы к понятию ключевых компетентностей, отметим, что они:

ü неалгоритмические,

ü полифункциональны,

ü сложно организованы,

ü переносимы из одной предметной области в другую,

ü являются характеристиками практической деятельности,

ü отражают уровень достижений,

ü могут быть иерархизированы по уровням (как в спорте).

Попробуем дать рабочее определение ключевых компетенций:

Ключевые Компетентности – наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения. Ключевые компетентности проявляются в деятельности. Ключевые компетентности переносимы (применимы в новых ситуациях).

В образовательном процессе Ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:

ü Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.

ü Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,

ü Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,

ü Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации,

ü Организация продуктивной групповой работы,

ü Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: