Распространение реформы обучения на всю школу

Реформа, естественно, не ограничивается только методическими вопросами или компаниями по повышению квалификации, но шаг за шагом охватывает также и другие сферы школьной жизни: дидактические годовые планы, так и расписание уроков, организация конференций; оформление классного пространства и порядок сидения; проектную работу и образование рабочих групп; работу с родителями и общественностью; коммуникацию и кооперацию между учителями; добывание ресурсов и разработка школьной программы. Возникает как бы воронка инноваций, исходящая от реформы, центрированной на преподавании (обучении). Для учителей возникают новые возможности заново вернуться и продумать старые дидактические вопросы.

Разгрузка преподавательского состава от постоянной необходимости что-то давать.

В той степени, в которой ученики овладевают способностью к самостоятельной, дисциплинированной и методически осознанной работе по одиночке и в небольших группах, к самостоятельному решению стоящих перед ними задач, наступает ощутимая для учительского состава разгрузка. Разгрузка, таким образом, не только необходима, но и возможна. Это касается не только самого преподавания, как такового, но и подготовки, - конечно лишь в том случае, если последовательно строят на групповой работе и используют имющиеся в распоряжении дополнительные средства. К этим средствам не в последнюю очередь относятся и сами ученики, как помощники и сотрудники в преподавании. В этом смысле их нужно гораздо сильнее поощрять. Тогда учителя имеют значительно большие шансы сократить свою нагрузку. Учителя, которые займут позицию учащихся, будут испытывать радость от учения. В той мере, в какой они сумеют реализовать позитивные процессы своего собственного учения в своем преподавании у них будет повышаться удовлетворение от своей профессии.

Сокращение бремени социальных расходов местных бюджетов

Педагогическое развитие школ может не в последнюю очередь в6нести свой вклад в то, что школа гораздо эффективнее, чем до сих пор, будет выполнять свою социально-интегративную функцию. Ибо, чем в большей степени будут развиваться самостоятельность, методическая компетентность, способность к коммуникации, способность к работу в группе (команде), мотивация к учению, переживания успешности в учении будут расти также чувство собственного достоинства, способность достигать результатов и социальная компетентность учеников. Все это бесспорно оказывает позитивное влияние на профилактику насилия, склонности к различного рода маниям, на успешную интеграцию молодежи в мир труда, который в повышенной мере требует вышеперечисленных ключевых компетенций. Все это может внести вклад в то, что социальные расходы коммун на борьбу с наркоманией, насилием, безработицей и другими негативными явлениями современного мира жизни будут сокращаться.

Процессы квалификации, ориентированные на методы

Если самостоятельная работа и решение проблем в группе есть центральная задача педагогического развития школы, тогда те компетентности, которые образуют фундамент нашего здания, должны систематически упражняться и проясняться. Это относится как к ученикам, так и к учителям. Им нужно предложить практические упражнения на основе конкретных примеров, чтобы могли образоваться необходимые преподавательские и учебные навыки в методический области. Начало этому процессу может быть положено путем простых упражнений в элементарных техниках преподавания и учения, затем быть расширено тренингом основополагающих техник коммуникации и кооперации и, наконец, доведено до сложных приемов организации работы учеников на основе собственной ответственности при освоении отдельных предметов. Для этих целей Программой предусмотрены различные курсы и тренинги для тех школ, которые на своих учительских конференциях решают принимать участие в данной Программе. Помимо тренингов предусмотрено экспертное сопровождение инновационных школ, возможность постоянных консультаций и предоставление материалов.

Образование маленьких групп, ориентированных на инновационную деятельность.

К одному из основных моментов педагогического развития школ относится последовательное образование небольших групп внутри коллегии, которые образуют своеобразные центры кристаллизации развития. Существуют различные конкретные действия, способствующие образованию таких групп. Во-первых, это совместное прохождение группой учителей в три человека курсов повышения квалификации. Во-вторых, это периодические рефлексии группой своей работы; в-третьих, через систематическую тренинговую работу в преподавании (на уроках), которая проводится на ответственность группы. Таким образом, образование и работа групп есть непременная часть внутришкольного педагогического развития.

       Коллегия, как целое, принимает участие в этой работе. На предварительном обсуждении в начале инновационного проекта учительская коллегия школы решает принять инновационный проект в свою программу, как ее важнейшую часть. Подобное обсуждение и достижение консенсуса важно в контексте всей работы, так как способствует интеграции различных позиций и усиления общности, чувства «мы».

       Само же осуществление программы развития непосредственно лежит на плечах этих групп. Именно они систематически тренируют в своих классах новые формы работы. Поэтому, на начальной стадии в процессы инновации втянута только часть учительской коллегии, которая, как показывает опыт, со временем увеличивается. В дальнейшем, по ходу развития, возникают другие группы, например, группы предметников, разрабатывающих конкретные методические материалы в духе нового подхода; группы, ответственные за работу с родителями и др. Учителя, объединенные в группы, получают в группах поддержку и вдохновение, без которых невозможно никакие стабильные изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: