Концепция педагогического развития школы

Может показаться неважным и для нас не актуальным то обстоятельство, что рассуждениям о реформировании педагогической составляющей деятельности школы предшествует подробное описание ее наличного состояния. Однако, на наш взгляд – это крайне важный этап. Это описание выдержано так, что деятельность школы описывается с разных сторон различными общественными группами, как неудовлетворительная и нуждающаяся в системных изменениях. Насчет необходимости изменений согласны все – предприятия, родители, школьные власти, учителя, политические круги, т.е. реформа происходит на фоне общественного консенсуса. «Необходимость реформирования не вызывает ни у кого споров». Общее направление и каждый отдельный элемент этих изменений т.о. не высасывается из пальца «творческими» и «оригинальными личностями» на основании собственного опыта, а очень плотно завязаны на сознании исторических и общественных рамок, в которых происходит образование. Формулировки этих рамок в свою очередь не произвольны, а опираются на исследования. На наш взгляд, это сознание «историчности», плотности всего, что происходит в обществе, укорененность образования в этом общественно-политическом «телосе», является глубокой отличительной чертой европейского сознания от нашего. Нам представляется существенным упоминания этого различия.

Разработанная в результате Концепция педагогического развития школы (ПРШ), опробованная в нескольких землях ФРГ и в Австрии, имеет 4 характеристики: она 1. центрирована на преподавании; 2. центрирована на методах; 3. поддерживаема сервисом; 4. ориентирована на группы, команды (групповые формы работы). Эти пункты будут разъяснены в дальнейшем.

Большое внимание в целом уделяется рамкам и условиям, при которых реформирование может быть успешным на практике, то есть на уровне длительных изменений в конкретных школах. Нужно найти золотую середину: с одной стороны у ядра[25] коллегии школы должно быть отчетливое чувство личной заинтересованности, то есть того, что изменения действительно имеют отношения к проблемам и трудностям их ежедневного труда и являются осмысленными и полезными для повседневной работы. «Именно субъективная неудовлетворенность, неуверенность и даже растерянность по отношению к сложившимся формам преподавания является той питательной почвой, на которой может осуществляться успешное развитие школы.» С другой стороны, существует опасность того, что вся работа может достаточно быстро выдохнуться и быть свернута, если в процесс изменений будет втянуто слишком много людей, которые почувствуют, что вся эта работа хотя и требует много сил и времени, не приносит ощутимого результата в их повседневной педагогической работе[26]. Именно по этой причине программа ПРШ концентрируется на изменении и улучшении собственно преподавания, т.е. ограничивает область изменений сферой действий, обозримой и релевантной для практики. Развитие школы не является самоцелью, но оправдано только, если это развитие ведет к заметному улучшению преподавания, учения и всей школьной жизни.

 Центральный момент – изменение методики (методов) преподавания, которые состоят во введении и апробации таких форм работы, которые основаны на собственной ответственности самих учеников. Это смещение с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность учеников, есть некий общий знаменатель всех преобразований, в том числе и направленных на развитие КК. Обсуждаются сл. формы организации занятий, служащие этой цели: 1. открытое преподавание; 2. свободный труд (работа); 3. организация учебной работы на основе недельного плана; 4. поэтапная работа (Stationenarbeit); 5. проектное обучение[27]. Эти новые формы организации учебного процесса невозможно осуществить без организационных изменений. При этом развитие элементарных ключевых компетенций выделяется, как важнейшая составляющая часть всего процесса изменений. Выделяются три области развития базовых или ключевых компетенций (КК): это КК в методической, социальной и коммуникативной областях. Подчеркивается, что этот аспект является требованием, исходящим прежде всего от промышленных (предпринимательских) кругов. «Творец-одиночка (талант) во все большей мере исчезает со сцены. Способность работать в команде и связанные с этим коммуникативные способности приобретают решающее значение. Кто не обладает комплексным и систематическим мышлением и способностью к систематической работе теряется на рабочем месте, оборудованном комплексной и сложной современной техникой». Педагогическое содержание этих областей будет раскрыто ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: