Новый «дом учения». Общий обзор

Узловой пункт новой «культуры учения»[28] составляет, как мы кратко отмечали выше, работу и учебу на основе собственной ответственности учеников. Цель – эффективное достижение вершины (крыши) всего здания «дома учения» – ключевых компетенций. [29] При такой форме организации преподавания, при которой в основном учитель выделяет главное, интерпретирует, структурирует, анализирует, аргументирует, спрашивает, контролирует, критикует, организует, решает проблемы или руководит и организует обучение какими-то иными методами ученики могут приобрести КК только в незначительной степени. Поэтому, обучение на основе собственной ответственности (ОСО) крайне необходимо. При этом предлагаемая Программа ОСО не ориентирована в первую очередь на такие уже развитые формы обучения на основе собственной ответственности, о которых шла речь выше (проектное обучение, недельный план и т.д.). Она ставит себе более скромные задачи начать с малого, а именно с тех форм, к которым уже привыкли учителя и там, действуя шаг за шагом, без всяких сенсаций и громких слов, интенсивировать элементы ОСО сначала в рамках привычного урока. Данный подход опирается на реальную оценку наличного учительского состава, который состоит их учителей-предметников, привыкших к старым «учащим» методам передачи знания. Подобный подход представляется целесообразным еще и по той причине, что если именно этот традиционный учитель на собственной работе ощутит преимущества этих подходов, которые реально снимут с него непомерную нагрузку, то охотно вовлечется в процесс изменений. Он увидит, что чем самостоятельнее, креативнее, ответственнее, кооперативнее, коммуникативнее и сознательнее в применении методов станут ученики, тем это лучше не только для самих учеников, но и для него самого.

Однако, работа и учеба, построенная на собственной ответственности, уже предполагает владение учениками – хотя бы до известной минимальной степени – базовыми компетентностьми, о которых идет речь, которые гарантируют им личный успех и помогают развить мотивацию. Конкретно это значит: они должны владеть обычными учебными и трудовыми техниками, быть способными к коммуникации и аргументации, и уметь конструктивно работать в группе (команде), соблюдая соответствующие правила. Но именно в этих базисных компетентностьх зачастую и наблюдается дефицит, который тотчас дает о себе знать, когда в школе пытаются ввести открытые формы обучения, предполагающие высокую степень самоорганизации. Именно в этом пункте и следует начать улучшение, если мы хотим «Новому дому учения» создать солидный фундамент и последовательно противостоять грозящей опасности того, что ученики окажутся не готовыми к предлагаемым новым формам учения.

Обозначенные выше в качестве фундамента «Нового дома учения» базовые компетентности касаются овладения учениками элементарных учебных и трудовых навыков (техник), как-то: во-первых, маркирование, структурирование и визуализирование (тренинг методов); во-вторых, развитие основополагающих техник аргументации и коммуникации вплоть до риторики (тренинг коммуникации); в-третьих, это систематическое развитие способности к сотрудничеству, работе в группе (команде) благодаря самым различным групповым формам обучения, упражнениям и рефлексиям. Без этой работы, центрированной на методах, без упражнений и прояснений самостоятельная работа учащихся, основанная на собственной ответственности, будет стоять на шатких основах.

Однако, большая часть учительского состава никогда не сталкивалась ни в школе, ни в университете, с подобными формами работы и поэтому испытывают некоторую неуверенность в проведении такого рода занятий и тренингов этих базовых компетенций. Поэтому совершенно необходима организация специальных тренингов для учителей, как в рамках дополнительного образования, так и введение их в общее высшее образование по крайней мере на завершающих семестрах.

Основные цели педагогического развития школы.

Интенсификация и расширение предметного учения

Развитие способностей в области методов, коммуникации и групповой работы и учебы учеников способствуют развитию их профессиональной компетентности. Ибо в преподавании ведь речь не идет в первую очередь о том, чтобы учить знания по предметам, чтобы затем их когда-то воспроизвести. Профессиональная компетентность требует прежде всего предметную суверенность (самостоятельность в обхождении с предметом) и компетенцию решения проблем, предметноориентированную способность к коммуникации и презентации, владение методами, связанными с предметом и способность к групповой работе. Новые формы обучения и тренингов учитывают это расширенное понимание предметной (или профессиональной) компетентности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: