Диагностика развития речи детей (по О.С.Ушаковой)

 

Цель: Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития.

Для младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни)

 

Задание 1. КУКЛА.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

 

1. Как зовут куклу. Придумай ей имя.

3б. – называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина)

2б. - Дает имя (одним словом)

1б. – Не дает имя (повторяет слово «кукла»)

 

2. Скажи, какая Марина?

3б. – Называет два слова и более (красивая, нарядная)

2б. - Называет одно слово (хорошая)

1б. - Не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла»)

 

3. Что на ней (Марине) надето?

3б. - Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках)

2б. – С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…»  («Это - носочки, это – платье»)

1б. – Показывает предметы одежды, но не называет.

 

4.Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носки…-

это?)

3б. – Называет обобщающие слова («одежда», «вещи»)

2б. – Называет другие виды одежды (трусики, колготки,  кофта…)

1б. – Повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки…)

 

5.Какая одежда надета на тебе?

3б. – называет более двух слов (рубашка, майка…)

2б. – называет два предмета одежды (сарафан, майка)

1б. – называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь.

 

6.Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится,

встает, поднимает руку, машет ею)

3б. – ребенок называет все действия

2б. – называет два действия (встала, подняла руку)

1б. – называет одно слово –действие (стоит или сидит)

 

7. Что можно делать с куклой?

3б. – более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть)

2б. – называет два действия (катать в коляске, кормить)

1б. – одно слово (играть)

 

8. Саша, попроси Марину вежливо, что бы она встала, села.

3б. – использование прямой речи и вежливых форм (Марина,

встань, пожалуйста)

2б. – название двух глаголов в повелительной форме (встань, сядь)

1б. – название действий не в требуемой форме (встать, сесть)

 

9. Составление совместного рассказа по схеме:

Это… (кукла). Она…. (красивая). Ее зовут…(Марина). У нее есть… (красное платье, белый бант). С куклой можно… (играть).

Задание 2. МЯЧ.

 

1. Какой мяч? (дать в руки ребенка мяч)

3б. – два признака и более (круглый, резиновый)

2б. – называет одно слово

1б. – не называет качеств, а другое слово (играть)

 

2. Что с ним можно делать?

3б. – называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать,

в футбол играть)

2б. – два действия (играть, бросать)

1б. – одно слово (играть)

 

3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

– что я сделала? (бросает мяч) – бросила

– а ты что сделал? – поймал

– теперь ты бросай. Что ты сделал? – бросил

– А я что сделала? – поймала

3б. – называет все глаголы в нужной форме

2б. – называет 2-3 глагола правильно

1б. – только одно действие

 

4. Составим рассказ про мяч. Это …(мяч). Он… (круглый, синий).

Мяч можно…(катить, ловить, бросать). Я люблю…(играть с мячом).

3б. – ребенок заканчивает предложение, называя 2-3

признака и действия

2б. – называет по одному слову, повторяя сказанное  взрослым

1б. – не может закончить предложение, начатое взрослым.

Задание 3. КАРТИНА «КОШКА С КОТЯТАМИ»

 

1. Кто это? (кошка) Какая она?

3б. – самостоятельно называет (Это-кошка, у нее котята. Кошка черная).

2б. – отвечает по вопросам педагога

1б. – описывает своего кота (из опыта)

 

2. Как назвать детеныша кошки?

3б. – правильное выполнение (един.число – котенок – котик)

2б. – вместо единственного называет множественное число (котята, котенки)

1б. - не выполнил задания

 

3. Когда много детенышей, как сказать?

3б. – называет множественное число (котятки, много котят)

2б. – вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик)

1б. – не выполнил задание

 

4. Сравни кошку и котят, педагог называет:

– кошка большая, а котята… (маленькая)

- у кошки хвост длинный, а у котенка… (короткий)

- кошка бегает быстро, а котята… (медленно)

- кошка мяукает громко, а котята… (тихо)

3б. – ответил на все задания

2б. - выполнил 2-3 предложения

1б. – ответил на одно

 


 5. Совместное рассказывание.

Это … (кошка). Она… (большая). У кошки есть…(котята).

Кошка любит ….(своих котят, играть, лакать молоко).

3б. – ребенок заканчивает все предложения

2б. – заканчивает 2-3 предложения

1б. – называет одно слово.

 

Задание 4.

 

1. Как назвать одним словом куклу, мяч?

3б. – игрушки – дает обобщающее слово

2б. – Катя, мяч – перечисляет названия

1б. – кукла –говорит одно слово

 

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем.

3б. – дает рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж.)

2б. – перечисляет игрушки

1б. – называет одну игрушку

 

Задание 5.

 

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку. (Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее.)

3б. – ребенок пересказывает сказку самостоятельно

2б. – рассказывает по вопросам воспитателя

1б. – называет отдельные слова

 


Задание 6.

 

Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата) – взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Эта таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно (см. А.М.Максаков, М.Ф.Фомичева).

 

Оценку выполнения всех заданий дает воспитатель, подсчитывает общее количество баллов

63-48 – высокий уровень

47-31 – средний уровень

от 30 – ниже среднего

 

Таблица.

Дата проведения __________

Детский сад _______________

Группа _____________________

 

Задание

Ф.И. ребенка возраст

1

2

3

 

4

5

Всего баллов
1 2

3

4

5

6

7 8 9 1 2 3 4

1

2

3 4 5 1 2

-

 
Света И 3,10 года 3 3 3

3

3

3

3

3 3 3 3 3 3

3

3

3 3 3 3 3

3

63
Вася Б. 3,4 года 2 2 2

2

2

2

2

2 2 2 2 2 2 2

2

2

2 2 2 2 2

42

Аня Т. 3,1 года 1 1 1

1

1

1

1

1 1 1 1 1 1 1

1

1

1 1 1 1 1

21

                                                           

 

По общему числу полученных баллов определяем уровень речевого развития каждого ребенка.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: