I. Анализ текущего состояния

ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе реформы местного самоуправления упразднено Черемховское городское муниципальное образование. С 1 января 2006 года вновь образованное муниципальное образование «город Свирск» в полном объеме приступило к решению вопросов местного значения.

  Административное выделение муниципалитета с одной стороны, не должно привести к разрушению экономических, организационных, инфраструктурных и человеческих связей, сложившихся в данном регионе, с другой, влечет за собой автоматическое образование социально-экономической автономии данного муниципалитета, которая должна стать основой для самостоятельного определения перспективы своего развития. Перспективы муниципального образования по-прежнему будут зависеть от того, насколько горожанам, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, осуществляющих свою деятельность на данной территории, удастся скоординировать свои усилия для достижения общих целей по развитию экономики города, повышению устойчивости его экономической базы, стабилизации уровня занятости населения, решению социальных вопросов. Решение вопросов местного значения, закрепленное законом за органами местного самоуправления, может быть эффективным, если станет результатом согласованных действий по реализации общей политики социально-экономического развития.

Первым шагом к построению механизма стратегического партнерства станет формирование концепции социально–экономического развития муниципального образования «город Свирск» на 10-15 лет.

Этот подход предполагает определение стратегических направлений развития муниципалитета, обеспечивает поиск новых эффективных моделей муниципального развития.

Концепция развития города Свирска определяется на основе следующих принципов:

Гражданское согласие. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.

Стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).

Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.

Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами и направлены на их реализацию.

Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.

Минимизация рисков. Учет возможности изменения внутренней и внешней среды.

Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.

Интеграция развития. В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).

Мотивация и стимулирование. Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.

Ориентация на человека и семью. Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию.

Концепция нацелена на создание качественной среды в муниципалитете, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.

Концепция основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития г. Свирска. Рациональное использование ресурсов позволит придать дополнительный импульс развитию. Благоприятное географическое положение города в непосредственной близости от Восточно – Сибирской железной дороги, автомагистрали г.Иркутск – г.Красноярск и р. Ангара, относительная близость к областному центру и к Усть-ордынскому Бурятскому автономному округу, наличие речного порта, свободных производственных площадей, земельных участков, в совокупности со сформированным гражданским сообществом и богатые трудовые традиции населения в области производства промышленной продукции обуславливают широкие возможности для развития города, как центра муниципального образования и как связующего звена единого субъекта Российской Федерации на базе объединения Иркутской области и Усть-ордынского Бурятского автономного округа.

Свирскразрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с законодательными полномочиями и Уставами Иркутской области и города Свирска.

Данный документ разработан в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Иркутской области до 2010 г., Основными положениями стратегии развития Иркутской области, одобренными Министерством регионального развития Российской Федерации

Принятый на федеральном уровне принцип поляризованного (или сфокусированного) развития, заменяющий политику выравнивания уровня регионального развития, предполагает сосредоточение финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.

Цели и приоритеты Концепции сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.

Сложившаяся за годы реформирования структура экономики не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива города – человеческих ресурсов.

Органы муниципальной власти обязаны создать в Свирске благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь населению, включая социально незащищенные слои.

I. Анализ текущего состояния

 

Муниципальное образование «город Свирск» - это город Свирск и микрорайон Березовый.

 

Общая площадь муниципального образования - всего

га

2244

в том числе:

 

 

земли жилой застройки

га

675

из них: многоэтажной

га

235

индивидуальной и одноэтажной

га

440

земли общественной застройки

га

103

из них: бытовые и административные объекты

га

47

образования, науки и здравоохранения

га

45

культуры и искусства

 

11

земли общего пользования

га

286

площади, дороги

га

82

парки

га

6

водоемы, пляжи

га

2

иные земли общего пользования, предназначенные для удовлетворения общественных нужд граждан

га

196

земли промышленной и коммунально - складской застройки

га

587

земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций

га

179

из них: железнодорожного

га

50

автомобильного

га

3

речного

га

9

земли связи, инженерных коммуникаций, радиовещания

га

117

земли сельскохозяйственного назначения

га

414

из них: коллективные и индивидуальные сады

га

149

огороды

га

33

личные подсобные хозяйства

га

23

пашни

га

104

выпасы

га

105

Земли в черте поселений, входящих в состав муниципального образования га 2244
Площадь, занимаемая объектами, предназначенными для сноса, перепланировки га 0,2
Земли муниципального образования за чертой поселений, входящих в состав муниципального образования га 0

 

 Численность населения – 14,712 тыс. человек.

Административным центром муниципального образования является город Свирск.

На сегодня Свирск - один из самых живописных небольших городов Иркутской области. Он находится в 150 км от Иркутска, на левом берегу реки Ангара.

 В первой половине XIX века на берегу Ангары находилось небольшое поселение с названием Свирская. Постепенно поселение росло и преображалось. После гражданской войны, вслед за коллективизацией, разрушившей традиционный жизненный уклад сибирской деревенской общины, пришла индустриализация. Был введен в действие Ангарский металлургический завод (мышьяковый), началось строительство железнодорожной ветки г.Черемхово – г.Свирск, сыгравшей важную роль в становлении города, начинается ввод объектов и строительство собственной ТЭЦ. Строятся школы и детские сады. 20 сентября 1940 года вступил в строй действующих предприятий страны завод химических источников тока № 389. Каждый третий житель Свирска становится работником завода.

 В августе 1941 года на Свирский завод источников тока № 389 был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод. Через три месяца его первая продукция отправилась на фронт. В последствие на его базе был создан градообразующий завод «Востсибэлемент».

 Новый этап развития Свирск получил после Великой Отечественной войны. К этому времени Свирск перерос рамки рабочего поселка и 16 ноября 1949 года ему присваивается статус города. Сочетание водной глади Ангары, крутых, поросших лесом берегов правого берега и прибрежной террасы придает живописность окружающему рельефу и в целом облику Свирска. Визитной карточкой города стали рощи корабельных сосен на берегу и краны Свирского речного порта. Послевоенные годы характеризовались динамичным развитием ведущих заводов. Появляются новые предприятия («Автоспецоборудование», «Ремонтно- механический», «Бархатовская лесоперевалочная база»), развивается социально - культурная сфера, спорт, здравоохранение, вводится в строй жилье.

 В тяжелые годы перестройки город Свирск выстоял и выжил. Город стал возрождаться, ресурсы Свирска начинают вовлекаться в эффективный хозяйственный оборот, начинают вновь работать на жителей города.

1. Экономический потенциал.

Сегодня Свирск – это 262 хозяйствующих субъекта различных видов деятельности и форм собственности (82 крупных, средних и малых предприятий, 180 ИПБОЮЛ).  

Основу экономики города составляют предприятия:

1. Совместное российско-японское предприятие ООО «ТМ Байкал». Основная деятельность компании «ТМ Байкал» - лесопиление и деревообработка, производство высококачественных сухих и антисептированных строганных пиломатериалов широкого ассортимента для японского деревянного домостроения.

Предприятие создано в мае 1991 года. Учредители - Мингосимущество РФ и две японские формы: «Таджима Ламбер Ко., ЛТД» и «Мицуи и Ко., ЛТД». Уже в марте 1994г. первый вагон с пиломатериалами отправлен в Японию.

В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «ТМ Байкал» составляет 76%.

ООО «ТМ Байкал» занимается не только деревообработкой. Предприятие само обеспечивает автотранспортные перевозки (на его балансе – более 80 единиц автотранспорта), ведет капитальное строительство.

На предприятии развита социальная сфера: бесплатная доставка рабочих на предприятие собственным транспортом; оплата более 70% стоимости питания в заводской столовой; ежегодная организация отдыха детей работников в летних детских лагерях и санаториях.

2. ЗАО «Актех-Байкал» - единственное предприятие в Иркутской области по производству свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для всех типов легковых и грузовых автомобилей.

Компания «Актех - Байкал» была создана в 1999 году. К началу 2000 года было стабилизировано производство, создана торговая марка «АкТех» и стали выстраиваться основные блоки системы качества. С 2000 года осуществляется поставка аккумуляторов на сборочный конвейер «АвтоВАЗ». Немного позже начались поставки и на другие крупнейшие автозаводы: сначала на «ИжМаш» и «РосЛаду», затем на «ГАЗ» и «УАЗ». В 2001 году аккумуляторы, выпускаемые компанией, стали победителями конкурса «100 лучших товаров России».

Повышение уровня качества производства сделало возможным выпуск в 2002 году новой торговой марки с улучшенными техническими характеристиками. На сегодняшний день аккумуляторные батареи ТМ «Зверь» - это единственные отечественные батареи, гарантия на которые составляет 3 года. 

В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ЗАО «Актех-Байкал» составляет 4,8%. За 1 полугодие 2006 года наблюдается снижение темпа роста производства -50,7%, что связано с периодическими простоями из-за отсутствия свинцового сырья.

3. МУП «Теплоцентраль». Основной вид деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды. Введена в действие в 1989 году. В 2006 году МУП «ТЦ» заняло 1 место в областном конкурсе на лучший коммунальный теплоисточник. Рост выпуска теплоэнергии за 6 месяцев 2006г. составил 117% за счет снабжения города горячим водоснабжением в летний период. %. В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес МУП «ТЦ» составляет5,8%.

4. ООО фирма «Автоспецдеталь» - не имеющее аналогов предприятие, специализирующееся на производстве коммунальной техники: вакуум-машины, подъемное гидрооборудование; специального оборудования для автомобилей ЗИЛ, ГАЗ, «Газель», УАЗ: изотермические автофургоны и автофургоны для перевозки пищевых продуктов. В настоящее время на базе предприятия размещен государственный заказ на производство средних автодорожных разборных мостов, что позволило значительно улучшить финансовое положение. Темп роста составил 711,6%. В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «Автоспецдеталь» составляет 3,9%.

5. ООО «Свирский РМЗ». Вид деятельности: изготовление запасных частей к экскаваторам ЭКГ -4,6, 5А., 8И., ЭШ-6/45, 10/70, 15/90, 20/90; ремонт и изготовление горно-шахтного, нестандартного оборудования, резинотехнических изделий.

Свирский Ремонтно – механический завод производственного объединения «Востсибуголь» был пущен в эксплуатацию 28 апреля 1958 года.

Выпускаемая продукция отгружается в г.г. Ростов – на Дону, Владивосток, Магадан, Челябинск, Якутск. Продолжается плодотворная работа с Монголией. В настоящее время завод является структурным подразделением Иркутского филиала ОАО «СУЭК». В общем объеме выручки крупных и средних предприятий муниципального образования удельный вес ООО «СРМЗ» составляет 9,5%. За счет улучшения финансового положения и проделанной работе с заказчиками, рост объема производства в 1 полугодии 2006г. составил 125,2%.

6. ОАО ВСРП «Свирский речной порт» - доставка и перевалка грузов, паромная переправа.

Свирский речной порт был принят в эксплуатацию в 1967 году. Акватория, которую обслуживает порт, растянулась на 310 км – от поселка Кулаково до Подволочного. Основное назначение порта – перевозка угля, песчано-гравийной смеси, леса. Ежегодный объем перевозок составляет около 400 тыс.тонн общего груза. Речной порт – это неразрывное звено производственного процесса ООО «ТМ Байкал», на которое приходится до 30% доходов порта. В настоящее время возобновились поставки леса на БЛПК – до 100 тыс.куб.м в год. Изучаются возможности организации туристических перевозок на теплые заливы Осинского «моря», на «Золотые пески» в Мельхитуе.

7. ЗАО «Эколидер» - переработка аккумуляторного лома и производство свинца и сплавов. Собственный свинец – это стратегическое сырье для Российской Федерации.

От Владивостока до Урала завод, аналогичный проекту «Эколидер», расположен только в г. Тюмень, где используется устаревшее оборудование. Аналогов оборудования, которое работает на ЗАО «Эколидер» в России нет. В 1 полугодии 2006г.на ЗАО «Эколидер» введена в действие 1 очередь по переработке аккумуляторного лома. Помимо экономической цели строительства завода, есть еще экологическая – утилизация отходов и их повторное использование. Итальянская технология предусматривает разделение отработанных аккумуляторов на 5 фракций. Работа данной установки заключается в предварительном механизированной разделении ОАБ и в мокром просеивании. Газоочистное оборудование Шведской компании «Плимовент» позволит очистить отходящие газы на 99,6%, что даст возможность их повторного использования в обогреве производственных площадей. Использование современного оборудования и новейших технологий позволит до минимума свести выбросы вредных веществ в атмосферу, воду и почву. 

 

 

Объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам 9 месяцев 2006г. снизился относительно аналогичного показателя 2005г. на 12,2% и составил в текущих ценах 1227,7 млн. руб.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг по крупным и средним предприятиям за 9 м-цев 2006 года составила 758,7 млн. руб. или 98,8 % к уровню 9 м-цев 2005г. (751,0 млн. руб.)

Прибыль работающих предприятий за отчетный период составила 99,8 млн. руб. или 98,3 % к соответствующему показателю прошлого года.

Прирост по отгрузке товаров собственного производства к уровню 2005г. по видам экономической деятельности составил:

   По производству машин и оборудования -128,4 %;

По производству автомобилей, прицепов и полуприцепов – 711,6%;

Производство, передача и распределение пара и горячей воды – 131,0%,

 Причина роста объемов отгрузки:        

1.ООО «Свирский РМЗ» - улучшение финансового положения.

2. ООО «Автоспецдеталь» - размещение госзаказа на изготовление автодорожных средних мостов.

3. МУП «Теплоцентраль» - горячее водоснабжение в летний период.

 Темп развития производства по важнейшим видам промышленной продукции за 9 месяцев 2006г. составил:

 

  № п/п   Наименование предприятия   ЕИ   9м-цев 2006г   9м-цев 2005г.   %
  1.

 

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

  Лесоматериалы круглые тыс.м3 190,1 195,3 97,3
  Щепа технологическая тыс.м3 61,2 60 102
  Пиломатериалы тыс.м3 89 95 97,3
  2.

 

Производство машин и оборудования

  Сталь тн 880 902 97,6
  3.

 

Производство электрических машин и электрооборудования

  Аккумуляторы и аккумуляторные батареи тн 5785 8208 70,5  
4. Аккумуляторы и аккумуляторные батареи шт. 357688 564978 63,3
5.

Производство и передача теплоэнергии и воды

  Тепловая энергия Тыс.Гкал 84,2 64,5 130,5

 

Удельный вес по отраслям промышленности:

- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели) -76 %;

- производство машин и оборудования – 9,5 %;

- производство автомобилей, прицепов и полуприцепов – 3,9 %;

- производство, передача и распределение пара и горячей воды – 5,8 %,

- производство аккумуляторов – 4,8 %.

 

 По итогам 9 месяцев 2006г. объем инвестиций составил 10,1 млн. руб. руб. (рост в 5,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

В инвестиционном процессе принимали участие ООО «ТМ Байкал» - 36,6% (покупка оборудования), ЗАО «Актех-Байкал» - 63,4% (покупка оборудования). Источником финансирования в основной капитал являются амортизационные отчисления и привлеченные средства.

 

№ п/п Наименование предприятий ЕИ На 01.10.06.
1. ООО «ТМ Байкал» млн.руб. 3,7
2. ЗАО «Актех-Байкал» млн.руб. 6,4

 

На 01.10.2006 года в муниципальном образовании функционирует 30 предприятий малого предпринимательства различных форм собственности.

По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса на протяжении ряда лет практически не меняется. Доля предприятий в структуре малых предприятий такова:

- торговля, общественное питание, бытовое обслуживание 46,2 %;

- промышленность 22,6%;

- прочие 31,2%.

 

Из общего количества предприятий малого бизнеса наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, так как в условиях инвестиционного голода способен развиваться именно минимально капиталоемкий малый и средний торговый бизнес.

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях за 9 месяцев 2006 года составила 837 человек.

Удельный вес работников малых предприятий составляет 21,8 % от общей численности занятого населения.

 Одной из особенностей малого предпринимательства является распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, представляющего населению дополнительные источники доходов, наряду с основным местом работы.

В общем объеме выручки от реализации предприятий всех форм собственности городского муниципального образования доля малых предприятий составляет 38,2%. Выручка от реализации товаров и услуг за 9 месяцев 2006 года составила 469 млн. руб.

Среднемесячная заработная плата по отраслям малого бизнеса составила 3892 руб. или 91,4 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

На 01.10.06г. реально осуществляют свою деятельность 180 индивидуальных предпринимателей.

Проводится работа по вовлечению индивидуальных предпринимателей в общественную жизнь муниципального образования. В городе уже второй год работает Совет предпринимателей, который помогает администрации в решении вопросов, касающихся малого предпринимательства. Принята программа поддержки и развития малого бизнеса на 2007-2009г.г.

 

Трудовой потенциал

Трудовые ресурсы населения г.Свирска составляют 8829 чел., в том числе:

3833 человек - занято в экономике,

607 человек учащихся,

4210 человек - не занято в экономике

 Распределение населения по сферам занятости представлено:

Обрабатывающие производства – 1782 чел.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 244 чел.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 120 чел.

Транспорт и связь – 194 чел.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – 46 чел.

Образование -559чел.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 229чел.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 199чел.

Прочие – 262чел.

Индивидуальные предприниматели – 180 чел.

 Количество безработных на 01.10.2006г. - 481 чел. или 7,4% (9 м-цев 2005г. – 500 чел. или 8,0 %).

Среднесписочная численность работающих в организациях всех форм собственности муниципального образования за 9 месяцев 2006 года составила 3653 чел. или 107,4% к показателю на 01.01.2006, из них в материальном производстве – 2035 чел. (88,5%), в непроизводственной сфере -1618 чел. (147,1%), в т.ч. в бюджетной сфере – 1014 чел. (112,7%).

За 9 м-цев 2006г. фонд оплаты труда работающих в экономике муниципального образования составил 156,3 млн. руб., в т.ч. в материальном производстве – 93,6 млн. руб. или 96,4% к 2005г., в непроизводственной сфере 62,7 млн. руб. или 79,3% к 2005г., в т.ч. в бюджетной сфере – 37,9 млн.руб. или 148,6% к 2005г.

Среднемесячная заработная плата одного работающего за 9 м-цев 2006 года составила 4753 руб. или 108,7 % к аналогичному показателю 2005г.

 Средняя заработная плата по  сферам занятости представлена:

Обрабатывающие производства – 5208,8 руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 4531,3 руб.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 3638,9 руб.

Транспорт и связь – 5434,7руб.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение –11987,9 руб.

Образование -3452,2 руб.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 4004,4руб.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 2677,8 руб.

Прочие – 5691,3 руб.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: