В буксах вагонов применяют глухую подшипниковую посадку, при которой внутреннее кольцо подшипника устанавливается непосредственно на шейку оси.
В буксах грузовых и пассажирских вагонов устанавливают два цилиндрических подшипника, (как показано на рисунках 1 и 2) вплотную друг к другу, при этом подшипник, расположенный у галтели шейки оси, называют задними, а у ее торца - передними.
Буксы с двумя цилиндрическими подшипниками могут иметь торцевое крепление корончатой гайкой М110x4 как показано на рисунке 1 или тарельчатой шайбой с тремя или четырьмя болтами М20, как показано на рисунке 2.
1 - корпус буксы; 2 - отъемный лабиринт корпуса буксы; 3 - лабиринтное кольцо; 4 - задний подшипник; 5 - передний подшипник;6 - торцевая гайка; 7 - крепительная крышка;8 - болт М 12 стопорной планки с пружинной шайбой; 9 - проволока; 10- стопорная планка; 11 - упорное кольцо подшипника;12 - смотровая крышка; 13 - прокладка; 14 - болт М 12 смотровой крышки; 15- кольцо уплотнительное.
Рисунок 1 - Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением гайкой
1 -передний подшипник 232726Л1М; 2-задний подшипник 42726Л; 3 - корпус буксы; 4 - лабиринтное кольцо; 5 - отъемный лабиринт корпуса буксы; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - крепительная крышка; 8 - прокладка; 9- торцевая шайба; 10 - смотровая крышка; 11 - болт М 20 для крепления торцевой шайбы; 12 - стопорная шайба;13- болт М 12 с пружинной шайбой для крепления смотровой крышки.
Рисунок 2 - Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками с торцевым креплением тарельчатой шайбой и четырьмя болтами
Характеристика основных типов букс с роликовыми подшипниками, применяемыми на грузовых вагонах, приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика основных буксовых узлов
Конструкция буксового узла | Обозначения подшипников Переднего Заднего | Габаритные размеры | Тип вагонов | |
Букса с двумя цилиндрическими подшипниками | 30-232726 | 30-42726 | 130x250x80 | ЦМВ и грузовые |
36-232726 | 36-42726 |
На крышках буксовых узлов устанавливаются бирки:
- под верхним левым болтом крепительной крышки с правой стороны колесной пары, основная бирка с № оси, № предприятия и датой последнего полного освидетельствования,
- под верхним правым болтом крепительной крышки с правой стороны колесной пары – бирка о производстве обточки с 01 или 02 (1-я или 2-я обточка) № предприятия и даты производства обточки.