Монтаж букс с роликовыми подшипниками производится на стенде монтажа слесарями роликового отделения под непосредственным контролем бригадира роликового отделения.
Колесные пары поочередно подаются к позициям монтажа, оборудованных поворотными устройствами для колесных пар, буксонадевателем, инструментом для закручивания торцевых гаек и крышек букс.
К монтажу допускаются колесные пары и подшипники, имеющие температуру окружающей среды. Для точности выполнения замеров, измерения шеей и предступичных частей осей производится не ранее чем через 12 часов после обмывки колесных пар в моечной машине и не ранее чем через 2 часа после обточки колес по кругу катания, и через 8 часов после обмывки блоков подшипников.
После подачи колесных пар на стенд монтажа слесарь роликового отделения, производит очистку керосином шейки и предподступичной части оси или внутренних и лабиринтных колец.
Бригадир производит:
- осмотр и измерение шейки и предподступичной части оси или осмотр внутренних и лабиринтных колец находящихся на оси с нанесением меловых разметок на места подлежащие зачистки. В случае выявления дефектов шейки и предподступичной части оси не подлежащих зачистки или размеров не соответствующих установленным требованиям колесную пару направить в ВКМ с указанием в натурном листке ф. ВУ-51 дефекта, в соответствии с классификатором неисправностей колесных пар ИТМ-1.
В случае выявления на внутренних или лабиринтных кольцах дефектов - не подлежащих зачистки (забоины и вмятины, задиры на трущихся поверхностях, трещины и отколы, проворачивание на оси – потеря или ослабление натяга) колесную пару направить на позицию их снятия, методом холодной распрессовки на установке УДБ-2 или индукционным нагревателем.
Проверить зазор между торцевыми поверхностями внутренних колец, а также бортом внутреннего кольца заднего подшипника и лабиринтным кольцом. Щуп толщиной не более 0,04мм может войти в зазор между этими деталями на участок длиной 1/3 окружности. В случае зазора более допустимого направить колесную пару на позицию снятия внутренних и лабиринтных колец.
У всех колесных пар бригадир роликового отделения производит проверку натяга внутренних колец специальным приспособлением - «клещами» и прибором ПС-219.1
При постановке лабиринтного кольца бригадир роликового отделения производит его подбор на предподступичную часть оси по натягу.
Натяг – создается за счет разности диаметра предподступичной части оси и лабиринтного кольца.
Диаметр лабиринтного кольца должен быть меньше диаметра предподступичной части оси на величину натяга, который должен быть от 0.02 ¸ 0.15 мм.
Для подбора лабиринтного кольца по натягу брать среднее арифметические значения измерений посадочного диаметра кольца и предподступичной части оси
Постановку лабиринтных и внутренних колец производит слесарь роликового отделения на установке ГД-503 методом холодной напрессовки.
Перед установкой подшипников в буксу, бригадир со слесарем, производит подбор парных подшипников, по радиальным зазорам, непосредственно на шейки оси щупом.
Радиальный зазор в подшипнике, измеренный непосредственно на шейки оси, должен быть не менее 0,04 мм.
Разность радиальных зазоров у двух парных подшипников может быть 0 мм, 0,01 мм или 0,02 мм, при этом радиальный зазор заднего подшипника должен быть больше.
Данные измерений радиальных зазоров бригадир наносит мелом на диск колеса, для последующего переноса в журнал монтажа буксовых узлов ф. ВУ-90.
После подбора парных подшипников бригадир роликового отделения производит запись маркировки и значения радиальных и осевых зазоров, установленных на шейку оси подшипников, в рабочий журнал, для последующего переноса их в журнал монтажа буксовых узлов ф. ВУ-90.
Далее слесарем роликового отделения колесная пара подается на первую позицию монтажа буксовых узлов.
Подготовленные, измеренные и предварительно смазанные эМПи-1 корпуса букс слесарь последовательно вручную вставляет:

Рисунок 120 - Блок переднего подшипника установить так, чтобы его маркированная сторона была обращена к передней части корпуса буксы.

Рисунок 121 - Перед постановкой в буксу в блоки подшипников заливается смазка эМПи-1.
В свободное пространство между задним подшипником и лабиринтным кольцом заложить смазку ЛЗ-ЦНИИ. При закладывании смазку дозировать мерной емкостью вместо взвешивания.
Смазку ЛЗ-ЦНИИ закладывать: в свободное пространство между задним подшипником и лабиринтным кольцом в количестве 100 грамм; в блоки подшипников между роликами 400 – 500 грамм, что в сумме составляет 500-600 грамм

Рисунок 122 - Лабиринтное кольцо заполнить смазкой в количестве 100 грамм по всему периметру.

Рисунок 123 - Корпус буксы с установленными подшипниками, с помощью монтажной втулки надвинуть на внутренние кольца свободно, без особого усилия.

Рисунок 124 - После установки корпуса буксы на шейку оси надеть упорное кольцо переднего подшипника, маркированной стороной к передней части буксы.
Развернуть колесную пару, для сборки торцевого крепления в следующей последовательности:
Сборка торцевого крепления колесной пары типа РУ-1 производится с использованием анаэробного герметика типа «Трибопласт» («Стопор»).
В креплении гайки М110х4 поверхности резьбовых соединений (шейки оси и гайки) тщательно очистить от грязи и влаги обтирочным материалом, обезжирить с помощью бензина или ацетона, или одним из указанных моющих водных растворов:
Концентрация в воде, % (грамм на литр воды)
Лабомид (ТУ 38-10738-73, ТУ 6-18-152-73) - 2–4 (20-40 гр., т.е. 1 ст. ложка)
ХС-2 (ТУ 6-18-161-73) - 2–4;
ДНС – А- 3 (ТУ 6-06-32-307-82) – 2;
Синтанат М-10Б (ТУ 6-06-32-307-81) – 2;
Соламин –2м (ТУ 6-06-32-465-83) – 2;
Альфанокс 10К (ТУ 6-06-32-335-80) – 2;
Оптимальная температура моющих растворов – 50-80ºС.
При обезжиривании моющим раствором производить протирку со сменой обтирочного материала не менее 2-3 раз, до полного удаления смазки в канавках резьбы. После чего насухо протереть резьбовые части шейки оси и гайки чистым обтирочным материалом для удаления влаги.
Герметик наносить не ранее чем через 3-5 мин. В случае применения для обезжиривания бензина и 15-20 мин. при использовании моющих растворов.
Герметик перед применением перемешать до однородной массы встряхиванием флакона.
Герметик нанести на поверхность резьбы через капельницу, образующуюся после среза конца крышки упаковочного флакона ровным слоем с заполнением впадин трех-четырех витков резьбы со стороны торца оси. Толщина наносимого слоя зависит от степени износа резьбы (как показано на рисунке 125).
Навернуть гайку М110х4 высотой 51мм, с проточкой глубиной 23+1 мм (гайку предварительно подобрать по резьбе шейки оси для обеспечения наименьшего зазора в резьбовом соединении) на три - четыре витка и сделать возвратно-качательные движения разворачивая и заворачивая гайку на угол 180-2700, затем выровнять нанесенный слой герметика путем прогона гайки, по всему контакту гайки и оси. Закручивание гайки М110х4 выполнить сразу после нанесения герметика.

Рисунок 125 - Нанесение герметика на гайку
Затем с помощью гаечного торцевого ключа и молотка массой 3 – 5 кг, затянуть гайку до соприкосновения с плоским упорным кольцом туго поджать до получения чистого металлического звука.

Рисунок 126 - Закручивание гайки с помощью гаечного торцевого ключа
Затем в паз оси установить стопорную планку, не вводя ее хвостовик в шлиц гайки. Планку установить в такое положение, чтобы при последующей затяжке гайка повернулась бы от половины до одной коронки (как показано на рисунке 127).

Рисунок 127 - Установка стопорной планки
Затяжку гайки выполнять поворотом только по часовой стрелке. Поворот гайки в обратном направлении, т.е. ослабление ее затяжки запрещается.
После этого установить и закрепить болты стопорной планки.
Под болты установить пружинные шайбы.
Болты М12 связать мягкой отожженной проволокой диаметром 1,5–2мм, проходящей через раззенкованные отверстия в их головках. Перед применением проверить наличие ярлыка, прикрепленного мотку или бухте, на котором указывают 1,8 – О – С или 1,8 – О – Ч ГОСТ3282-74: где 1,8 – диаметр проволоки, О-оттоженая, С- светлая, Ч – черная. При отсутствии данного обозначения проволоку не применять для монтажа. Проволоку увязать по форме цифры «8».
При затяжке гайки буксу слегка повернуть для того, чтобы убедиться в отсутствии заклинивания подшипников.
После закрепления подшипников в осевом направлении производится закладка смазки в переднюю часть корпуса буксы и постановки смотровых и крепительных крышек.
Смазку уложить на внешнюю поверхность гайки по всему периметру и на переднюю видимую часть подшипника и уплотнить пальцами так, чтобы смазка проникла между сепаратором и бортом наружного кольца переднего подшипника ЛЗ-ЦНИИ в количестве 200гр (как показано на рисунке 128). При закладывании смазку дозировать мерной емкостью вместо взвешивания.

Рисунок 128 - Закладывание смазки ЛЗ-ЦНИИ
Крышки, предварительно отремонтированные на участке осмотра и ремонта крышек буксового узла, слесарем по ремонту подвижного состава подаются в монтажное отделение. Установку буксовых крышек производит слесарь роликового отделения после проверки мастером состояния буксового узла, наличия всех деталей.
Под болт крепительной крышки буксы правой шейки оси с левой стороны установить бирку, на которой выбить: индивидуальный номер оси (который включает в себя условный номер предприятия – изготовителя черновой оси, порядковый номер черновой оси и год изготовления черновой оси), дату полного освидетельствования колесной пары и полной ревизии букс, условный код предприятия, выполнившего эти работы, код Государства – собственника (определяется по клейму, нанесенному на боковой поверхности ободов с наружной стороны колес).
ПРИМЕЧАНИЕ: При нанесении индивидуального номера колесной пары необходимо учитывать, что условный номер предприятия- изготовителя черновой оси должен состоять из 4 знаков, порядковый номер черновой оси должен иметь максимальное число знаков – 6, а год изготовления оси – 2 знака (две последние цифры года).
Если условный номер предприятия-изготовителя состоит из одного знака, то при написании индивидуального номера колесной пары его необходимо дополнить тремя нулями с левой стороны до 4-х знаков, если из двух знаков, то дополнить двумя нулями, а если из трех – одним нулем. Между номером предприятия – изготовителя оси, порядковым номером оси и годом изготовления оси делать пропуск в размере одного знака.
Запрещается монтаж букс, с применением крепительных крышек из алюминиевого сплава.
Правильность сборки буксы контролирует бригадир:
- по наличию зазора между фланцевой поверхностью крепительной крышки и торцовой поверхностью буксы, (проверяется зазор в четырех точках, двух взаимоперпендикулярных направлениях, допустимый размер от 0,5 до 2,0 мм, допускается неравномерный зазор по всей окружности);

Рисунок 129 - Контроль правильности сборки буксы
- по легкости вращения на шейки оси (букса вращается вручную)
- по зазорам в зоне расположения ушков, минимально допустимый зазор 0,3 мм, проверяется у оснований ушков.
Причинами затруднительного вращения может быть чрезмерное заполнение буксы смазкой, случайное попадание в буксу посторонних тел (стружка, тряпки и т.д.), особенно опасно отсутствие осевого разбега буксы, трение сепаратора о борт внутреннего кольца заднего подшипника или о плоское упорное кольцо переднего. Эти причины немедленно выяснить и устранить.
Осевое смещение буксы проверить вручную (как показано на рисунке 130). Допустимый предел – от 0.68мм до 1.38мм (обеспечивается конструкцией).

Рисунок 130 - Проверка осевого смещения буксы
Не допускается защемление роликов в осевом направлении.
Колесная пара типа РУ-1Ш.
Лабиринтное кольцо заполнить смазкой в количестве 100 грамм по всему периметру.
Корпус буксы с установленными подшипниками, с помощью буксонадевателя надвинуть на внутренние кольца свободно, без особого усилия.
После установки корпуса буксы на шейку оси надеть упорное кольцо переднего подшипника, маркированной стороной к передней части буксы.
Развернуть колесную пару, для сборки торцевого крепления в следующей последовательности: на шейку оси надеть тарельчатую шайбу (рис. 131), которую прикрепить к торцу шейки четырьмя или тремя болтами М20х60.4.8 с головкой, выполненной с ложной шайбой на опорной поверхности.

Рисунок 131 - Постановка тарельчатой шайбы
Под болты установить стопорные шайбы, на которые выбить клейма:
- на стопорной шайбе правой шейки оси – индивидуальный номер оси (который включает в себя условный номер предприятия – изготовителя черновой оси, порядковый номер черновой оси и год изготовления черновой оси), знак формирования, условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару, месяц и две последние цифры года производства этих работ;
- на стопорной шайбе левой шейки оси – дату последнего полного освидетельствования и условный номер предприятия, производившего последнее полное освидетельствование. При этом месяц на стопорной шайбе выбивают арабскими цифрами.
Затяжку болтов М20 произвести динамометрическим (как показано на рисунке 132) или тарированным ключом усилием с крутящим моментом 230-250Нм (23-25кгс/м) на каждый болт. Затягивать болты равномерно.

Рисунок 132 - Динамометрический ключ
Закручивание трех болтов выполнить дважды по периметру, а четырех – по схеме 1-2-3-4-3-4-2-1. Затем лепестки стопорной шайбы загнуть клещами на грань головки каждого болта и довести до плотного прилегания лепестков шайбы к граням головки болта.
При затяжке шайбы буксу слегка повернуть для того, чтобы убедиться в отсутствии заклинивания подшипников.
После закрепления подшипников в осевом направлении производится закладка смазки в переднюю часть корпуса буксы и постановки смотровых и крепительных крышек.
Смазку уложить на внешнюю поверхность шайбы по всему периметру и на переднюю видимую часть подшипника и уплотнить пальцами так, чтобы смазка проникла между сепаратором и бортом наружного кольца переднего подшипника ЛЗ-ЦНИИ в количестве 200гр. При закладывании смазку дозировать мерной емкостью вместо взвешивания.
Крышки, предварительно отремонтированные, подаются в монтажное отделение. Установку буксовых крышек производит слесарь роликового отделения после проверки бригадиром состояния буксового узла, наличия всех деталей.
Под болт крепительной крышки буксы правой шейки оси с левой стороны установить бирку, на которой выбить: индивидуальный номер оси (который включает в себя условный номер предприятия – изготовителя черновой оси, порядковый номер черновой оси и год изготовления черновой оси), дату полного освидетельствования колесной пары и полной ревизии букс, условный код предприятия, выполнившего эти работы, код Государства – собственника (определяется по клейму, нанесенному на боковой поверхности ободов с наружной стороны колес).
ПРИМЕЧАНИЕ: При нанесении индивидуального номера колесной пары необходимо учитывать, что условный номер предприятия- изготовителя черновой оси должен состоять из 4 знаков, порядковый номер черновой оси должен иметь максимальное число знаков – 6, а год изготовления оси – 2 знака (две последние цифры года).
Если условный номер предприятия-изготовителя состоит из одного знака, то при написании индивидуального номера колесной пары его необходимо дополнить тремя нулями с левой стороны до 4-х знаков, если их двух знаков, то дополнить двумя нулями, а если из трех – одним нулем. Между номером предприятия – изготовителя оси, порядковым номером оси и годом изготовления оси делать пропуск в размере одного знака.
Запрещается монтаж букс с применением крепительных крышек из алюминиевого сплава.
Правильность сборки буксы контролирует бригадир:
- по наличию зазора между фланцевой поверхностью крепительной крышки и торцовой поверхностью буксы, (проверяется зазор в четырех точках, двух взаимоперпендикулярных направлениях, допустимый размер от 0,5 до 2,1 мм, допускается неравномерный зазор по всей окружности);
- по легкости вращения на шейки оси (букса вращается вручную)
- по зазорам в зоне расположения ушков, минимально допустимый зазор 0,3 мм, проверяется у оснований ушков.
- причинами затруднительного вращения может быть чрезмерное заполнение буксы смазкой, случайное попадание в буксу посторонних тел (стружка, тряпки и т.д.), особенно опасно отсутствие осевого разбега буксы, трение сепаратора о борт внутреннего кольца заднего подшипника или о плоское упорное кольцо переднего. Эти причины немедленно выяснить и устранить.
Осевое смещение буксы проверить вручную. Допустимый предел – от 0.68мм до 1.38мм (обеспечивается конструкцией).
Не допускается защемление роликов в осевом направлении.