Розничная торговля – это продажа товаров непосредственным потребителям, преимущественно за наличные деньги, а также в кредит. Статистическая отчетность по розничной торговли включает в нее не только продажу товаров по розничной торговой сети и предприятий общественного питания, но также продажу печатных изделий по подписке, продажу населению лесоматериалов, топлива, форменной одежды, скота и птицы за деньги со складов; выручку ателье индивидуального пошива одежды и обуви, мастерских по ремонту товаров народного потребления. Основное экономическое содержание оборота розничной торговли заключается в том, что розничная торговля как экономический процесс представляет собой обмен денежных доходов населения на товары в порядке купли – продажи. Экономическая характеристика оборота розничной торговли вытекает из его роли в обеспечении населения товарами, социальных форм российской торговли, организационного построения торговых систем. Оборот розничной торговли – экономический показатель, используемый для характеристики потребительского рынка страны, отдельных регионов, а также для оценки объемов деятельности торговых предприятий. Оборот розничной торговли характеризует значительную стадию движения товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу личного потребления на основе актов купли – продажи. Сущность оборота розничной торговли выражает экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретаемые товары. Розничная продажа товаров ведется: - юридическими лицами, для которых торговая деятельность является основной (торговые организации разных организационно-правовых форм); - юридическими лицами, для которых торговая деятельность не является основной (промышленные, сельскохозяйственные и др. предприятия); - физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Объемы продажи товаров юридическими лицами отражаются ими в статистической отчетности. Чтобы составить отчет об обороте, надо знать, что в него включается, а что не включается. Существует специальная инструкция, она утверждена ГосКомСтатом РФ (см. постановление № 89 от 31.11.2001 г.). В состав ОРТ включают: 1. Продажа населению товаров за наличный расчет, по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков. 2. Стоимость товаров проданных в комиссионной торговле. 3. Продажа в кредит по полной стоимости на момент продажи. 4. Продажа подписных изданий. 5. Продажа населению порожней тары. 6. Стоимость упаковочного материала, который не включался в стоимость товара. 7. Продажа отдельным категориям населения товаров по льготной цене (лекарство, топливо и др.). В ОРТ включается полная сумма товара. В состав ОРТ не включают: 1. Стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы. 2. Стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта и лотерейных билетов. 3. Стоимость товаров отпущенных через розничную сеть с оплатой по безналичному расчету. 4. Услуги, оказанные населению. Статистический отчет по ОРТ: 1. По ОРТ действует ведомственная статистическая отчетность «Сведения о торговой деятельности», форма №1 – ТОРГ. Эта отчетность месячная, составляется нарастающим итогом. 2. Отчет состоит из двух разделов: I. Справки об оборотах и товарных запасах. Этот раздел составляется в тыс. руб. Сам ОРТ проставлен в первой и второй строке: - первая строка – оборот розничной торговли. - вторая строка – в том числе сельский оборот. Данные для заполнения отчета берут из первичных документов: отчет по кассе, товарно-денежный отчет продавцов. II. Продажа и запасы отдельных товаров. Он заполняется в натуральных единицах. Оборот предприятий питания представляет собой стоимости проданной населению собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленных в предприятиях питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В составе оборота предприятий питания выделяют: оборот по продаже продукции собственного производства и оборот по продаже покупных товаров. Оборот предприятий розничной торговли и питания имеет большое значение для предприятий: - оборот характеризует мощность предприятия, объем деятельности; - объем оборота используется для определения доли предприятия на местном рынке потребительских товаров; - через реализацию товаров обеспечивается получение дохода и прибыли; - оборот используется как результативный показатель при характеристике эффективности использования ресурсов. Формирование оборота предприятий розничной торговли и питания осуществляется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: - факторы, связанные со спросом населения; - факторы, связанные с товарным предложением; - факторы, связанные с ценами; - факторы, связанные с организацией торговли. Объемы оборота предприятий розничной торговли и питания формируются с учетом их доли на местном рынке и перспектив ее изменения.