Экономическая характеристика оборота розничной торговли. Понятие оборота, его роль, состав, отчетность

Розничная торговля – это продажа товаров непосредственным потребителям, преимущественно за наличные деньги, а также в кредит. Статистическая отчетность по розничной торговли включает в нее не только продажу товаров по розничной торговой сети и предприятий общественного питания, но также продажу печатных изделий по подписке, продажу населению лесоматериалов, топлива, форменной одежды, скота и птицы за деньги со складов; выручку ателье индивидуального пошива одежды и обуви, мастерских по ремонту товаров народного потребления. Основное экономическое содержание оборота розничной торговли заключается в том, что розничная торговля как экономический процесс представляет собой обмен денежных доходов населения на товары в порядке купли – продажи. Экономическая характеристика оборота розничной торговли вытекает из его роли в обеспечении населения товарами, социальных форм российской торговли, организационного построения торговых систем.                                         Оборот розничной торговли – экономический показатель, используемый для характеристики потребительского рынка страны, отдельных регионов, а также для оценки объемов деятельности торговых предприятий. Оборот розничной торговли характеризует значительную стадию движения товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу личного потребления на основе актов купли – продажи. Сущность оборота розничной торговли выражает экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретаемые товары.       Розничная продажа товаров ведется:                                                       - юридическими лицами, для которых торговая деятельность является основной (торговые организации разных организационно-правовых форм); - юридическими лицами, для которых торговая деятельность не является основной (промышленные, сельскохозяйственные и др. предприятия);       - физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.                                                         Объемы продажи товаров юридическими лицами отражаются ими в статистической отчетности. Чтобы составить отчет об обороте, надо знать, что в него включается, а что не включается. Существует специальная инструкция, она утверждена ГосКомСтатом РФ (см. постановление № 89 от 31.11.2001 г.).                                                                                           В состав ОРТ включают:                                                                            1. Продажа населению товаров за наличный расчет, по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.          2. Стоимость товаров проданных в комиссионной торговле.                            3. Продажа в кредит по полной стоимости на момент продажи.                                  4. Продажа подписных изданий.                                                                             5. Продажа населению порожней тары.                                                               6. Стоимость упаковочного материала, который не включался в стоимость товара.                                                                                                                              7. Продажа отдельным категориям населения товаров по льготной цене (лекарство, топливо и др.). В ОРТ включается полная сумма товара.                        В состав ОРТ не включают:                                                                           1. Стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы.                                                                                                                   2. Стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта и лотерейных билетов.                                                                                            3. Стоимость товаров отпущенных через розничную сеть с оплатой по безналичному расчету.                                                                                          4. Услуги, оказанные населению.                                                     Статистический отчет по ОРТ:                                                                        1. По ОРТ действует ведомственная статистическая отчетность «Сведения о торговой деятельности», форма №1 – ТОРГ. Эта отчетность месячная, составляется нарастающим итогом.                                                                     2. Отчет состоит из двух разделов:                                                                                       I. Справки об оборотах и товарных запасах. Этот раздел составляется в тыс. руб. Сам ОРТ проставлен в первой и второй строке:                                                    - первая строка – оборот розничной торговли.                                                     - вторая строка – в том числе сельский оборот. Данные для заполнения отчета берут из первичных документов: отчет по кассе, товарно-денежный отчет продавцов.                                                                                                               II. Продажа и запасы отдельных товаров. Он заполняется в натуральных единицах.                                                                                                             Оборот предприятий питания представляет собой стоимости проданной населению собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленных в предприятиях питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В составе оборота предприятий питания выделяют: оборот по продаже продукции собственного производства и оборот по продаже покупных товаров.                 Оборот предприятий розничной торговли и питания имеет большое значение для предприятий:                                                                                 - оборот характеризует мощность предприятия, объем деятельности;           - объем оборота используется для определения доли предприятия на местном рынке потребительских товаров;                                                                        - через реализацию товаров обеспечивается получение дохода и прибыли;          - оборот используется как результативный показатель при характеристике эффективности использования ресурсов.                                      Формирование оборота предприятий розничной торговли и питания осуществляется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:                                                                      - факторы, связанные со спросом населения;                                                     - факторы, связанные с товарным предложением;                                             - факторы, связанные с ценами;                                                                          - факторы, связанные с организацией торговли.                          Объемы оборота предприятий розничной торговли и питания формируются с учетом их доли на местном рынке и перспектив ее изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: