Показатели оборота розничной торговли, их характеристика

Все показатели оборота розничной торговли (продажа, запасы, поступление) взаимосвязаны между собой. В свою очередь они влияют на показатели использования ресурсов и на финансовый результат предпринимательской деятельности. Можно выделить два направления этого анализа: во-первых, изучение балансовой увязки всех показателей оборота розничной торговли и, во-вторых, выявление доли экстенсивных и интенсивных факторов в развитии торговли. Продажа товаров может возрасти как за счет ускорения оборачиваемости капитала, так и за счет чрезмерного увеличения поступления товаров.                               Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров с поставщиками, связанными магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь. В предприятии в 2006 году прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2006 году положительной. Статистическими органами разработаны краткие указания по заполнению с 2000 г. Формы №1 – торг, срочный месячный отчет «Отчет о торговой деятельности».                                                        Одновременно не включается в оборот розничной торговли:              - стоимость спецодежды, выданной своим работникам;                                   - продажа товаров по безналичному расчету организациям социальной сферы;                                                                                                                    - продажа товаров спецпотребителям.                                             Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах – фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость. Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включаются в оборот розничной торговли в полном объеме.               При характеристике потребительского рынка учитывают и оборот общественного питания. Он включает стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных для потребления на месте без кулинарной обработки. Оборот розничной торговли включают данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других отраслей экономики, осуществляющем продажу населению потребительских товаров. Оборот розничной торговли включает продажу товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.                                В оборот розничной торговли продовольственными товарами включается стоимость проданных населению продуктов питания и алкогольных напитков. В статотчетах по стране, федеральных округов и регионов структуры оборот розничной торговли по формам продаж, например, за декабрь 2000 г. и декабрь 1999 г.составил в следующих соотношениях:                                                                                                      - крупные и средние организации розничной торговли (18% и 19%);                   - крупные и средние не торговые организации (11% и 12%);                             - субъекты малого предпринимательства розничной торговли (27% и 24%); - субъекты малого предпринимательства других отраслей экономики (16% и 16%).                                                                                          Оборот розничной торговли как в организациях, для которых соответствующий вид деятельности является основным, так и во всех отраслях экономики формируется в порядке, установленными методологическими рекомендациями по формированию показателей статистики розничной торговли. Другими показателями, характеризующие хозяйственную деятельность торговой организации, для целей статистического наблюдения является оборот организаций розничной торговли. Оборот организаций розничной торговли представляет собой выручку от реализации всех видов продукции выполненных работ, оказанных услуг.                                                                                              Оборот организаций розничной торговли = оборот основного вида деятельности розничной торговли + оборот других видов деятельности (оборот деятельности по производству товаров, оборот торговой деятельности, оборот деятельности по оказанию услуг). Общая стоимость оборота организаций розничной торговли устанавливается без учета налогов и обязательных платежей (НДС, акцизов, экспортной пошлины).                                Экономическая категория выражает определенную группу экономических отношений, которые определяют ее сущность. Поэтому обмен денежных доходов на необходимые товары и услуги на рынке в порядке купли – продажи и экономические отношения, связанные с этим обменом, выражают сущность розничного товарооборота.                                   Критерием полноты учета полученного объема продаж розничной торговли служит практическое совпадение темпов роста валовых доходов и объема продаж после дефлирования. В случае их расхождения необходимо устанавливать причину и провести корректировку объема продаж, используя данные формы №5 – (торг) «Сведения о торговой деятельности». Рассматривая объем продаж предприятия, необходимо иметь в виду показатели, отражающие два уровня продажи товара: оборот розничной торговли. Как следует из приведенных положений: оборот розничной торговли характеризует продажу товаров населению и другим конечным потребителям и означает завершение процесса их обращения на потребительском рынке.                                                                          К числу показателей оборота розничной торговли относятся и товарные запасы. Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, их наличие характеризует статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Определенные размеры запасов создаются в связи с сезонными колебаниями спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве и сезонном производстве сельскохозяйственной продукции при равномерном ее потреблении.                                                                                                      Из сказанного выше можно сделать вывод, что оборот розничной торговли является одним из определенных факторов эффективности функционирования торговли, исходной основной для определения ресурсного потенциала предприятия, одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов.

 

                            II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: