это произведение количества пропущенных поездов по данному участку в обоих направлениях на длину участка, пройденное каждым из них.
Эксплутационная длина участка - расстояние между осями конечных станций (осью станции называется условная линия, проходящая через середину платформы).
Например: на участке длиной 10 км. за сутки проследовало 700 поездов в обоих направлениях. Их пробег 7 000 поездо-километров. Следует иметь в виду, что не все поезда идут от одной конечной станции до другой. Часть их заходит в депо; некоторые остаются на ночь на станциях и в тоннелях. Поэтому пробег рассчитывают не по всей линии в целом, а по участкам и затем суммируют.
Пробег вагонов - измеряется в вагоно - километрах
Этот показатель получают умножая поездо-километры на число вагонов в составе поездов, курсирующих на данной линии. Если поезд состоит из 8 вагонов, их пробег равен 7000 х 8= 56000 вагоно-километров в сутки.
Пробег вагонов подразделяется на:
- пробег с пассажирами,
- вспомогательный (включая резервные поезда и обкатки),
|
|
- общий.
В пробеге вагонов с пассажирами учитывается только эксплутационная длина линии без длины оборотных станционных путей, соединительных путей с депо и др. 56000 вагоно-километров в сутки - это пробег с пассажирами.
Вспомогательный пробег (или нулевой) - пробег поездов по оборотным путям, соединительным ветвям, путям депо и др. (без пассажиров). Чтобы найти его, необходимо знать длину этих путей и умножить её на количество поездов, которые прошли по ним. Поездо-километры вспомогательного пробега умножают на число вагонов в поезде, это и составляет вагоно-километры вспомогательного пробега. После ремонта вагоны, как правило, обкатывают на линии для проверки работы оборудования. Этот пробег - также часть вспомогательного и его вагоно-километры определяют аналогично.
Пример: при обороте на конечной станции А состав проходит 0,4 км, а на станции Б - 0,3 км, то при количестве 700 поездов вспомогательный пробег по оборотным путям равен 700 х (0,4+0,3) = 490 поездо-километров; умножая их на число вагонов в составе, получим 490 х 8 = 3920 вагоно-километров. Резервных поездов, следующих без пассажиров (на ночную расстановку и др.), в нашем примере нет. Предположим, что в депо (и обратно) было 10 заездов с расстоянием до него 1 км. Пробег составит 10х1х8=80 вагоно-километров. Обкатка одного восьми вагонного состава на расстоянии 50 км составит 50х8=4000 вагоно-километров. Таким образом, общий вспомогательный пробег: 3920+80+400=4400 вагоно-километров.
Общий пробег вагонов - сумма всех пробегов с пассажирами и без пассажиров.
Пример: Общий пробег вагонов 56000+4400=60400 вагоно-километров в сутки.
|
|
Холостой пробег вагонов
это отношение вспомогательного пробега к общему пробегу вагонов в процентах, т. е. вспомогательный пробег делим на общий и умножаем на 100%.Чтобы холостые пробеги были меньше, оборотные тупики и соединительные ветви должны быть короче и расположены близко от платформ пассажирских станций.
Пример: ( 4400:60400)х100=7,28%.
Поездо-часы
это время, в течение которого поезда перевозят пассажиров. Они подразделяются на «общие» и «в движении».
- Поездо-часы «общие» - включают в себя стоянки на станциях, но не учитывают оборот на станционных путях. Определяют их, умножая число поездов на время следования по участку.
Поездо-часы «в движении» - в них не входит время стоянок поездов на станциях. Продолжительность стоянок различна, их закладывают в график движения в зависимости от пассажиропотоков и времени, необходимого для посадки и высадки пассажиров. Суммируя это время по всем станциям, получаем время остановок на линии. Чтобы определить число поездо-часов «в движении», из поездо-часов «общих» вычитаем поездо-часы, затраченные на стоянки.
Скорости движения поездов.
Различают несколько понятий о скоростях.
- Конструктивнаяскорость вагонов - это максимальная скорость, на которую рассчитывают вагоны при изготовлении на заводе (90 км/ час)
Максимальная скорость, разрешенная на метрополитене – 80 км/час
- Эксплуатационная или участковая скорость - это средняя скорость движения поезда по линии с учетом стоянок на промежуточных станциях. Для ее определения количество поездо-километров с пассажирами делят на общее число поездо-часов.
- Техническая скорость - это средняя скорость движения поезда по линии без учета стоянок на промежуточных станциях. Её определяют делением поездо - километров на поездо-часы в движении.
Таким образом, Техническая скорость всегда выше Эксплуатационной.
Размеры движения
это количество пар поездов, пропущенных по линии за 1 час. Два поезда, движущихся один в четном направлении, а другой в нечетном направлении, носят название пары поездов. Этот показатель имеет два измерения: максимальные размеры движения на линии и средние - за сутки. Максимальные размеры реализуются при наибольших пассажиропотоках в утренние и вечерние часы «пик». Они характеризуют технический уровень, пропускную и провозную способность .Средние размеры движения поездов за сутки определяют, разделив сумму пар поездов, пропущенных по линии на число часов (19) работы в сутки.
Если в нашем примере по линии пропущено 700 поездов, то средние размеры движения 700:(19х2)=18,4 пар/ч.
9.Средняя населенность вагонов
это количество пассажиров, приходящихся на один вагон в течение суток. Определяют это показатель умножением количества перевезенных пассажиров на дальность поездки и делением полученного произведения (пассажиро-километры) на число вагоно-километров с пассажирами (без вспомогательных пробегов).
Дальность поездки
это среднее, условно принимаемое расстояние поездки каждого пассажира. Определяют по данным «сплошного» обследования пассажиропотоков. Для Московского метрополитена она равна -14,43км.
Пассажиронапряженность
это количество пассажиров, приходящихся на 1 км. трассы в единицу времени. Для Московского метрополитена - 30,8 тыс. на км.
Плотность перевозок
загрузка трассы. Выражается количеством пассажиро-километров, приходящихся на 1 км. линии. Для Москвы 401,01 тыс. Это показатель характеризует степень загрузки метрополитена.
Нагрузка на станцию
это количество пассажиров, обслуживаемых одной станцией в течение суток. Для Москвы средняя - 49,7 тыс. Этот показатель также отражает напряженность перевозок и работу метрополитена. Нагрузка зависит от места расположения станции в городе. Наибольшие пассажиропотоки у железнодорожных вокзалов, в центре города, на конечных станциях, с которых пассажиры пересаживаются на другие виды транспорта.
|
|