Контактная выносливость устанавливается сопоставлением, действующим в полосе зацепления расчетного и допускаемого контактного напряжений:
σH = σH0× ≤ σHP,
где KH – коэффициент нагрузки;
σH0 – контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1.
Контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1 определяют следующим образом, МПа:
σH0 = ZE×ZH×Ze ,
где ZE = 190– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, для стальных зубчатых колес;
ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления определяется по формуле:
где делительный угол профиля в торцовом сечении:
°;
основной угол наклона:
βb = arcsin(sinβ×cos20°) = arcsin(0×0,94) = 0°;
угол зацепления:
,
так как х1 + х2 = 0, то atw = at = 20°.
Коэффициент осевого перекрытия eb определяется по формуле:
eb = bw / pX,
где осевой шаг:
Þ
Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий определяется по формуле:
|
|
, так как eb =0
где коэффициент торцового перекрытия: ea =eа1 + eа2,
составляющие коэффициента торцового перекрытия:
,
,
где углы профиля зуба в точках на окружностях вершин:
тогда ea =eа1 + eа2= 0,823 + 0,905 = 1,728.
FtH = 2000×T1H/d1 = 2000×72,157/72,5 = 1990,538– окружная сила на делительном цилиндре, Н;
bω = b2 = 50– рабочая ширина венца зубчатой передачи мм;
d1 = 72,5– делительный диаметр шестерни мм,
Подставив полученные данные в формулу, получим:
σH0 = ZE×ZH×Ze 361,609.
Коэффициент нагрузки KH определяют по зависимости:
KH = KА×KHa×KHβ×KHu,
где KА = 1– коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку;
KHa = 1 (так как прямозубая передача)– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависит от окружной скорости и степени точности по нормам плавности;
KHβ = 1,07– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба зависит от параметра ybd, схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев;
KHu – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку определяется по формуле:
KHu = 1 + ωHu×bω /(FtH×KA) = 1 + 3,348×50 /(1990,538×1) = 1,084,
Где
= 3,348,
где wHu – удельная окружная динамическая сила, Н/мм;
u = 1,081м/с – окружная скорость на делительном цилиндре;
dН = 0,06 – коэффициент, учитывающий влияние зубчатой передачи и модификации профиля головок зубьев (т.к. зубья прямые);
g0 = 7,3 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса.
Таким образом:
KH = KA∙KHu∙KHb∙KHa = 1×1×1,07×1,084 = 1,1599
Тогда:
σH = σH0× = 361,609∙ = 389,448 МПа.
|
|