Оборот вагона, ч,
,
где – соответственно время в движении и простоев на промежуточных станциях, под грузовыми операциями и на технических станциях.
В процессе перевозок используется рабочий парк вагонов (), который определяется наиболее точным статистическим методом по затратам вагоно-часов на операции перевозочного процесса:
(ед.), где – -общие затраты вагоно-часов в движении и простоев на промежуточных станциях.
Вагоно-часы в пути определяются по формуле:
(тыс. ваг-ч.);
Участковая скорость движения поездов рассчитывается по формуле, км/ч:
=33,7 (км/ч), где – из табл. 2.8 (итог графы 6, всего по отделению);
– поездо-часы на участке, численно равные локомотиво-часам на участке (по данным табл. 2.9).
Для определения затрат вагоно-часов на технических станциях прежде всего необходимо определить общее количество вагонов, проходящих через каждую техническую станцию. Это количество вагонов равно сумме всех вагонов, принимаемых станцией за год (груженых и порожних) со всех направлений.
|
|
Из общей суммы вагонов, принимаемых станцией, исключаем местные вагоны, которые численно равны большей из величин погрузки либо выгрузки на станции. В результате получаем количество транзитных вагонов, следующих через данную станцию.
Расчеты выполнены в табл. 2.12.
Таблица 2.12 - Определение числа транзитных вагонов, следующих через станции отделения дороги, тыс. вагонов
Станция отделения дороги | Направление | Общее количество вагонов , тыс. | Из них | ||
местные ,тыс. | транзитные Тыс. ваг. | ||||
А | Нечетное | 9,1 | - | - | |
Четное | 10,2 | - | - | ||
Итого | 19,3 | 10,8 | 8,5 | ||
Б | Нечетное | 16,4 | - | - | |
Четное | 14,4 | - | - | ||
Итого | 30,8 | 16,9 | 13,9 | ||
В | Нечетное | 11,6 | - | - | |
Четное | 7,1 | - | - | ||
Итого | 18,7 | 11,6 | 7,1 | ||
Всего | 68,8 | 39,3 | 29,5 |
Вагоно-часы простоя под техническими операциями определим в табличной форме (табл. 2.13) по формуле:
.
Нормы простоя транзитных вагонов, общие для всех вариантов, принять в диапазоне от 2,5 до 3,5 часов.
Таблица 2.13 - Определение вагоно-часов простоя на технических станциях
Станция отделения дороги | Количество транзитных вагонов за год , тыс. | Норма простоя транзитного вагона , ч | Вагоно-часы , тыс. за год |
А | 8,5 | 3 | 25,5 |
Б | 13,9 | 3 | 41,7 |
В | 7,1 | 3 | 21,3 |
Итого | 29,5 | – | 88,5 |
Вагоно-часы под грузовыми операциями рассчитывают отдельно по каждой станции и каждому участку. Размеры погрузки и выгрузки необходимо взять из схемы груженых вагонопотоков.
Число сдвоенных операций определяют исходя из условия, что на технических станциях все вагоны, освобождающиеся из-под груза, можно здесь же использовать под погрузку. На участках сдвоенные операции не предусмотрены. Затраты вагоно-часов под грузовыми операциями (за год) рассчитываются по формуле:
|
|
,
где – число вагонов со сдвоенными и одиночными операциями; , – нормы простоя вагона под сдвоенными и одиночными операциями.
Далее суммированием полученных результатов по формуле (2.28) рассчитывается рабочий парк вагонов (, ваг).
Таблица 2.14 - Определение вагоно-часов простоя под грузовыми операциями
Станции и участки отделения дороги | Количество вагонов под грузовыми операциями за год, тыс. ваг. | Норма простоя вагонов *, ч | Затраты вагоно-часов за год, тыс. | |||||||
погрузка | выгрузка | из них с операциями | со сдвоенными операциями | с одиночными операциями | со сдвоенными операциями | с одиночными операциями | всего | |||
сдвоенными | одиночными | всего | ||||||||
А | 20,7 | 19,3 | 19,3 | 1,4 | 20,7 | 22 | 12 | 424,6 | 16.8 | 441,4 |
А–Б | 9,6 | 9,4 | – | 19,0 | 19,0 | – | 12 | – | 228 | 228 |
Б | 31,0 | 30,8 | 30,8 | 0,2 | 31,0 | 22 | 12 | 677,6 | 2.4 | 680 |
Б–В | 8,4 | 8,9 | – | 17,3 | 17,3 | – | 12 | – | 207,6 | 207,6 |
В | 18,3 | 18,7 | 18,3 | 0,4 | 18,7 | 22 | 12 | 402,6 | 4,8 | 407,4 |
Всего по отделению | 88,0 | 87,1 | 68,4 | 38,3 | 106,7 | - | - | 1504,8 | 459.6 | 1964,4 |
3. Расчет качественных показателей использования подвижного состава
На основании расчета объемных показателей определяются качественные показатели использования подвижного состава на отделении.
3.1 Показатели использования локомотивов
Основными показателями, характеризующими использование локомотивов, являются:
масса поезда брутто, т,
(т); (3.1)
эксплуатируемый парк поездных локомотивов, ед.,
(ед); (3.2)
среднесуточный пробег поездных локомотивов, км,
(км); (3.3)
среднее время оборота локомотивов, ч,
=24,0 (ч); (3.4)
Среднесуточная производительность локомотивов, тыс. ткм брутто/лок.:
= 2224.36 (тыс. ткм брутто/лок). (3.5)
Результаты проверим по аналитическим формулам:
; (3.6)
2224360 = 3223,8*696.9*(1 – 0,034);
2224360 ≈ 2170280;
, (3.7)
2224360=3223,8*696.9/(1+0,034);
2224360 ≈ 2172791;
где – отношение вспомогательного линейного пробега локомотивов к их линейному пробегу
= = 412.72/12110.1 =0,034;
– отношение вспомогательного линейного пробега локомотивов к пробегу в голове поездов,
= = 412.72/12088.38= 0,034.
и рассчитываются по данным табл. 2.11.
3.2 Показатели использования вагонов
Средние динамические нагрузки:
груженого вагона, т/ваг.,
(т/ваг); (3.8)
вагона рабочего парка, т/ваг.,
(т/ваг). (3.9)
Средняя масса вагона брутто, т/ваг.,
(т/ваг); (3.10)
полное время оборота вагона, сут:
(сут.). (3.11)
Результат проверить по аналитической формуле:
, (3.12)
где – полный рейс вагона (путь, пройденный от очередной до последующей погрузки), км;
– коэффициент местной работы.
Полный рейс вагона, км,
(км); (3.13)
груженый рейс вагона, км,
(км); (3.14)
Время нахождения вагона под одной грузовой операцией, ч,
(ч); (3.15)
Коэффициент местной работы
(3.16)
Время нахождения вагона под грузовыми операциями за один оборот, ч,
(ч); (3.17)
Среднее время нахождения вагонов на одной технической станции, ч,
(ч), (3.18)
где – количество транзитных вагонов, проходящих по дороге за год с переработкой и без переработки.
Вагонное плечо – путь, проходимый вагонами от одной технической операции до следующей, км:
(км), (3.19)
Среднее число технических станций, проходимых вагонами за один оборот:
(3.20)
Время нахождения вагонов на технических станциях за один оборот, ч,
(ч), (3.21)
Среднесуточный пробег вагонов, км/сут,
(км/сут), (3.22)
Среднесуточная производительность вагона рабочего парка, ткм нетто/ваг.,
(ткм нетто/ваг), (3.23)
Расчет среднесуточной производительности вагона проверить по аналитическим формулам:
; (3.24)
28715 = 39,5*726.9;
28715 ≈ 28712;
; (3.25)
|
|
28715 =
28715≈ 28748.9
, (3.26)
28715 ≈ 28719.8;
где , – коэффициенты порожнего пробега вагонов соответственно к их груженому и общему пробегам,
(3.27)
(3.28)