История становления и развития женского предпринимательства

Содержание

 

Введение

1 История женского предпринимательства и его развитие в современной России

1.1 История становления и развития женского предпринимательства

1.2 Специфика функциональной, возрастной и отраслевой структуры женского предпринимательства в России

2 Приоритетные направления государственной политики в сфере женского предпринимательства

2.1 Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих развитие женского предпринимательства в России

2.2 Федеральные программы поддержки женского предпринимательства

3 Оценка эффективности государственной политики Российской Федерации в сфере женского предпринимательства

3.1 Оценка проблем, связанных с государственным регулированием и поддержкой женского предпринимательства в России

3.2 Предложения по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в отношении женского предпринимательства

Заключение

Список литературы

Приложение А. Бюджетное финансирование развития предпринимательства

Приложение Б. Анкета

 



Введение

 

В течение многих столетий женская «успешность» понималась однозначно: брак был единственной возможностью женщины заявить о себе. В советском прошлом общественное мнение легитимировало «женский карьеризм» только как компенсацию не сложившейся личной жизни. В этом советского зрителя убеждали как стратегия масс-медийной культуры (например, кино, публицистика, романы), так и конструирование властью жизненных сценариев тех женщин, которые проникли в эту власть, в её высшие эшелоны.

Феномен постсоветского предпринимательства уже нашёл своего российского исследователя. Однако, проблемы участия женщин в бизнесе в России мало исследованы, в отличие, например, от анализа «безработицы», «инфляции» или «бедности». Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить без участия женщин. В этом отношении назрела необходимость моральной легитимизации женской деловой активности.

Однако стереотипы, навязываемые сегодня средствами массовой информации, воспроизводят традиционную патриархальную мифологему о мужчине в роли «ковбоя-мачо» и женщине, занимающей традиционный локус «жертвы», «страдания». Деловая активность воспевается в образах сексуальных мужчин-героев, ведущих войну «со всеми и против всех» в экстремальных, полных риска условиях, в то время как «бизнес-леди» на экране, в прессе, а, следовательно, и в общественном восприятии повезло значительно меньше: она лишена харизмы. Женщины чаще появляются в рекламных роликах в образах экономных домохозяек, в сюжетах о безработице, социальной незащищённости, бедности. Если успехи мужчины приписываются его способностям, то достижения представительниц прекрасного пола трактуются как случайность или как результат чрезмерных усилий.

В отличие от российских традиций, в западной культуре получила развитие прогрессивная точка зрения на деловую активность женщин.

Женщины, участвующие в бизнесе, вынуждены интерпретировать свою идентичность, «подстраиваясь» под патриархальные образцы идеологизированного прошлого, модернизируя социалистические конструкты, копируя модели западной культуры, изобретая собственные формы саморепрезентации, состоящие из обломков гендерных стереотипов прошлого и настоящего.

Поэтому сегодня особенно важным и актуальным представляется изучение женского предпринимательства, прокладывающего себе дорогу сквозь тернии рынка.

Предмет настоящего исследования – женское предпринимательство как объект государственного регулирования.

Объект исследования – женское предпринимательство.

Цель курсовой работы – изучить особенности государственного регулирования и государственной поддержки женского предпринимательства в России.

В соответствии с целью исследования сформулируем его основные задачи:

а) изучить историю женского предпринимательства и основные особенности его развития в современной России;

б) проанализировать основные направления и методы государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства в России;

в) оценить эффективность государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства при помощи социологического опроса.

При подготовке курсовой работы были использованы следующие методы:

- метод вертикального и горизонтального анализа;

- табличный и графический метод.

Информационной базой настоящего исследования послужили статьи известных российских и зарубежных авторов о женском предпринимательстве.



ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ в современной россии

История становления и развития женского предпринимательства

 

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [12, с. 19]

Рассуждая об участии женщин в предпринимательской деятельности О.А.Беляева отмечает, что «женщина-руководитель, менеджер, владелец доходного капитала – общемировой феномен развития частного предпринимательства». [10, с. 23] Американские исследователи Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Интенсивность, с которой «волна» женского предпринимательства распространяется в мире, свидетельствует о возможностях женщин создавать собственное дело, ставит вопрос о росте их вклада в мировую экономику.

Наиболее динамично процессы становления женского предпринимательства проходят в США, что позволило Дж. Нэсбиту назвать 90-е гг. ХХ в. «десятилетием укрепления женщин в бизнесе». Действительно, женское предпринимательство в настоящее время является мощной экономической силой, способствующей процветанию мировой экономики: свыше 30 % объектов малого бизнеса находятся в руках женщин. Предполагается, что к 20-м гг. XXI века эта доля составит 50 % объектов при увеличении их стоимости, значимости и масштаба.

Среди государств Европы, отличительной чертой которых является высокая активность женского предпринимательства, особо выделяется Германия, где доля женского участия в создании новых предприятий возросла за период с 1985 по 2005 гг. с 10 до 33 %. По некоторым оценкам, на рубеже ХХ – XXI вв. женщины составляли 26 % общего числа немецких предпринимателей. [18, с. 44]

В России исторически сложились полоролевые стереотипы, согласно которым дом – традиционно женская сфера, работа – традиционно мужская. Невостребованность женщин в политике, дискриминация в сфере труда и предпринимательства вызывали наибольшее беспокойство общественности в условиях радикальных реформ, происходящих в России в настоящее время. Однако коренные преобразования, проведённые в нашем государстве, привели к тому, что сегодня женщины интенсивно вторгаются в сферу деловой активности (гораздо быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнего хозяйства!). [16, с. 43]

Наиболее интенсивно женщины включаются в предпринимательскую деятельность на протяжении последних 5-7 лет, что связано со значительным снижением неопределённости и изменчивости бизнес-среды и непредсказуемости последствий участия в ней. Так, по данным анкетного опроса, организованного и проведённого Центром политических технологий в 2006 г., среди пришедших в бизнес в 2001-2005 гг. женщины составили более 1/4, а в 1996-2000 гг. их доля среди пополнивших руководящий корпус была значительно ниже – 17 %. [15, с. 32]


Рисунок 1 – Доля женщин, пополнивших ряды предпринимателей в 1996-2006 гг.

женское предпринимательство государственное регулирование

Рисунок 1 подтверждает, что женское предпринимательство в России развивается динамичнее мужского и превышает последнее по темпам роста в 1,3 – 1,5 раза, что вполне соответствует общемировым закономерностям. Данная тенденция, по оценкам экспертов, сохранится на ближайшие 3-5 лет. Это означает, что к 2010 г. около 30-35 % фирм будут возглавлять женщины, имеющие более низкие стартовые условия по сравнению с мужчинами, но действующие значительно активнее, занимая низкоконкурентные ниши в малом и среднем бизнесе России (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Краткосрочная тенденция развития женского предпринимательства в России


Следует признать, что по экономическим показателям, а также по численности работающих, предприятия, которыми руководят женщины, всё-таки уступают «мужским». Эта тенденция, впервые выявленная западными исследователями, остаётся значимой и для России, что подтверждают данные, приводимые Ж.К.Парфирьевым. [18, с. 41] По оценкам самого исследователя, этому могут способствовать различные факторы, основными из которых являются следующие:

а) женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, технология которых не предполагает многочисленности работников: женщины-предприниматели более ориентированы на контроль за своим временем, иногда в ущерб росту прибыли, и попытка найти удачный баланс между работой и домом выступает ограничителем расширения масштаба предприятия;

б) скромный размер женского бизнеса во многом определяется «незначительным возрастом» предприятий, возглавляемых женщинами. [18, с. 45]

Традиционное представление об ограниченности возможностей женского предпринимательства сегодня уже не разделяется ни дальним, ни ближним окружением, ни в большинстве своём самими женщинами-предпринимателями. Это хороший повод разобраться в том, почему женщины уверены в своих способностях и в чём заключаются ограничения в их бизнесе.

Успехов в бизнесе женщина достигает не в результате приближения к мужскому стилю управления, а посредством творческого использования своего менталитета и присущих ей стереотипов поведения, ещё недавно считавшихся недопустимыми в руководстве. Сегодня нетрадиционный стиль управления способствует переходу к новой управленческой парадигме. Суть её – отход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимся требованиям внешней среды. Именно с этой задачей женщина способна справляться наиболее продуктивно.

Ограничения же, снижающие эффективность предпринимательской деятельности, по оценкам женщин, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Факторы, снижающие эффективность женского предпринимательства в России

Факторы Доля, %
Мягкость характера, трудность применения санкций за ошибки 50
Длительные переживания событий, эмоциональность 40
Сниженный потенциал риска, отсутствие авантюризма 25

 

Вместе с тем наряду с выделением чисто женских ограничений около 50 % женщин-респондентов настаивают на ограничениях, которые свойственны им, как и всем предпринимателям вообще, независимо от пола. Это свидетельствует о нецелесообразности жёсткого разграничения в предпринимательстве мужских и женских составляющих.

 

1.2 Специфика функциональной, возрастной и отраслевой структуры женского предпринимательства в России

 

Ранее было отмечено, что в современной России на этапе развития рыночных отношений участие женщин в предпринимательской деятельности значительно возросло. К сожалению, пробелы в российской статистике не позволяют составить полное представление о значимости роли женщин в экономике. По данным Госкомстата РФ за 2006 гг. в среднем по России среди всех предпринимателей на женщин приходилось свыше 33 % (рисунок 3).


Рисунок 3 – Доля женщин – предпринимателей в общей массе предпринимателей в 2006 гг.

 

Оценивая эти показатели, отметим, что на рубеже 90-х гг. в составе предпринимателей они составляли всего 6 – 7 %. Намечается, на наш взгляд, процесс постепенного проникновения женщин в новые сегменты рыночной экономики – переход от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами. То, что эта гипотеза строится на реальной динамике рынка труда, подтверждают данные социологического исследования, проведённого Л.Прокофьевой, П.Фести и О.Мурачёвой, целью которого была оценка источников пополнения рядов предпринимателей. Исследование показало, что более 40 % женщин-предпринимателей до этого занимали посты высших и средних руководителей на государственных предприятиях. [23, с. 22]

Около 40 % женщин - предпринимателей могут быть отнесены к категории «полупредпринимателей», которые сочетают собственное дело с работой по найму. К этим оценкам близки результаты обследований, проведённых З.А.Янковой. [22, с. 26]


Рисунок 4 – Доля женщин – «полупредпринимателей» в общей массе женщин – предпринимателей

 

Как показывают некоторые исследования, женщины-предприниматели находятся в самом активном возрасте (см. таблицу 2).





Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: