Федеральные программы поддержки женского предпринимательства

Государственная поддержка женского предпринимательства в нашем государстве осуществляется в соответствии с Федеральными программами государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. [3, ст. 3]

Рассмотрим приоритетные направления поддержки женского предпринимательства, закреплённые в Федеральных программах, принятых за последнее десятилетие.

Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 – 1999 гг. утверждена Постановлением Правительства от 3 июля 1998 г. № 697.

В программе определены неблагоприятные тенденции развития женского предпринимательства в Российской Федерации. К ним можно отнести следующее:

а) уход ряда предпринимателей в «теневые» секторы экономики;

б) снижение численности постоянно занятых на предприятиях, возглавляемых женщинами – предпринимателями и снижение их общей численности;

в) сохранение административных барьеров при регистрации и функционировании женщин – предпринимателей;

г) недостаток бюджетных средств на поддержку женского предпринимательства. [7, с. 1]

В сложившихся на момент утверждения Программы условиях система государственной поддержки женского предпринимательства призвана обеспечивать:

- создание конкурентной среды функционирования различных элементов инфраструктуры поддержки женского предпринимательства;

- адресную поддержку женского предпринимательства на основе сотрудничества государственных органов на федеральном и региональном уровнях с коммерческими структурами, общественными объединениями предпринимателей. [14, с. 13]

К 2000 г. достигнутый уровень развития женского предпринимательства, впрочем, как и предпринимательства вообще, был недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счёт частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

Всё это вызвало необходимость принятия очередной краткосрочной программы поддержки малого предпринимательства, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 121.

Основные мероприятия Программы были направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого, в том числе женского предпринимательства, таких, как:

- несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого, в том числе женского предпринимательства;

- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

На реализацию приоритетных направлений Программы в 2001 г. из государственного бюджета было выделено 90 000,0 тыс. руб.

Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2002-2003 гг. была направлена на преодоление рецессии, вызванной финансовым кризисом 1998 г., в результате которой порядка 30 % женщин – предпринимателей были вынуждены прекратить предпринимательскую деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда. Таким образом, несмотря на некоторую стабилизацию экономики в 2002-2003 гг. темпы развития женского предпринимательства были незначительны, в результате чего Программа предлагала следующие мероприятия поддержки женщин - предпринимателей:

а) инвестирование в быстроокупаемые коммерческие проекты, предлагаемые женщинами – предпринимателями, на конкурсной основе, порядка 200 млрд. руб.;

б) предоставление кредитов женщинам – предпринимателям по представлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и соответствующих региональных фондов;

в) использование части займа Международного банка реконструкции и развития на поддержку малого и женского предпринимательства в Российской Федерации.

Профицит федерального бюджета и наметившийся экономический рост создали благоприятные условия для развития женского предпринимательства в следующем краткосрочном периоде, который приходился на 2004-2005 гг. Некоторое торможение темпов экономического роста в 2004 г. не оказало значительного влияния на развитие женского предпринимательства, и к 2005 гг. доля женщин – предпринимателей в общей массе предпринимателей достигла 20 %.

Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2004 – 2005 гг. предполагала реализацию следующих мероприятий:

а) использование части средств, получаемых в погашение задолженности развивающихся стран, на финансирование государственной поддержки малого и женского предпринимательства;

б) привлечение иностранных кредитов для финансирования проектов и модернизации производств в сфере малого и женского предпринимательства;

в) создание ежегодного резерва в размере не менее 40 % средств бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на развитие малого и женского предпринимательства;

г) резервирование для субъектов малого и женского предпринимательства определённой доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. [16, с. 43]

На 2006 - 2007 гг. для поддержки малого и женского предпринимательства были намечены следующие мероприятия:

а) упрощение порядка регистрации малых предприятий и предпринимателей, в том числе женщин – предпринимателей;

б) анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере женского предпринимательства, а также анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзорные и контрольные функции;

в) обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставления субъектам женского предпринимательства полной информации об изданных нормативных правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. [16, с. 44]

Финансирование рассмотренных выше государственных Программ поддержки малого предпринимательства производилось из трёх источников: федерального бюджета, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Распределение ассигнований между перечисленными источниками представлено на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Источники финансирования государственных Программ поддержки малого предпринимательства

 

На 2007 г. из средств федерального бюджета запланировано финансирование следующих мероприятий, направленных на поддержку и развитие женского предпринимательства:

а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов женского предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

б) поддержку субъектов женского предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

в) развитие системы кредитования субъектов женского предпринимательства;

г) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию женского предпринимательства.

Средства, запланированные на реализацию перечисленных мероприятий, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: