Возраст | Доля, % |
До 30 лет | 12,3 |
От 30 до 50 лет | 73,0 |
Старше 50 лет | 14,7 |
Рисунок 5 - Возрастная структура женщин-предпринимателей
Женское предпринимательство имеет ярко выраженную отраслевую специфику, что отмечается в ряде как российских, так и зарубежных исследований. [20, с. 23] По мнению некоторых западных авторов существуют «традиционные женские отрасли»: общественное питание, бытовое обслуживание, розничная торговля, гостиничное хозяйство и др. Российские исследователи также склонны утверждать, что отраслевая специфика женского предпринимательства в условиях России прослеживается достаточно отчётливо (см. таблицу 3).
Таблица 3
Отраслевая специфика женского предпринимательства
Отрасль | Доля женщин-предпринимателей, % |
Бытовое обслуживание населения | 60 |
Розничная торговля | 56 |
Общественное питание | 53 |
Здравоохранение | 50 |
Образование | 46 |
Культура | 46 |
Лёгкая промышленность | 45 |
Финансовая сфера | 20 |
Тяжёлая промышленность | 13 |
Транспорт | 7 |
Таблица 3 показывает, что к наименее «освоенным» женщинами отраслям относятся транспорт и строительство, к наиболее освоенным – бытовое обслуживание населения, розничная торговля, общественное питание, здравоохранение и культура. [20, с. 25]
Более наглядно отраслевая специфика женского предпринимательства отражена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Отраслевая специфика женского предпринимательства
Исходя из представленных цифр, можно заключить, что женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, где сама технология не требует большого числа работников. [13, с. 225]
В числе факторов указанной отраслевой спецификации называются причины не только экономического характера. Многие авторы, исследовавшие данную проблему, склонны отдавать приоритет причинам социально-психологического характера. Именно они определяют «повышенную проницаемость» женского предпринимательства в те сферы, которые требуют в первую очередь терпения, умения договариваться с партнёрами, стремления к порядку и «одомашнивания» бизнеса. [10, с. 111]
Активное участие женщин в предпринимательстве началось с проникновения в новые экономические структуры. Они не только не потерпели поражения, но и смогли добиться успехов в своих начинаниях. Несмотря на то, что женское предпринимательство в России плохо контролируется и учитывается, с достаточно высокой степенью вероятности можно утверждать: постепенное внедрение мягкого менеджмента в сферу российского предпринимательства открывает новые возможности для экономического развития страны.