Анализ объемов перевозок и качества эксплуатационной работы

 

Анализ выполняется в следующем порядке.

 

Таблица 1 - Исходная информация для анализа причин отклонения от плана отчетной величины показателя «среднесуточная производительность грузового вагона»

Показатель Единицы измерения План Отчет Отклонение +/- % выполнения плана
  Результативный показатель: среднесуточная производительность грузового вагона Ткм/ваг 9485,4938 9567,6768 +82,183 100,8664
  Сложные субфакторы: Эксплуатационные тонно-километры Вагоно-километры груженного пробега Вагоно-километры общего пробега     млн.т-км   млн.ваг.-км   млн.ваг.-км     89116   2116,7696   2743,3334     90514   2175,8173   2800,2769     +1398   +59,0477   +56,9435     101,5687   102,7895   102,0757
  Первичные (глубинные) факторы: Среднесуточный пробег вагона. Динамическая нагрузка груженного вагона. Коэффициент порожнего пробега вагонов     км     т-     292     42,1   29,6     296     41,6   28,7     4     -0,5   -0,9     101,3698     98,8123   96,9594

 

Формула расчета результативного показателя:

 

 (14)


где - среднесуточная производительность грузового вагона (план или отчет), т-км/ваг.;

 - динамическая нагрузка груженого вагона (план или отчет) т.;

 - среднесуточный пробег вагона (план или отчет), км.;

 - коэффициент порожнего пробега вагонов (план или отчет")

 

=

=

 

Формулы расчета субфакторов:

 

 (15)

 

где - вагоно-километры груженного пробега (план или отчет), ваг-км.;

- эксплуатационные тонно-километры груженного пробега (план или отчет), млн.т-км.;

 - динамическая нагрузка груженного вагона (план или отчет), т.

 

, (16)

 

где  - вагоно-километры общего пробега (план или отчет), ваг-км;
 - коэффициент порожнего пробега вагонов (план или отче)

2. Выполняем аналитические расчеты по оценке влияния отдельных факторов на величину результативного показателя.

 

=2116,7696*(1+0,296)=2743,3334 млн. ткм

=2175,8173*(1+0,287)=2800,2769 млн. ткм

Аналитическая модель:  (17)

 

Анализ осуществляем методом цепных подстановок в табличной форме:

 

Таблица 2.

№ п/п

Факторы

Разность подстановок

1. 292 29,6 42,1 -
2. 296 29,6 42,1 129,9383
3. 296 28,7 42,1 67,2408
4. 296 28,7 41,6 -114,9961

Баланс отклонений

82,183=82,183

 

 


В этой таблице разница между второй и первой строками дает влияние на результативный показатель первого фактора (), между третьей строками - второго фактора (), между четвертой и третьей строкам третьего фактора().

3. Выполняем расчеты по оценке влияния отдельных личину среднесуточной производительности вагона.

 

Аналитическая модель:  (18)

 

4. Рассчитываем долю влияния каждого из факторов на изменение среднесуточной производительности вагона по формулам:

 

 (19)

 (20)

 (21)

 

5. Выполняем балансовую проверку по формулам

 

, (22)

 (23)

(9567,6768-9485,4938)=129,9383+67,2408-114,9961

82,183=82,183

 

6. Для наглядности выполнения анализа построим диаграмму от­клонения среднесуточной производительности вагона и схему графической взаимосвязи факторов:

 

Рис. 1. Примерная диаграмма факторов


Рис. 2. Схема взаимосвязи факторов

 

Вывод: В результате анализа видим что изменения среднесуточной производительности вагона против плана 82,183 ткм/ваг или на 0,8664 % произошло из-за изменения среднесуточного пробега на 1,3698 %, что привело к увеличению исследуемого фактора на 67,2408 ткм/ваг, что уменьшило производительность на – 114,9961 ткм/ваг. Следует уменьшить долю порожнего пробега одновременно улучшая остальные факторы, что позвонит увеличить динамическую нагрузку.

 

4.2. Анализ эксплуатационных расходов.

 

Таблица 3.

Показатель Единица измерения План Отчет Отклонения в абсолютных единицах % выражения плана
1 2 3 4 5 6
Себестоимость перевозок 0,061 0,05 -0,002 96,7
Общая сумма эксплуатационных расходов млн. руб 598 575 123 96,2
Зависящие расходы млн. руб 246 235 -11 95,5
Независящие расходы млн. руб 352 340 -12 96,6
Приведенные ткм ткм 98719 98022 -697 99,3

 

Работа выполняем на основе данных приложений 2 и 4. Используем приложение 2, записываем исходные данные по форме табл. 1, рассчитываем себестоимость перевозок () по формулам:

 

; (24)

 (25)

 

где , -эксплуатационные расходы по плану и отчету. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок ведем в следующем порядке.

 

 

а) Определяем сумму расходов, не зависящих от объема перевозок по плану и отчету:

 

,

 

где - общая сумма эксплуатационных расходов,

- общая сумма зависящих расходов.

б) Рассчитываем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием объема перевозок в приведенных тонно-километрах: изменение объема перевозок, умноженное на плановый (базисный) уровень себестоимости.

 

 (26)

где - изменение объема перевозок;

 

 

- плановая величина себестоимости.

в) Рассчитываем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием изменения среднего уровня себестоимости перевозок: как произведение изменения уровня себестоимости на фактический (отчетный) уровень объема перевозок.

 

, (27)

 

где - изменение себестоимости;

 

 ; (28)

 

- фактическая величина приведенных тонно-километров.

 

 

г) Построим баланс отклонений: общее изменение расходов должно равняться сумме их отклонений по факторам объема перевозок и себестоимости.

 

 (29)

575-598=4,2517+19,7438

-23=23,9995


д) Рассчитаем индексы эксплуатационных расходов, приве­денных ткм и себестоимости перевозок:

 

; (30)

; (31)

. (32)

 

Условие оптимальности, обеспечивающее снижение себестоимости перевозок:

 

<1; > ; .

 

Т.к >1, следовательно, себестоимость повышается, условия оптимальности не выполняются.

Отклонение себестоимости в процентах от плана:

 

 (33)


(знак "+" означает завышение себестоимости против плана, "-" со­ответственно снижение себестоимости).

Расчет индексов зависящих и независящих расходов:

 

; (34)

 (35)

 

Сопоставим полученные индексы с индексом

 

<

0,9553<0.9929

 

Такие соотношения будут соответствовать экономии эксплуатационных расходов, снижению себестоимости.

Также рассчитываем индексы себестоимости в части зависящих и независящих расходов: 

 

 ; (34)

. (35)

 

Т.к. <1 следовательно будет иметь место снижение себестоимости в части зависящих расходов в результате экономии материальных и трудовых ресурсов на пе­ремещение грузов против плановых нормативов.

Т.к. < 1 следовательно будет иметь место снижение себестоимости перевозок в части независящих расходов в результате интенсификации использования технических средств и не превышения определенных планом сумм независящих расходов.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: