Анализ показателей рентабельности производства продукции в хозяйстве Благодатная Нива

 

Рентабельность сельскохозяйственных предприятий может быть определена как отношение прибыли (чистого дохода) предприятия: к себестоимости реализованной продукции; ко всей сумме производственных затрат предприятия; к производственным фондам; к авансированным средствам.

Средняя рентабельность зависит как от уровня рентабельности каждого вида, так и от структуры реализованной продукции.

Показатели рентабельности реализованной продукции оставляют в стороне наличие связи прибыли от реализованной продукции с общими затратами производства (включая затраты на нетоварную часть), создающими часто необходимые условия для производства и реализации товарной продукции. Поэтому при высокой рентабельности реализованной продукции, но низком уровне товарности масса прибыли может составлять меньшую величину, чем при меньшей рентабельности, но более высокой товарности.

Анализ показателей рентабельности производства сельскохозяйственной продукции можно проследить, используя данные таблицы 6.


Таблица 6.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СРАВНЕНИИ С ПЕРЕДОВЫМ (СООО «УНИВЕРСАЛ»)

Отрасли и вид продукции Растение водство всего Зерновые и зернобо бовые Овощи открытого грунта Животно водство всего Молоко Мясо КРС Всего по хозяйству

                                                    Благодатная Нива

Реализовано всего, ц Х 21200,0 3346,0 Х 6118,0 159,0 Х
Денежная выручка, тыс.грн. 1418,0 1220,0 198,0 516,0 432,0 84,0 1934,0
Себестоимость  Реализованной продукции, тыс.ц. 770,0 630,0 140,0 630,0 553,0 77,0 1400,0
Прибыль (убыток) тыс.грн. 648,0 590,0 58,0 -114,0 -121 7,0 534,0
Уровень рентабельности,% 84,2 93,7 41,4 -18,1 -21,9 9,1 38,14
Себестоимость 1 центнера, грн. Х 29,7 41,8 Х 90,4 482,3 Х
Средняя цена реализации, грн. Х 57,55 59,2 Х 70,6 528,3 Х

                                                 СООО «Универсал»

Прибыль (убыток) тыс.грн. 96,5 90,0 6,5 95,0 78,0 17,0 191,5
Уровень рентабельности,% 58,3 68,2 19,4 23,9 24,5 21,5 34,04
Себестоимость 1 центнера, грн. Х 31,4 39,6 Х 41,1 232,4 Х
Средняя цена реализации, грн. Х 52,7 47,3 Х 51,14 282,3 Х

 

Для расчета показателей использованы следующие формулы:

1. Р = (П / С)*100%, где Р – уровень рентабельности; П – прибыль (убыток), тыс.грн.; С – себестоимость реализованной продукции, тыс.грн.;

2. П = В – С, где В – денежная выручка от реализации, тыс.грн.;

3. С 1 ц. = (С / К)*1000, где К – количество реализованной продукции, ц.;

4. Ц ср. = (В / К)*1000, где Ц ср. – средняя цена реализации, грн.

На уровень рентабельности отдельного вида продукции оказывает влияние два фактора: себестоимость 1 центнера продукции и средняя цена реализации. Если определяется уровень рентабельности в целом по отрасли, либо по хозяйству, то на уровень рентабельности оказывает влияние три фактора: себестоимость 1 центнера продукции, средняя цена реализации и структура реализуемой продукции.

На основании данной таблицы имеем следующий результат: продукция растениеводства в хозяйстве рентабельна и равна 84,2%, что на 25,9% больше, чем в передовом хозяйстве. Рентабельны и овощи открытого грунта, их уровень рентабельности составляет 41,4%, что на 22% выше, чем в передовом. Но зато продукция животноводства не рентабельна, уровень рентабельности которой составил –18,1%, что на 5,8% ниже, чем в передовом. На это повлияло то, что по молоку себестоимость 1 центнера выше, чем в передовом на 49 грн. В целом производство сельской продукции рентабельно и оно составляет 38,14%, но рентабельно оно за счет продукции растениеводства.

 


АНАЛИЗ МАССЫ ПРИБЫЛИ И ФАКТОРОВ, ПОВЛИЯВШИХ НА ЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ БЛАГОДАТНАЯ НИВА

 

При анализе прибыли наряду с оценкой динамики ее объема, необходимо оценить факторы прироста массы прибыли: снижение себестоимости производства продукции, увеличение объема реализации, изменение цен реализации в целом, в том числе в результате улучшения качества продукции и сроков ее реализации, введение надбавок к закупочным ценам, изменения ассортиментной структуры реализации.

Масса прибыли находится в тесной связи с массой затрат и использованных ресурсов.

Таблица 7.

АНАЛИЗ ПРИРОСТА МАССЫ ПРИБЫЛИ ПО ФАКТОРАМ

 

 

Вид продукции

Объем реализованной продукции, ц.

Себестоимость продукции, тыс.грн.

Выручка реализованной продукции, тыс.грн.

Себестоимость 1 центнера продукции, грн.

 

Средняя цена реализации 1 центнера, грн.

Условные затраты, тыс.грн. Условная выручка, тыс.грн.
Благодатная Нива Универсал Благодатная Нива Универсал Благодатная Нива Универсал Благодатная Нива Универсал Благодатная Нива Универсал Условные Условные
Символы Q1 q0 Z1 q1  Z0 q0 p1 q1 p0 q0 Z1 Z0 p1 p0 Z0 q1 p0 q1
Зерно и зернобоб. 21200,0 4209,0 630,0 132,0 1220,0 222,0 29,7 31,4 57,55 52,7 1114,4 44,5
Овощи 3346,0 845,0 140,0 33,5 198,0 40,0 41,8 39,6 59,2 47,3 213,2 158,3
Растениев. Х Х 770,0 165,5 1418,0 262,0 Х Х Х Х 1327,6 202,8
Мясо КРС 6118,0 340,0 77,0 79,0 84,0 96,0 482,3 232,4 528,3 282,3 352,8 1727,1
Молоко 159,0 7744,0 553,0 318,0 432,0 396,0 90,4 41,1 70,6 51,14 267,5 8,13
Животнов. Х Х 630,0 397,0 516,0 492,0 Х Х Х Х 620,3 1735,2
Всего Х Х 1400,0 562,5 1934,0 754,0 Х Х Х Х 1947,9 1938,03

 

Далее определим общую массу прибыли М в каждом хозяйстве как разность между выручкой и затратами:

М0 = åq0p0 – åq0Z0 = 754.0 – 562.5 = 191.5 тыс.грн.

М1 = åq1p1 – åq1Z1 = 1934,0 – 1400,0 = 534,0 тыс.грн.

Далее рассчитаем прирост массы прибыли:

- в абсолютном выражении М1 - М0 = 534,0 – 191,5 = 342,5 тыс.грн.

- в относительном выражении М1 / М0*100 = 534,0 / 191,5*100= 278,9%

Разложим общий прирост массы прибыли по факторам, выясним при этом влияние изменения цен реализации, себестоимости и объема реализованной продукции. Прирост прибыли в результате изменения цен реализации:

DМp = å q1p1 – åq1p0 = 1934,0 – 1938,03 = -4,03 тыс.грн.

Прирост прибыли в результате изменения себестоимости продукции:

DМZ = å q1Z0 – åq1Z1 = 1947,9 – 1400,0 = 547,9 тыс.грн.

Прирост прибыли в результате изменения объема реализованной продукции:

 DМq = (å q1p0 – åq0p0) - (å q1z0 – åq0z0)

DМq = (1938,03 – 754,0) – (1947,9 –562,5) = 1184,03 – 1385,4 = - 201,37 тыс.грн.

В анализируемом хозяйстве по сравнению с передовым масса прибыли возросла на 342,5 тыс.грн., или 278,9%, за счет увеличения себестоимости реализованной продукции на 547,9 тыс.грн. В то же время масса прибыли уменьшилась на 201,37 тыс.грн. за счет уменьшения объема реализованной продукции и за счет снижения цен реализации на 4,03 тыс.грн.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: