II методическая часть

Цель: Определить какой уровень познавательных процессов у учеников 4 класса.

Гипотеза: Познавательные процессы, такие как слуховая память, зрительная память, внимание (объем и концентрация), вербально-логическое мышление, в большинстве случаев имеют средний уровень значения, но может выделиться «группа риска».

Задачи: Изучение:

1. объема слуховой памяти;

2. объема зрительной памяти;

3. объема концентрации внимания;

4. объема вербально-логического мышления;

5. Написать заключение и рекомендации.

Предмет изучения: познавательные процессы: слуховая память, зрительная память, объем и концентрация внимания, вербально-логическое мышление.

Объект изучения: учащиеся 4 образовательного класса, 25 человек, возраст 10-11 лет, 12 девочек, 13 мальчиков.

24 человека проживают в полной семье, 1 человек – в неполной семье. Все семьи благополучные.

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Вологда. Адрес: г.Вологда, Советский проспект дом 120.

Методики:

1. «Заучивание 10 слов»

2. «Корректурная проба»

3. «Двадцать предметов»

4. «Исключение слов»



Описание методик

1. Название – «Заучивание 10 слов».

2. Автор - Лурия А.Р.

3. Источник - «Практикум по возрастной психологии» под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. С-Пб, изд-во «Речь» 2001г.

4. Назначение методики - используется для изучения слуховой памяти. Возраст испытуемых различный - от младших школьников до взрос­лых.

5. Стимульный материал - вариант наборов слов: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, руки, пол, весна, сын.

6. Инструкция - «Сейчас мы с тобой будем запоминать слова. Япрочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, тебе сра­зу же нужно повторить те, которые ты запомнил (а). Порядок повтора слов роли не играет. Понятно?»

7. Процедура исследования - ребенку называют 10 слов, он повторяет, какие из них запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе сло­ва, которые называет ребенок. Затем переходят к другим методикам, а в конце исследования (через 30 минут) просят ребенка вспомнить, те слова, которые он запомнил в самом начале исследования.

8. Достоинства методики - методика проста в применении, экономна в проведении обследования и обработке результатов, возможно исполь­зование методики несколько раз при условии замены списка слов. Недостаток - в большей мере, чем при использовании других методик требуется тишина. Более точные результаты можно получить только при индивидуальном обследовании.

9. Интерпретация - подсчитывается количество слов, которые ребенок назвал правильно. За каждое слово дается 1 балл. Полученная цифра говорит об объеме слуховой памяти ребенка.

1. Название - «Исключение слов».

2. Автор -

3. Источник - «Практикум по возрастной психологии» под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. С-Пб, издательство «Речь» 2001 г.

4. Назначение методики - методика служит для оценки вербально-логического мышления.

5. Стимульный материал - бланки методики, секундомер, протокол для регистрации ответов. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии - по 4 слова.

6. Инструкция - «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание надо быстро и без оши­бок».

7. Процедура исследования - если испытуемый не усвоил инструкцию, то 1-2 примера исследователь решает вместе с ними. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выпол­нить задание - вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова.

8. Достоинства методики - универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость.

9. Интерпретация - выполнение задания оценивается в баллах в соответ­ствии с ключом: за каждый правильный ответ - 2 балла, за неправильный - 0 баллов. Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки.

10. Менее 250 сек - 0; 250-300 сек - 3; более 330 сек - 6. Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий пока­затель продуктивности В и время выполнения задания с учетом по­правки Т вычисляется по формуле: А = В+Т

Исследования проходят индивидуально.

1. Название методики – «Корректурная проба».

2. Автор - Бурдон.

3. Источник - «Психологические тесты» под. ред. Акмеджанова Э.Р. Москва издательство «Лист» 1997 г.

4. Назначение методики - методика направлена на изучение объема и концентрации внимания.

5. Стимульный материал - бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв.

6. Инструкция - «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно.

7. Процедура исследования - обследуемым предъявляется бланк. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркнуть буквы «к» и «р». Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 мин.

8. Достоинство методики - универсальность, удобство, экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость.

9. Интерпретация - объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. По представленной методике оцениваются в два показателя.

1. Название - «20 предметов».

2. Автор -

3. Источник - «Психолого-педагогический мониторинг в системе управления процессом гуманизации образования». Составители: Фадеева Е.И., Псюкевич М.В. Кафедра педагогической психологии и воспитания школы № 1290 г. Москва.

4. Назначение методики - направлена на изучение объема зрительной памяти.

5. Стимульный материал - лист с изображением 20 предметов, секундомер, бланк протокола.

6. Инструкция - «Посмотрите внимательно в течение 2 минут на лист с изображением различных предметов, затем я уберу лист, и вы мне бу­дете называть предметы, которые запомнили».

7. Процедура исследования - в течение 2 минут испытуемый смотрит внимательно на лист и запоминает предметы, расположенные на нем. Затем листок убирается, и испытуемый называет предметы, какие за­помнил.

8. Достоинство методики - универсальность, удобство, экономичность в проведении метода и обработке результатов, гибкость.

9. Интерпретация - за каждый правильный ответ 1 балл. Объем определяется суммой набранных баллов.

 

Анализ результатов

 

Среднее групповое значение определяется по формуле 1:

 

                                                          (1)

 

Стандартное отклонение определяется по формуле 2:

 

               (2)

 

Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А» классе сведены в таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А»классе (баллы)

п/п

Ф.И.О. ребенка

 

 

 

Пол

Возраст

Внимание

Память

Вербально-

логическое

мышление

Объем

 

Концентрация

Слуховая

Зрительная

1 воспроизв. Отсрочен.
1 Настя А. Ж 10 725 2 5 3 14 25
2 Игорь А. М 10 864 4  3 5 11 27
3 Славик Б. М 10 636 3 6 8 16 28
4. Наташа Г. Ж 10 900 1 4 4 18 22
5 Олеся Е. Ж 10 866 10 3 2 13 30
6 Руслан Е. М 10 652 1 7 5 14 26
7 Оля Ж. Ж 10 738 10 4 4 14 30
8 Павел И. М 11 836 2 3 5 13 24
9 Евгений И. М 10 720 5 6 8 10 21
10 Татьяна И. Ж 10 586 6 4 5 11 25
11 Маша К. Ж 10 654 0 3 1 11 28
12 Катя Н. Ж 10 866 4 2 4 13 28
13 Артем М. М 11 782 3 5 6 14 24
14 Борис Н. М 10 900   4 7 13 25
15 Кирилл Н. М 10 766 4 5 5 13 26
16 Виктория Н. Ж 10 821 7 6 7 16 26
17 Лариса О. Ж 11 658 5 5 4 15 26
18 Денис О. М 10 823 6 4 3 17 24
19 Максим П. М 10 884 7 5 4 14 24
20 Сережа П. М 10 596 4 3 3 13 30
21 Олег П. М 10 794 8 6 5 14 22
22 Данила Р. М 10 817 6 4 4 14 26
23 Яна С. Ж 10 900 23 5 33 13 21
24 Дарья С. Ж 10 735 5 4 2 12 23
25 Юля Т. Ж 10 647 4 3 4 12 25

Средне групповое значение

    766 5 4 5 14 25

Стандартное отклонение

    98,6 4,2 1,2 5 3,7 6,8

 

Таблица 2

Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А»классе (уровни)

п/п

Ф.И.О. ребенка

 

 

 

Пол

Возраст

Внимание

Память

Вербально-

логическое

мышление

Объем

 

Концентрация

Слуховая

Зрительная

1 воспроизв. Отсрочен.
1 Настя А. Ж 10 2 2 2 1 2 2
2 Игорь А. М 10 3 2 2 2 2 2
3 Славик Б. М 10 2 2 2 1 1 1
4. Наташа Г. Ж 10 2 3 2 2 2 2
5 Олеся Е. Ж 10 2 3 2 1 2 2
6 Руслан Е. М 10 1 2 1 1 1 1
7 Оля Ж. Ж 10 2 2 2 2 2 1
8 Павел И. М 11 2 1 2 2 2 2
9 Евгений И. М 10 1 3 2 2 2 2
10 Татьяна И. Ж 10 3 2 2 2 2 2
11 Маша К. Ж 10 2 3 2 2 2 2
12 Катя Н. Ж 10 1 3 3 2 2 2
13 Артем М. М 11 2 3 2 3 2 2
14 Борис Н. М 10 1 3 2 2 2 2
15 Кирилл Н. М 10 2 2 2 1 2 3
16 Виктория Н. Ж 10 2 2 1 2 3 2
17 Лариса О. Ж 11 3 2 3 2 2 2
18 Денис О. М 10 2 2 3 2 1 2
19 Максим П. М 10 1 3 3 2 2 2
20 Сережа П. М 10 3 1 3 2 2 2
21 Олег П. М 10 2 2 2 1 2 2
22 Данила Р. М 10 2 3 3 2 2 2
23 Яна С. Ж 10 2 3 2 2 2 3
24 Дарья С. Ж 10 2 3 2 2 3 2
25 Юля Т. Ж 10 2 2 3 2 2 2

 

Уровни развития: 1 - высокий; 2-средний; 3-низкий.

 

Таким образом, количественное и процентное отношение по уровням развития познавательных процессов следующее (таблица 3):

 

Таблица 3

Количественное и процентное отношение по уровням развития познавательных процессов

Уровни развития

Объем внимания

Концентрация внимаия

Слуховая Память

Зрительная память

Вербально-логическое мышление

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокий 6 24 2 8 2 8   12 4 16
Средний 15 60 52 15 15 60 20 80 19 76
Низкий 4 16 40 8 8 32 2 8 2 8

 

По результатам можно сделать вывод, что большинство учеников класса имеют средний уровень развития познавательных процессов.

Объем внимания

Низкий Высокий
Игорь А. Руслан Е.
Таня И. Евгений И.
Лариса О. Катя Н.
Сережа П. Борис Н.
  Максим П.
  Яна С.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: