Цель: Определить какой уровень познавательных процессов у учеников 4 класса.
Гипотеза: Познавательные процессы, такие как слуховая память, зрительная память, внимание (объем и концентрация), вербально-логическое мышление, в большинстве случаев имеют средний уровень значения, но может выделиться «группа риска».
Задачи: Изучение:
1. объема слуховой памяти;
2. объема зрительной памяти;
3. объема концентрации внимания;
4. объема вербально-логического мышления;
5. Написать заключение и рекомендации.
Предмет изучения: познавательные процессы: слуховая память, зрительная память, объем и концентрация внимания, вербально-логическое мышление.
Объект изучения: учащиеся 4 образовательного класса, 25 человек, возраст 10-11 лет, 12 девочек, 13 мальчиков.
24 человека проживают в полной семье, 1 человек – в неполной семье. Все семьи благополучные.
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Вологда. Адрес: г.Вологда, Советский проспект дом 120.
Методики:
1. «Заучивание 10 слов»
|
|
2. «Корректурная проба»
3. «Двадцать предметов»
4. «Исключение слов»
Описание методик
1. Название – «Заучивание 10 слов».
2. Автор - Лурия А.Р.
3. Источник - «Практикум по возрастной психологии» под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. С-Пб, изд-во «Речь» 2001г.
4. Назначение методики - используется для изучения слуховой памяти. Возраст испытуемых различный - от младших школьников до взрослых.
5. Стимульный материал - вариант наборов слов: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, руки, пол, весна, сын.
6. Инструкция - «Сейчас мы с тобой будем запоминать слова. Япрочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, тебе сразу же нужно повторить те, которые ты запомнил (а). Порядок повтора слов роли не играет. Понятно?»
7. Процедура исследования - ребенку называют 10 слов, он повторяет, какие из них запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе слова, которые называет ребенок. Затем переходят к другим методикам, а в конце исследования (через 30 минут) просят ребенка вспомнить, те слова, которые он запомнил в самом начале исследования.
8. Достоинства методики - методика проста в применении, экономна в проведении обследования и обработке результатов, возможно использование методики несколько раз при условии замены списка слов. Недостаток - в большей мере, чем при использовании других методик требуется тишина. Более точные результаты можно получить только при индивидуальном обследовании.
9. Интерпретация - подсчитывается количество слов, которые ребенок назвал правильно. За каждое слово дается 1 балл. Полученная цифра говорит об объеме слуховой памяти ребенка.
|
|
1. Название - «Исключение слов».
2. Автор -
3. Источник - «Практикум по возрастной психологии» под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. С-Пб, издательство «Речь» 2001 г.
4. Назначение методики - методика служит для оценки вербально-логического мышления.
5. Стимульный материал - бланки методики, секундомер, протокол для регистрации ответов. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии - по 4 слова.
6. Инструкция - «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание надо быстро и без ошибок».
7. Процедура исследования - если испытуемый не усвоил инструкцию, то 1-2 примера исследователь решает вместе с ними. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание - вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова.
8. Достоинства методики - универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация - выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ - 2 балла, за неправильный - 0 баллов. Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки.
10. Менее 250 сек - 0; 250-300 сек - 3; более 330 сек - 6. Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выполнения задания с учетом поправки Т вычисляется по формуле: А = В+Т
Исследования проходят индивидуально.
1. Название методики – «Корректурная проба».
2. Автор - Бурдон.
3. Источник - «Психологические тесты» под. ред. Акмеджанова Э.Р. Москва издательство «Лист» 1997 г.
4. Назначение методики - методика направлена на изучение объема и концентрации внимания.
5. Стимульный материал - бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв.
6. Инструкция - «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно.
7. Процедура исследования - обследуемым предъявляется бланк. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркнуть буквы «к» и «р». Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 мин.
8. Достоинство методики - универсальность, удобство, экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация - объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. По представленной методике оцениваются в два показателя.
1. Название - «20 предметов».
2. Автор -
3. Источник - «Психолого-педагогический мониторинг в системе управления процессом гуманизации образования». Составители: Фадеева Е.И., Псюкевич М.В. Кафедра педагогической психологии и воспитания школы № 1290 г. Москва.
4. Назначение методики - направлена на изучение объема зрительной памяти.
5. Стимульный материал - лист с изображением 20 предметов, секундомер, бланк протокола.
6. Инструкция - «Посмотрите внимательно в течение 2 минут на лист с изображением различных предметов, затем я уберу лист, и вы мне будете называть предметы, которые запомнили».
7. Процедура исследования - в течение 2 минут испытуемый смотрит внимательно на лист и запоминает предметы, расположенные на нем. Затем листок убирается, и испытуемый называет предметы, какие запомнил.
8. Достоинство методики - универсальность, удобство, экономичность в проведении метода и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация - за каждый правильный ответ 1 балл. Объем определяется суммой набранных баллов.
|
|
Анализ результатов
Среднее групповое значение определяется по формуле 1:
(1)
Стандартное отклонение определяется по формуле 2:
(2)
Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А» классе сведены в таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А»классе (баллы)
№ п/п | Ф.И.О. ребенка
|
Пол | Возраст | Внимание | Память | Вербально- логическое мышление | |||
Объем
| Концентрация | Слуховая | Зрительная | ||||||
1 воспроизв. | Отсрочен. | ||||||||
1 | Настя А. | Ж | 10 | 725 | 2 | 5 | 3 | 14 | 25 |
2 | Игорь А. | М | 10 | 864 | 4 | 3 | 5 | 11 | 27 |
3 | Славик Б. | М | 10 | 636 | 3 | 6 | 8 | 16 | 28 |
4. | Наташа Г. | Ж | 10 | 900 | 1 | 4 | 4 | 18 | 22 |
5 | Олеся Е. | Ж | 10 | 866 | 10 | 3 | 2 | 13 | 30 |
6 | Руслан Е. | М | 10 | 652 | 1 | 7 | 5 | 14 | 26 |
7 | Оля Ж. | Ж | 10 | 738 | 10 | 4 | 4 | 14 | 30 |
8 | Павел И. | М | 11 | 836 | 2 | 3 | 5 | 13 | 24 |
9 | Евгений И. | М | 10 | 720 | 5 | 6 | 8 | 10 | 21 |
10 | Татьяна И. | Ж | 10 | 586 | 6 | 4 | 5 | 11 | 25 |
11 | Маша К. | Ж | 10 | 654 | 0 | 3 | 1 | 11 | 28 |
12 | Катя Н. | Ж | 10 | 866 | 4 | 2 | 4 | 13 | 28 |
13 | Артем М. | М | 11 | 782 | 3 | 5 | 6 | 14 | 24 |
14 | Борис Н. | М | 10 | 900 | 4 | 7 | 13 | 25 | |
15 | Кирилл Н. | М | 10 | 766 | 4 | 5 | 5 | 13 | 26 |
16 | Виктория Н. | Ж | 10 | 821 | 7 | 6 | 7 | 16 | 26 |
17 | Лариса О. | Ж | 11 | 658 | 5 | 5 | 4 | 15 | 26 |
18 | Денис О. | М | 10 | 823 | 6 | 4 | 3 | 17 | 24 |
19 | Максим П. | М | 10 | 884 | 7 | 5 | 4 | 14 | 24 |
20 | Сережа П. | М | 10 | 596 | 4 | 3 | 3 | 13 | 30 |
21 | Олег П. | М | 10 | 794 | 8 | 6 | 5 | 14 | 22 |
22 | Данила Р. | М | 10 | 817 | 6 | 4 | 4 | 14 | 26 |
23 | Яна С. | Ж | 10 | 900 | 23 | 5 | 33 | 13 | 21 |
24 | Дарья С. | Ж | 10 | 735 | 5 | 4 | 2 | 12 | 23 |
25 | Юля Т. | Ж | 10 | 647 | 4 | 3 | 4 | 12 | 25 |
Средне групповое значение | 766 | 5 | 4 | 5 | 14 | 25 | |||
Стандартное отклонение | 98,6 | 4,2 | 1,2 | 5 | 3,7 | 6,8 |
Таблица 2
Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А»классе (уровни)
№ п/п | Ф.И.О. ребенка
|
Пол | Возраст | Внимание | Память | Вербально- логическое мышление | |||
Объем
| Концентрация | Слуховая | Зрительная | ||||||
1 воспроизв. | Отсрочен. | ||||||||
1 | Настя А. | Ж | 10 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
2 | Игорь А. | М | 10 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Славик Б. | М | 10 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
4. | Наташа Г. | Ж | 10 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Олеся Е. | Ж | 10 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 |
6 | Руслан Е. | М | 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Оля Ж. | Ж | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
8 | Павел И. | М | 11 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | Евгений И. | М | 10 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 | Татьяна И. | Ж | 10 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11 | Маша К. | Ж | 10 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
12 | Катя Н. | Ж | 10 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
13 | Артем М. | М | 11 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
14 | Борис Н. | М | 10 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
15 | Кирилл Н. | М | 10 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 |
16 | Виктория Н. | Ж | 10 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 |
17 | Лариса О. | Ж | 11 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
18 | Денис О. | М | 10 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 |
19 | Максим П. | М | 10 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
20 | Сережа П. | М | 10 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 |
21 | Олег П. | М | 10 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
22 | Данила Р. | М | 10 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
23 | Яна С. | Ж | 10 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
24 | Дарья С. | Ж | 10 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
25 | Юля Т. | Ж | 10 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
|
|
Уровни развития: 1 - высокий; 2-средний; 3-низкий.
Таким образом, количественное и процентное отношение по уровням развития познавательных процессов следующее (таблица 3):
Таблица 3
Количественное и процентное отношение по уровням развития познавательных процессов
Уровни развития | Объем внимания | Концентрация внимаия | Слуховая Память | Зрительная память | Вербально-логическое мышление | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Высокий | 6 | 24 | 2 | 8 | 2 | 8 | 12 | 4 | 16 | |
Средний | 15 | 60 | 52 | 15 | 15 | 60 | 20 | 80 | 19 | 76 |
Низкий | 4 | 16 | 40 | 8 | 8 | 32 | 2 | 8 | 2 | 8 |
По результатам можно сделать вывод, что большинство учеников класса имеют средний уровень развития познавательных процессов.
Объем внимания
Низкий | Высокий |
Игорь А. | Руслан Е. |
Таня И. | Евгений И. |
Лариса О. | Катя Н. |
Сережа П. | Борис Н. |
Максим П. | |
Яна С. |