Основные функции менеджмента

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

На рис.1 показан состав и взаимосвязь основных функций, формирующих процесс воздействия, как процесс управления организацией. Каждый из шести блоков функций представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, проектом, организацией. В каждом блоке два вида функций взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же назначении функции одного блока отражают особенности характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, разных уровней управления и объектов.

 

Рис.1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента [8]

 

С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента, как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В тоже время весь комплекс основных функций дает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системой.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах воздействий и взаимодействий от зарождения идей до их реализации, оценки результата и последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обуславливая определяющие средства воздействия, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотрение содержания основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.

В таблице 1. по каждой функции приведены средства воздействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, т.к. состав средств в значительной степени определяется ситуационными условиями. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью их применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.                                                                                                                                        

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и в пространстве. Ее назначение-постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью народного хозяйства и общества в производимой организацией продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом(персонала, технологии, организации, информации).

Таблица 1

 

Основные функции менеджмента и средства воздействия

 

 

№ п/п Основные функции Приоритетные средства воздействия

1.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результат, информация 
СТРАТЕГОПОЛАГАНИЕ Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация

2.

ПЛАНИРОВАНИЕ Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план
РЕГУЛИРОВАНИЕ Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация

3.

ОРГАНИЗАЦИЯ Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, метод
КООРДИНАЦИЯ Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость

4.

МОТИВАЦИЯ и АКТИВИЗАЦИЯ Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль
СТИМУЛИРОВАНИЕ Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизм, льготы, штрафы, карьера

5.

ГУМАНИЗАЦИЯ Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм
КОРПОРАТИВНОСТЬ Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера

6.

КОНТРОЛЬ Норма, правила, инструкции, технологии, анализ
ОЦЕНКА Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

 

ЦЕЛИ - конкретные конечные, желаемые результаты, которые стремится достичь коллектив организации в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.

Осознание общей цели и сопричастность к процессу ее достижения и получения выгод от конечного состояния организации выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воздействие было реальным цели производственно-хозяйственной организации должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.

Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояния будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.

СТРАТЕГОПОЛОГАНИЕ – как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты, в средствах и методах достижения ее миссии и целей.

Процесс формирования стратегии развития производственно-хозяйственной системы показан на следующей схеме:

Если следовать логике изложенного понятия, то стратегией перехода Российской экономики на рыночные отношения выступает кардинальная ее перестройка, т.е. формирование многоукладной экономики, ориентированной на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего развитию производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищенности населения страны.

Основная задача менеджеров - добиваться реальных конечных результатов деятельности организации в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее персонала, а также своих целей дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их использовать. Кроме того постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения их соответствия. В тоже время как цели так и стратегии могут иметь стратегический и тактический характер, определяться как на перспективу так и на текущий период. В первом случае учитываются, в значительной степени, потенциальные возможности организации и прогнозные показатели развития внешней среды. Во втором случае принимаются в расчет конкретные данные, исходя из фактической ситуации и тенденций ее развития.

Поэтому как цели так и стратегии их достижения анализируются в динамике, причем временной интервал характеризует движение от тактических до стратегических целей. В каждый данный момент фактическая величина тактического результата сравнивается с потенциальной величиной стратегического результата. Величина отклонения стратегического результата от фактического характеризует результативность развития менеджмента.

Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого современная фирма противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Поэтому различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды и стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии будут разрабатывать, каким образом добиться превосходства над конкурентами. Стратегия управления разрабатывается, как правило, на длительный период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственная как крупным так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. В процессе разработки стратегий следует выделить наиболее ответственную и кропотливую работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий как по каждой из сфер деятельности, так и в целом для ПХС. При этом следует учитывать взаимосвязанность целей и стратегий, согласованность во времени, соподчиненность. Важное значение в данной работе отводится использованию критерия, определяемого поставленной целью. Очевидно, что придется иметь дело с системой критериев, поэтому можно попытаться построить модель взаимодействия критериев в процессе выбора стратегий. В зарубежной литературе по данной проблеме широко рекомендуются матричные формы.

На рис.2 приведена схема оценки антикризисной маркетинговой стратегии управления, ее соответствия системе целей, особенностям фирмы в отношении ее сильных сторон или конкурентных преимуществ, состоянию и возможностям развития потенциала организации.

 

 

Рис.2. Схема оценки маркетинговой стратегии [9]

ПЛАНИРОВАНИЕ как основная функция менеджмента представляет виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

КОНЦЕПЦИЯ - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая или управленческая проблема для ее воплощения в экономику проходит стадию концепции.

ПРОГНОЗ - научное предвидение возможного состояния экономики, общества, организации в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего используется в стратегическом управлении.

ПРОГРАММА - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных единой целью и конкретным конечным результатом, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследований. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и повышением оперативности управления, с более четкой системой ответственности, координации и регулирования деятельности. В условиях России, особенно в период реформирования, программное управление становится распространенным видом управления.

РЕГУЛИРОВАНИЕ - вид деятельности по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций.

В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации по взаимодействию государственных и рыночных регуляторов. Можно сказать, что данная функция выполняет роль адаптации менеджмента к устанавливаемым государством параметрам, таким как: налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс и реагирование на изменение макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики ВВП.

Расширение сферы влияния рыночных регуляторов выявляет объективную необходимость регулирования режимов функционирования предприятий, выявления отклонений и поиск средств и возможностей ликвидации нарушений в том числе и в виде поддержки государства (например в период банкротства).

Естественно регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание и её нельзя рассматривать как составную часть системы государственного регулирования.

Как функция менеджмента регулирование деятельности в производственно-хозяйственной системе создает условия реализации государственных регуляторов, кроме того здесь проявляется их результативность. Таким образом через функцию регулирования проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

Следует также отметить потребность гибкого государственного регулирования на изменение рыночных рычагов. Например, на изменение или скачки цен. В качестве примера можно привести нефтяной кризис 1973 года и реакцию бизнеса и правительств разных стран на данную ситуацию. В качестве защиты от резких колебаний рыночной конъюнктуры, данная функция предусматривает виды деятельности в области страхования, выявления показателей - индикаторов риска и слежения за их динамикой.

Содержание функции регулирования по уровням менеджмента изменяется, чем ниже уровень управления, например уровень филиала или цеха, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.

ОРГАНИЗАЦИЯ как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода, с учетом системных и ситуационных факторов.

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. определение меры и формы ответственности и санкции за последствия принятия решения. На базе этих данных определяются перечень и профессиональный состав персонала, технология управления, система информационного обеспечения.

При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может быть должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдаётся критериям вида функций и объема полномочий. По таким критериям различают линейные звенья, (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический отдел), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования систем, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий. В дальнейшем мы более подробно рассмотрим данную проблему.

По характеру связей и формам взаимодействия наиболее известны и распространены системы управления: линейные, функциональные, штабные, линейно-функциональные, матричные.

Средствами для выполнения функции организации являются регламенты, нормативы, распоряжения, инструкции, самоорганизация.

На схеме рис. 3 показан процесс организации рекламной деятельности по этапам, в качестве которых приняты основные функции менеджмента.

КООРДИНАЦИЯ как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединённых общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

Рис.3. Блок-схема процесса организации

 

 

В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем, типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах не требуется жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

    МОТИВАЦИЯ как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения целей личных и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование следующей последовательности взаимозависимых категорий: Потребности людей - Интересы людей - Мотивы деятельности - Действия людей.

Побуждение или ощущение недостатка чего-либо (в чём-либо) является проявлением потребности, через формирование интереса, который рассматривается как осознанная потребность. Мотив как побудительная причина, повод к деятельности непосредственно связывается с поведением человека для достижения цели. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, мобилизовав волю, знания; определив величину вознаграждения и связав его с результатом деятельности, а также оценив ценность его для человека; удовлетворив потребность власти, связав ее со способностью человека влиять на других людей. В качестве мотивов может быть причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях и связях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Теория мотивации представляет собой специальную область знаний, которая формировалась последовательно с начала XX века. Известна «доктрина человеческих отношений», где исследовались в качестве мотивов методы психической деятельности человека, методы мотивации труда, известны также содержательные теории мотивации (Маслоу, Мак Клелланда), процессуальные теории (В.Брума, Портера-Лоулера). Модели мотивации поведения людей через их потребности находят широкое использование в зарубежных концепциях и практике менеджмента. В данном учебнике теория мотивации представляет предмет специального рассмотрения.

Мотивационный подход к поведенческой деятельности рассматривается как центральная функция менеджмента. Менеджер воздействует на человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работников. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний. Они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы. Руководители-администраторы ориентированы на должностной рост, склонны к волевым методам и регламентированию деятельности, рациональному стилю руководства. Предприниматели мотивированы на потребность достигать конкретных результатов, ориентированы на решение новых проблем и на материализацию новых идей, часто сопряженных с большим риском. Вознаграждение для предпринимателя - доля прибыли, получаемой руководимым им предприятием.

Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных - самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление. Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и требуется наличие высокой производственной и управленческой культуры.

    СТИМУЛИРОВАНИЕ - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов, методов как способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм. Так по отношению к фирме стимулами активизирующими её деятельность могут стать: льготные кредиты, снижение пошлин и акцизов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций.

Наиболее действенное в настоящее время, по отношению к работникам, материальное стимулирование. Самый чувствительный стимул применяемый к работнику - размер зарплаты и своевременность её выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учётом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. Недейственность экономических стимулов в период спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России в период реформирования свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36 раз) между богатыми и бедными.

На схеме рис 4. Можно видеть взаимосвязь процессов стимулирования и мотивации.

Рис.4 Стимулирование и мотивация.

 

Процессы стимулирования можно рассматривать как активизирующие и формирующие мотивацию деятельности людей, так и обеспечивающие результаты мотивации, определяемые правильным выбором и эффективным использованием мотивов и стимулов.

    ГУМАНИЗАЦИЯ как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента, как уже отмечалось, не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента.

В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали формируемые в процессе развития общества и представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.

Этика менеджмента проявляется в этике деятельности фирм, организаций, а также в деятельности менеджеров, специалистов и всего персонала организаций. Этика как отрасль знаний, рассматривающая человеческие отношения и поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым, разумным нормам. Чаще всего под этическими требованиями подразумеваются правила поведения менеджера, предпринимателя, предъявляемых уровнем культуры общества к его стилю, деятельности, характеру общения с людьми, социальному облику.

Состав черт профессиональной этики определяется как кодекс предпринимателя или менеджера. Предполагается, что предприниматель:

•   убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других и общества;

•   исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

•   верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу, как к искусству;

•   признаёт необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

•   уважает себя как личность, а любую личность как себя;

•   уважает любую собственность, государственную власть, общественное движение, социальный порядок, законы;

•   доверяет себе и другим, уважает компетентность и профессионализм;

•   ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;

•   стремится к нововведениям;

•   является гуманистом.

  Такие черты культурного человека как вежливость, тактичность, деликатность необходимы не только для поведения в обществе, но и для повседневной жизни. Такие качества как доброжелательность, чувство меры, уменье управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и имидж благородного человека и предпринимателя.

Из всех необходимых и значимых черт этики менеджера следует отметить два важнейших, каждое из которых может служить содержанием этики в узком его смысле - порядочность и благородство.

Считается, что коллектив ведет себя этично и социально ответственно, если следует закону и отвечает принятой системе ценностей. Этика бизнеса затрагивает различные аспекты поведения управленческих работников, менеджеров, касающиеся как целей, так и средств их достижения. Помимо высших руководителей, допускающих неэтичное поведение, любое лицо в коллективе может действовать неэтично. Наиболее распространённые случаи неэтичного поведения: взятки, подделка документов, недостоверные финансовые отчёты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах. Распространённой причиной неэтичного поведения служащих является поведение их руководителей.

 

 

Глава 2  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: