Особенности менеджмента как типа управления и методология его исследования

Институт Мировых Цивилизаций

Факультет Экономики и ССТ

Кафедра теоретической и прикладной экономики

Курсовая работа

Студентки 3 курса

Кузнецовой Анастасии Александровны

 

 

Специальность (направление) 521600 «Экономика»

Учебная дисциплина Менеджмент

№ зачетной книжки 04572

Менеджмент и его значение для современной России

Научный руководитель: доцент Луков Юрий Иванович

Работа представлена «__» _____________ 2006г.

 

Студент _______________

 

Защищена «__» _____________ 2006г.

 

Оценка «________________»

 

 

Содержание

Введение

Глава 1 Понятие, сущность и содержание менеджмента

1.1 Понятие менеджмента

1.2. Особенности менеджмента как типа управления и методология его исследования

1.3 Основные функции менеджмента.

Глава 2 Роль менеджмента в России

2.1 Развитее менеджмента в России

2.2 Наша экономика и современный менеджер

2.3 Подходы к проект-менеджменту в России

Список использованной литературы

 

Введение

Предметом выбранной мной темой является менеджмент, в то время как объектом – значение менеджмента для современной России. Цель  исследование понять, какое место в России в наше время занимает менеджмент.

    Тема менеджмента в России достаточно актуальна, всеобщий интерес к науке и практике менеджмента в России вызван многогранностью социально-экономических проблем, открывшихся перед российским обществом в процессе его коренных преобразований. И как следствие этого в последние два-три года издано много учебников, учебных пособий, монографий по менеджменту, как отечественных, так и зарубежных авторов. Создано большое число программ для высшего образования в области менеджмента. Следует отметить, что в системе высшего образования России традиционна ориентация на фундаментальную подготовку специалистов, на обеспечение научности и профессионализма, что особенно важно при подготовке менеджеров. Научно-методические основы подготовки менеджеров находятся лишь в стадии становления. В этих условиях важна определенность понятийного аппарата, особенно в ключевом понятии «менеджмент», который чаще всего отождествляется с «управлением» или употребляется как синоним применительно к разным объектам, таким как общество, экономика, организация, коллектив.

    Наряду с рассмотрением понятийного аппарата, особенностью данного учебного пособия является исследование методологических проблем менеджмента с позиций формирования главных его характеристик: качества, результативности, эффективности, конкурентоспособности. При этом рассматриваются во взаимосвязи ключевые методические подходы: менеджмент как воздействие, как процесс выработки и реализации решения, как система управления и как профессиональная деятельность менеджера. Методические аспекты оценки качества, результативности, эффективности управления рассмотрены на конкретных примерах российских организаций. Исследование менеджмента с позиций конечных результатов управления позволяет увязать задачи управления с реальными проблемами и тенденциями развития экономики и общества. Такая концепция менеджмента в условиях кризиса системы управления экономикой в России весьма актуальна и перспективна.

 

Глава 1

Понятие, сущность и содержание менеджмента

Понятие менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента[1].

Менеджмент это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает: ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль.

Постоянное стремление к повышению эффективности производства, с меньшими затратами, получение оптимальных результатов.

Хозяйственная самостоятельность обеспечивающая свободу принятия решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений. Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.

Конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена.

Необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управления», это его синоним, однако, не в полной мере. Термин управления намного шире, поскольку применяется к разным сферам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности   (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях).

Термин менеджмент применяется лишь к управлению социально–экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении не предпринимательских организаций.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и её накопления на предприятии в виде различных резервных фондов позволяет ограничить и преодолеть риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояния хозяйственной конъюктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие рынка. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям. В связи с этим в задачи менеджмента входит:

-обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

-стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания на них лучших -условий труда и установления более высокой заработной платы;

-постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

-постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

-определение конкретных целей развития фирмы;

-выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решений;

-разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

-выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;

-определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

-установление контроля за выполнением поставленных задач.[2]

Выполнение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контролю за производительным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечение все возрастающим объемом ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и другие.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличается одна от другой.

 

Особенности менеджмента как типа управления и методология его исследования

Менеджмент - это особый вид управленческой деятельности производственно-хозяйственной организации, в процессе которой в рыночных условиях формируются цели, и обеспечивается их реализация путем использования присущих менеджменту средств и методов воздействия на персонал. Менеджмент как управленческая деятельность имеет социально-экономическую природу, объектом управления выступают люди, занятые в совместной производственно-хозяйственной деятельности, а субъектом управления менеджеры и работники специальных управленческих профессий.

    В таблице 1 приведены определяющие признаки, обусловленные сущностью менеджмента как социально-экономического управления.

    Рассмотрим подробнее основные признаки менеджмента. Особенность менеджмента как типа управленческих отношений между людьми обусловлена сущностью рыночных отношений в экономике.

    Как известно рыночные отношения основываются на процессах купли-продажи продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя, на правовой основе и приоритетности горизонтальных управленческих отношений между субъектами. Управление экономическими процессами обуславливает приоритет экономического аспекта и управленческой деятельности и используемых средств и методов управления.

    Зарождение менеджмента связано с объективным характером развития рыночных экономических процессов, когда уровень производительных сил и производственных отношений обусловили выделение управленческих отношений и обособление управленческой деятельности, специализирующейся на выполнение функций управления людьми: организации, мотивации, контроля, координации их деятельности.

    Объективность развития экономических и управленческих процессов позволяет трактовать менеджмент как интернациональное явление. История социально-экономического развития разных стран и характер использования экономической теории, тенденции прогресса и культура общества, вызвали к жизни концепции и модели менеджмента, отражающие национальные особенности. Например, своеобразие и особенности имеют системы японского, американского, немецкого и российского менеджмента.

Таблица 1

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ МЕНЕДЖМЕНТА

№ п/п Особенности менеджмента Условия, обеспечивающие функционирование менеджмента
1. Менеджмент как неотъемлемая часть рыночной экономики, обусловливает его интернациональный характер. Выявление закономерностей и тенденций экономических процессов в мировой и национальной экономиках.
2. Менеджменту принадлежит интеграционная роль в развитии экономики и общества, что обуславливает наличие национальных черт, и его исторический характер. Потенциал страны: научный, производственный, ресурсный; уровень развития экономики и общества; национальная культура, традиции исторический опыт.
3. Социально-экономическая сущность менеджмента как трудовой деятельности менеджера по управлению людьми, обуславливающая его человеческий характер. Использование формальных и неформальных методов и коммуникаций, широкий спектр мотиваций с преобладанием экономических и социально-психологических интересов.
4. Использование в управленческой деятельности средств и методов управления адекватных рыночным условиям: альтернативности, конкурентности, риску, что обуславливает их динамичность, предпринимательский характер. Мониторинг параметров внешней и внутренней среды, диагностика и сценарии управляющей и управляемой деятельности, системный и комплексный подходы к формированию систем и процессов принятия решений.
5. Взаимодействие теории и искусства управления в практической деятельности менеджеров, что обуславливает научный подход и творческий характер менеджмента. Развитие принципов, методов, процессов принятия решений и их адаптация к конкретным ситуациям; учет факторов риска; ответственность и страхование.
6. Инновационность менеджмента, как следствие технологического и информационного прогресса в экономике и в общественном развитии. Настроенность, как качество менеджеров, на нововведения и поиск новых возможностей; формирование эффективных систем инновационного менеджмента.
7. Ориентация всей деятельности на конечные результаты, что обуславливает приоритетность свойств менеджмента: результативности, эффективности, качества, конкурентоспособности, управляемости. Использование методов диагностики, количественного и качественного анализа, экспертного прогнозирования, социологических исследований; обоснованность управленческих решений, разработка и выбор критериев оценки менеджмента.

 

При этом следует различать теорию и методологию менеджмента как особую область знаний или науку менеджмента, где многие черты интернациональны, и практическую деятельность, в которой решаемые проблемы, используемые средства и методы управления обусловлены в большей степени национальными особенностям развития экономики и ситуационными факторами.[3]

Концепции менеджмента как науки и как практической деятельности тесно взаимосвязано. Как известно, наука есть обобщение, осмысление практической деятельности, выявление её объективных закономерностей, тенденций, принципов, разработка на научной основе правил, норм и рекомендаций для использования менеджерами в их деятельности. Исторически развивающиеся научные концепции менеджмента находили распространение в странах сходных по уровню экономического развития, естественно с привязкой к национальным особенностям и способствовали зарождению новых концепций. Так, например, американская теория научного управления В. Тейлора конца 19 в. нашла в начале 20 века широкое использование в Европе и способствовала возникновению французской теории административного управления А. Файоля, немецкой бюрократической теории М. Вебера, российской организационной теории А. Богданова.

Каждая из названной теорий получила широкое распространение в мире, отдельные положения этих теорий до сих пор используются, адаптируются к новым социально-экономическим условиям.

    Органическое единство теории и практики менеджмента проявляется также в том, что каждая теория имеет методологические результаты исследований. Прежде всего это относится к принципам управления вырабатываемым как обобщение практики и реализуемых в практической деятельности для обеспечения ее объективности, обоснованности и результативности. Так административная теория А. Файоля обосновывает 14 принципов, обеспечивающих производительную работу аппарата управления в организациях.

Немецкий социолог Макс Вебер в начале века сформулировал концепцию бюрократии как модель, идеал, к достижению которого нужно стремиться.

Характеристики нормативной модели М. Вебера:

-Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;

-Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролирует вышестоящий и подчиняется ему;

-Наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность отдельных задач;

-Дух формальной обезличенности, с которой официальные лица выполняют свои должностные обязанности;

-Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.[4]

Принципиальная черта и особенность менеджмента как типа управления производственно-хозяйственными организациями в рыночной экономике заключается в его человеческом характере.

Менеджмент - трудовая деятельность менеджера и его аппарата по выработке средств и методов воздействия на персонал и его производственную деятельность, чтобы эта деятельность была адекватна управляемой ситуации и приводила к качественному и эффективному процессу развития.

Человеческий ресурс рассматривается в менеджменте как главный и приоритетный потенциал.

Эту особенность управления отметила в начале века Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как "обеспечения выполнения работы с помощью других лиц".     В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействие" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

С позиций выявления особенностей и методологических принципов исследования менеджмента ключевым положением может стать трактовка категории "менеджмент" как трудовой деятельности и как системы отношений, реализуемых в процессе этой деятельности.

Назначение менеджмента как трудовой деятельности - выработка и реализация управляющих воздействий на коллективы людей, обеспечивающих их взаимодействие в достижении конкретных целей. Поэтому менеджмент, по сути, рассматривается как управляющее воздействие и взаимодействие. Объектом воздействий являются человек и его трудовая деятельность (непосредственно производственная и управленческая). Воздействие на человека и коллектив изменяет характер взаимодействия между элементами трудовой деятельности, что влияет на характер и результат деятельности.

Управляющее воздействие и взаимодействие как непосредственный продукт управленческого труда материализуется в конечных результатах производства. Рассмотрим, каким же образом происходит процесс материализации, т.е. выявим экономическое содержание менеджмента.

Управляющее воздействие осуществляется в форме управленческого решения, процесс выработки (подготовки и принятия) и реализации которого и составляет процесс управления. Само воздействие - заключительная, завершающая часть процесса управления. Именно на этапе реализации управленческого решения процесс управления сливается с непосредственно производственным процессом. На всех предыдущих этапах выработки решения менеджмент выступает как аналитическая информационная работа, выбор и обоснование средств воздействия, выработка альтернатив, принятие решения.

Управленческие работники, используемая разнообразная информация, организационная, вычислительная и иная техника выступают в качестве управленческих ресурсов, участвующих в создании стоимости в своей натурально-вещественной форме. Та часть этих ресурсов, которая потребляется в данном процессе труда и «овеществляется» в продукте труда, является совокупными затратами живого и овеществленного труда - затратами на управление.

Особенностью рассмотрения производственно-хозяйственной деятельности как системы отношений является выделение управляющей и управляемой ее частей и уровней управления (например, деятельности головного завода и структурной единицы), а также учет всей совокупности внешних и внутренних связей, возникающих в процессе ее функционирования и развития. В этих условиях объектом управления становится взаимодействие между управляемой и управляющей частями, между их элементами, а также все виды взаимодействий с внешними органами, поставщиками и потребителями.

Иначе говоря, через системное взаимодействие происходит воздействие на условия трудовой деятельности, а через них на саму деятельность, т.е. на взаимодействие элементов трудовой деятельности и получаемый результат.

Таким образом, можно заключить, что управляющие воздействие и взаимодействие являются такими составляющими производительной трудовой деятельности людей, которые преобразуют эту деятельность и приводят, при прочих равных условиях, к результатам, адекватным качеству и эффективности менеджмента. Последние (качество и эффективность) зависят от найденных механизмов воздействия и взаимодействия, а также форм и методов их реализации.

Наши рассуждения позволяют составить следующую схему взаимосвязей рассмотренных понятий:

Объект воздействия

Субъект воздействия

Средства и методы менеджмента

А. Воздействия Б. Взаимодействия
1. Человек и его трудовая деятельность Менеджер и его трудовая деятельность 1. А. 1. Б.
2. Производственно-хозяйственная система (ПХС) Управляющая система (УС) 2. А 2. Б.

В этой системе взаимосвязей:

1.А. – виды воздействия на людей, занятых в процессе труда;

1.Б. – виды взаимодействия между людьми, используемые при организации процессов труда;

2.А. – виды воздействия на систему отношений между людьми занятыми в совместной деятельности;

2.Б. – виды взаимодействия между людьми и коллективами, используемые в процессах организации управления.[5]

Следует отметить, что, говоря о воздействии и взаимодействии, мы имеем в виду как положительное, так и отрицательное их влияние по отношению к объекту управления - бездействие, или действия, создающие замедление, торможение в развитии производственно-хозяйственной системы.

Виды воздействия выделяются по признакам целей управления, принципов и методов управления, ресурсов, результатов и последствий их реализации. Воздействие направлено как непосредственно на персонал и трудовые процессы, так и на всю производственно-хозяйственную систему. Объекты воздействия различаются объемом содержания отношений управления и их структурой.

То же следует сказать и о средствах взаимодействия. Признаками выделения видов взаимодействия являются цели, методы, функции, уровни принятия решений, органы, кадры, технология, связи, организационные формы и структуры.

Объективный процесс развития самоуправления и профессионального менеджмента приводит к расширению значимости и влияния процессов развивающегося взаимодействия над процессами оперативного воздействия. Иными словами, при качественной разработке стратегии развития производственно-хозяйственной системы на длительную перспективу и четкой организационной работе по ее реализации в ближайший период все меньше остается областей применения средств оперативного воздействия на труд и систему в целом (вмешательства, регулирования). Этот фактор будет определяющим в понятии самоуправляющаяся система.

При этом возрастает роль стратегии управления по отношению к тактическим проблемам, что также требует коренного изменения в характере управленческих задач и квалификационном подборе менеджеров.

Следует отметить, что понятие "воздействие" ассоциируется с волевыми командными актами одноразового действия. Поэтому более обосновано на наш взгляд с точки зрения сущности менеджмента использование понятия "процесс воздействия" на персонал и "процесс взаимодействия" людей и коллективов, занятых в производственно-хозяйственной деятельности или в сферах обслуживания этой деятельности.

Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данный процесс имеет универсальные этапы и определенную последовательность видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

Таким образом, человеческий ресурс, выступающий ключевым в менеджменте, рассматривается фактором производства и менеджмента и основным средством достижения целей. С другой стороны человек как субъект и как объект процесса взаимодействия выступает целью менеджмента. Профессионализация персонала, его карьера, условия жизни и будущее во многом определяются самим менеджментом.

Сущностная особенность менеджмента обуславливает наличие менеджера – профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми, занятыми производственно-хозяйственной деятельностью.

МЕНЕДЖЕР - профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия.

Прежде всего обратим внимание на понятие профессиональность. Менеджер как профессиональный управляющий, обладает особыми качествами, отличными от качеств руководителей других видов управленческой деятельности. Такими качествами выступают компетентность, самостоятельность, предприимчивость, готовность к хозяйственному риску, правовое сознание, инициативность. Перечисление качеств можно продолжить, но суть в специфике деятельности менеджера, в ее содержании, условиях осуществления, используемых методах и средствах управления. Главная особенность деятельности менеджера в том, что эта деятельность, осуществляемая в рыночных условиях. По сравнению с директивной экономикой в рыночных условиях изменяется менталитет людей, их активность в стремлении к самовыражению, к достижению успехов; изменяются отношения между людьми и между коллективами, занятыми в производственно-хозяйственной деятельности.

Система отношений между людьми и их экономическое поведение в трудовом коллективе выступают одним из предметов труда менеджера.

На содержание управленческих отношений оказывает влияние отношения собственности, обуславливая формирование новых интересов, а, следовательно, и новых мотивов поведения людей, новых приоритетов в потребностях. Все это, естественно, отражается на содержании и формах мотивационного воздействия, используемого менеджерами в процессах управления.

Хотя сам менеджер является наемным работником, он управляет от лица собственника и в его интересах. Собственниками, в определенной степени, могут быть и сами работники, например, владельцами акций предприятия. Влияние отношений собственности на менеджмент новая для экономики России проблема и мало исследована, несмотря на ее значимость. Между тем, очевидно, что в данной проблеме имеют место различия между предпринимателем и менеджером. Интересы предпринимателя можно рассматривать с позиций собственника, работодателя и менеджера. Предприниматель рискует всей своей собственностью, тогда как менеджер - лишь заработком, престижем, карьерой.

Деятельность предпринимателя и менеджера имеет много общего, ибо это деятельность по управлению людьми в условиях действия рыночных механизмов ценообразования, предложения и спроса, государственного регулирования. Менеджеры в большинстве видов своей деятельности должны иметь предпринимательский стиль руководства.

На схеме (рис. 1) укрупнённо показано формирование и реализация процесса воздействия менеджера на производственный персонал и его производственную деятельность. Управленческое решение, как содержание воздействия через восприятие персонала, его поведение и деятельность материализуется во внешней среде, а также отражается в конечных результатах деятельности производственной организации. Условиями эффективной деятельности менеджера и аппарата управления выступают также результативность и качество внешних и внутрисистемных коммуникаций, качество деятельности по формированию внутренней атмосферы коллектива.

 

Рис. 1. Объекты воздействия менеджера [6]

Для выполнения сложной, инновационной, предпринимательской, социально значимой, рисковой, ответственной деятельности по управлению социально-экономическими системами менеджер обязан иметь профессию и её постоянно совершенствовать в соответствии с прогрессом производства, менеджмента и развитием общества, его культуры, образа жизни.

В России условиях командно-административной системы управления производством руководители хозяйственных звеньев формировались с ярко выраженным авторитарным стилем управления.

В деятельности руководителей преобладал настрой на исполнительские функции решений вышестоящих органов и контроль их реализации. Привыкшие к политике выбивания выгодного плана, необходимых ресурсов, к выполнению и перевыполнению плана любой ценой, такие кадры не всегда способны впитать новую идеологию хозяйствования и овладеть механизмами рыночной экономики и самоуправления трудовыми коллективами в условиях четкого правового регулирования взаимоотношений государственных и хозяйственных органов. К тому же однообразие методов и форм хозяйствования не способствовали развитию инициативы.

Следует отметить и деформированную структуру управленческих кадров. В России 80% высшего звена управления составляют инженеры, в Японии - не более 50 %, в США - 20%, остальные - юристы, экономисты, социологи, психологи и др. Очевидно, что управлять людьми должны менеджеры со специальной подготовкой, где гуманитарным аспектам уделяется должное внимание. Рассмотренные проблемы отражают потребность коренных изменений в кадровой политике для обеспечения преобразований в экономике и менеджменте. Эту же проблему решает и организация систематической работы по оценке деятельности менеджеров основного звена хозяйствования с позиций ее качества, результативности и эффективности.

В процессе перехода от централизованной административной системы управления экономикой к децентрализованной рыночной, формирование содержания средств воздействия и взаимодействия должно быть адекватно данному процессу и соответствовать назначению менеджмента.

Функциональная роль менеджмента состоит в обеспечении объективного процесса развития социально-экономической системы путем предвидения, выявления и разрешения противоречий, прежде всего, между уровнем развития производительных сил, производственными и всей системой общественных отношений. Процесс управления предполагает слежение за движением противоречий, нахождение реальных, своевременных и эффективных путей их разрешения. В этом суть эффективного управления процессом развития. Эти процессы обуславливают объективную потребность в развитии науки менеджмента и профессионально подготовленных менеджерах, обладающих теорией и методологией исследования, менеджмента, экономическими, системными, гуманитарными, юридическими знаниями.

Рассмотренные основные особенности и методологические принципы менеджмента как типа управления позволяют систематизировать исследовательские подходы к менеджменту. На рис. 2 показана взаимосвязь современных подходов к исследованию менеджмента, отражающих его содержание.

 

 

Рис. 2. Методологические признаки исследования менеджмента [7]

 

Особое внимание исследователей в настоящее время направлено на использование системного подхода и системных идей в выявлении российской специфики менеджмента и его резервов для преодоления кризисных явлений в экономике.

С позиций системного подхода менеджмент рассматривается как органическое единство взаимосвязанных элементов, образующих целостность и качество системы, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.

Системный подход как мощный инструментарий позволяет формировать более динамичные, рациональные и эффективные системы менеджмента. Овладение менеджерами методологией системного подхода составляет существенный элемент их профессиональной подготовки. Деление на внешние и внутренние факторы не только расширяет наши информационные данные о ситуации при принятии решений, но позволяет более правильно распределить функции менеджмента между функциональными органами, руководителями и менеджерами на разных уровнях управления. В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, а также конкретные виды ответственности за результативность управления. Как уже отмечалось выше, всякие изменения в производственно-хозяйственной системе непосредственно осуществляются через процессы менеджмента, которые также изменяются.

В наибольшей степени рыночные экономические процессы и их закономерности учитываются при рассмотрении менеджмента как процесса воспроизводства. Речь идёт о воспроизводстве отношений собственности, социальных отношений, воспроизводстве ресурсов и потенциала, особенно кадрового потенциала, инвестиционного, научного, информационного.

В данной концепции менеджмента реализуются в большей степени его свойства интеграции, адаптации и восприятия прогрессивных тенденций. В значительной степени данные свойства характерны для межотраслевого, регионального, международного и национального менеджмента.

Рассмотренные признаки не исчерпывают всего многообразия содержания менеджмента, вместе с тем отражают основы современной теории и практики менеджмента. Состав методов исследования менеджмента разнообразен. Среди них следует отметить общенаучные методы: системный и комплексный подходы, программно-целевое планирование; аналитико-прогностические: линейное программирование, теория массового обслуживания, теория вероятностей, сетевое планирование, методы деловых игр, экономико-статистические, функционально-стоимостной анализ, экономико-математическое моделирование, методы экспертных оценок; методы заимствованные из разных сфер знаний: социологии, психологии, экологии, эстетики, дизайна. При подготовке менеджеров "менеджмент" как профилирующая дисциплина в системе высшего профессионального образования должна содержать теорию и практику российского менеджмента, отраслевые и региональные проблемы менеджмента, типологию, историю его развития, особенности российского менталитета, деловые традиции, национальный стиль и культуру. Многие из этих требований связаны с реализацией рассмотренных выше свойств менеджмента и с особенностями преодоления кризисных ситуаций в экономике России.

 

Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. В данной главе рассматривается весь комплекс функций менеджмента, критерии выделения и их взаимосвязь. Приводятся основы функционального моделирования систем менеджмента. Для менеджеров в данной главе содержатся рекомендации как работать с функциями менеджмента и как с помощью функций создать эффективно работающий аппарат управления организацией

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: