Класс _______ Пол _____
1 задание. Укажите, с какими историческими событиями, знакомыми Вам по курсу истории, связаны следующие фразеологизмы.
№ п/п | Фразеологизм | Историческое событие |
1. | Было дело под Полтавой | |
2. | Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! | |
3. | Казанская сирота | |
4. | Мамаево побоище | |
5. | Перейти Рубикон | |
6. | Потемкинские деревни | |
7. | Прорубить окно в Европу | |
8. | Троянский конь | |
9. | Тяжела ты, шапка Мономаха |
2 задание. Фразеологизмы как одного языка, так и разных языков нередко обнаруживают в своей основе общий образец, общую формулу. Так, под общую формулу со значением «преувеличивать», «представлять нечто маленькое, незначительное как большое, значительное» подводятся фразеологизмы разных славянских языков: русск. – делать из мухи слона, чешск. – делать из комара верблюда, польск. – делать из иглы вилы. Определите формулы, лежащие в основе следующих групп фразеологизмов.
1. (Нужен) как рыбке зонтик, как щуке брюки, как мертвому припарки, как собаке пятая нога, как пятое колесо телеге.
|
|
Ответ: ___________________________________________________________
2. (Отольются) волку овечьи слезки, медведю коровьи слёзки, кошке мышкины слёзки.
Ответ:________________________________________________________
3. Пеший конному не товарищ, гусь свинье не товарищ, горшок котлу не товарищ.
Ответ:________________________________________________________
3 задание. Из слов, данных в скобках, выберите и подчеркните то, которое обычно используется в составе каждого из приведенных фразеологизмов.
(Заяц, кот, козел) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;
открыть (Африку, Америку, Австралию);
биться головой об (пол, стену, дверь);
как мертвому (банки, припарки, горчичники).
4 задание. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
Душа в пятки…………………………;
без ………………………….. в голове;
семи пядей во ……………………….;
и в ус не ……………………………...;
как сыр в масле ……………………..;
мерить на свой ……………………...;
за тридевять ………………………...
5 задание. Установите соответствие фразеологизма (1-я колонка) и его значения (2-я колонка), соединив их стрелками.
1) А Васька слушает да ест | А) Слишком громкий, оглушающий голос. |
2) Авгиевы конюшни | Б) Символ богатства. |
3) Великий зверь на малые дела | В) Символ счастья. |
4) Колесо Фортуны | Г) Свирепый, бдительный страж, а также – злая собака. |
5) Посыпать пеплом главу | Д) Бесконечное повторение одного и того же. |
6) При царе Горохе | Е) Удачен или неудачен исход дела. |
7) Рог изобилия | Ж) Случай, слепое счастье. |
8) Синяя птица | З) Один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания. |
9) Сказка про белого бычка | И) Очень давно, в древности. |
10) Со щитом иль на щите | К) Глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного. |
11) Труба иерихонская | Л) Крайняя запущенность, загрязнённость. |
12) Цербер | М) Люди, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны. |
|
|
6 задание. Замените выделенные курсивом слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
Работали все – ____________________________________________________
его не обманешь – ___________________________________________________
он вдруг замолчал___________________________________________________
на улице темно –___________________________________________________
время каникул уже близко –__________________________________________
в конце нужно рассказать что-нибудь веселое –_________________________
он начал разговор сразу –____________________________________________.
7 задание. Запишите фразеологизмы, в которых употребляются следующие слова:
Бередить –
Понурить –
Сиднем –
Окладистая –
Расквасить –
8 задание. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя пустые строки таблиц соответствующими номерами фразеологизмов.
Фольклор | Мифология | История |
1) Нить Ариадны; 2) кричать во всю Ивановскую; 3) прометеев огонь; 4) рожки да ножки; 5) положить в долгий ящик; 6) пиррова победа; 7) по щучьему веленью; 8) ахиллесова пята; 9) за тридевять земель.
Земледелие | Охота, рыбная ловля | Ремесла |
1) Мутить воду; 2) точить лясы; 3) на ловца и зверь бежит; 4) снять стружку; 5) не стоит овчинка выделки; 6) подготовить почву; 7) поднимать целину; 8) ни пуха ни пера.
Военное дело | Медицина | Искусство |
1) Поставить диагноз; 2) подложить свинью; 3) попасть в котел; 4) тихой сапой; 5) сложить головы; 6) выкурить трубку мира; 7) сойти со сцены; 8) на два фронта; 9) позолотить пилюлю.
Приложение 4