Анкета по фразеологии

 

Класс _______ Пол _____

1 задание. Укажите, с какими историческими событиями, знакомыми Вам по курсу истории, связаны следующие фразеологизмы.

 

№ п/п Фразеологизм Историческое событие
1. Было дело под Полтавой  
2. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!  
3. Казанская сирота  
4. Мамаево побоище  
5. Перейти Рубикон  
6. Потемкинские деревни  
7. Прорубить окно в Европу  
8. Троянский конь  
9. Тяжела ты, шапка Мономаха  

 

2 задание. Фразеологизмы как одного языка, так и разных языков нередко обнаруживают в своей основе общий образец, общую формулу. Так, под общую формулу со значением «преувеличивать», «представлять нечто маленькое, незначительное как большое, значительное» подводятся фразеологизмы разных славянских языков: русск. – делать из мухи слона, чешск. – делать из комара верблюда, польск. – делать из иглы вилы. Определите формулы, лежащие в основе следующих групп фразеологизмов.

1. (Нужен) как рыбке зонтик, как щуке брюки, как мертвому припарки, как собаке пятая нога, как пятое колесо телеге.

Ответ: ___________________________________________________________

2. (Отольются) волку овечьи слезки, медведю коровьи слёзки, кошке мышкины слёзки.

Ответ:________________________________________________________

3. Пеший конному не товарищ, гусь свинье не товарищ, горшок котлу не товарищ.

Ответ:________________________________________________________

3 задание. Из слов, данных в скобках, выберите и подчеркните то, которое обычно используется в составе каждого из приведенных фразеологизмов.

(Заяц, кот, козел) наплакал;

(медвежья, собачья, волчья) услуга;

знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;

открыть (Африку, Америку, Австралию);

биться головой об (пол, стену, дверь);

как мертвому (банки, припарки, горчичники).

4 задание. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки…………………………;

без ………………………….. в голове;

семи пядей во ……………………….;

и в ус не ……………………………...;

как сыр в масле ……………………..;

мерить на свой ……………………...;

за тридевять ………………………...

5 задание. Установите соответствие фразеологизма (1-я колонка) и его значения (2-я колонка), соединив их стрелками.

 

1) А Васька слушает да ест А) Слишком громкий, оглушающий голос.
2) Авгиевы конюшни Б) Символ богатства.
3) Великий зверь на малые дела В) Символ счастья.
4) Колесо Фортуны Г) Свирепый, бдительный страж, а также – злая собака.
5) Посыпать пеплом главу Д) Бесконечное повторение одного и того же.
6) При царе Горохе Е) Удачен или неудачен исход дела.
7) Рог изобилия Ж) Случай, слепое счастье.
8) Синяя птица З) Один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.
9) Сказка про белого бычка И) Очень давно, в древности.
10) Со щитом иль на щите К) Глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного.
11) Труба иерихонская Л) Крайняя запущенность, загрязнённость.
12) Цербер М) Люди, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны.

 

6 задание. Замените выделенные курсивом слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

Работали все – ____________________________________________________

его не обманешь – ___________________________________________________

он вдруг замолчал___________________________________________________

на улице темно –___________________________________________________

время каникул уже близко –__________________________________________

в конце нужно рассказать что-нибудь веселое –_________________________

он начал разговор сразу –____________________________________________.

7 задание. Запишите фразеологизмы, в которых употребляются следующие слова:

Бередить –

Понурить –

Сиднем –

Окладистая –

Расквасить –

8 задание. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя пустые строки таблиц соответствующими номерами фразеологизмов.

 

Фольклор Мифология История
     

 

1) Нить Ариадны; 2) кричать во всю Ивановскую; 3) прометеев огонь; 4) рожки да ножки; 5) положить в долгий ящик; 6) пиррова победа; 7) по щучьему веленью; 8) ахиллесова пята; 9) за тридевять земель.

 

Земледелие Охота, рыбная ловля Ремесла
     

        

1) Мутить воду; 2) точить лясы; 3) на ловца и зверь бежит; 4) снять стружку; 5) не стоит овчинка выделки; 6) подготовить почву; 7) поднимать целину; 8) ни пуха ни пера.

 

Военное дело Медицина Искусство
     

 

1) Поставить диагноз; 2) подложить свинью; 3) попасть в котел; 4) тихой сапой; 5) сложить головы; 6) выкурить трубку мира; 7) сойти со сцены; 8) на два фронта; 9) позолотить пилюлю.

 

Приложение 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: