Затраты и ключи распределения по однородным секциям

 

Затраты по элементам из финансовой бухгалтерии

Итого

т.руб.

Секции

Администрация Прессовый Сборочный Отдел реализ.
1. Расходы по содержанию персонала 2. Расходы на упаковку готовой продукции, прочие коммерческие услуги 3. Услуги сторонних организаций 4. Транспортные услуги 5. Управленческие расходы 6. Налоги, сборы 7. Амортизация 50400   4920     9000   2400 50400 1440 25140       -     1/15   1/4 2/3 - -     -     12/15   - - - 24660     -     1/15   - - - 480     100%     1/15   3/4 1/3 100% -

2. Расходы по содержанию персонала составили:

- заработная плата прессовальщиков – 19200 т.руб.

-  заработная плата сборочного цеха – 13440 т.руб.

- заработная плата реализаторов - 4320 т.руб

- содержание персонала управления – 13440 т.руб.

-                               ИТОГО        50400 т.руб.

3. Расходы административной секции распределяются равно­мерно между остальными секциями: (33 3.)

4. За отчетный месяц прессовый цех использовал 1350 маши­но-часов для производства заказа № 10 и 450 машино-часов для производства заказа № 11.

Сборочный цех использовал 300 чел.-часов для производства заказа № 10 и 1500 чел.-часов для производства заказа № 11.

5. Единицей работы для прессового цеха является маши­но-час, для сборочного цеха - человеко-час, для определения реализации - 1 франко-продажа объема реализации.

6. Объем реализации составил 300000 единиц, в том числе заказа №10 - 162000 заказа № 11 - 138000 единиц.

Исходя из вышеприведенных данных произвести распределение затрат в следующей последовательности:

а) распределить расходы по элементам за месяц между че­тырьмя секциями;

б) определить себестоимость единицы работ по каждой секции;

в) определить себестоимость заказа № 10 и заказа № 11.

Решение произвести в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

 

Распределение затрат по элементам между однородными секциями и калькулирование единиц работ

Элементы затрат, отраженные из финансовой бухгалтерии Итого т.руб. Администрация Прессовый цех Сборочный цех Отдел реализации
1. Расходы по содержанию персонала 2. Расходы на упаковку готовой продукции, прочие услуги 3. Услуги сторонних организаций 4. Транспортн. усл. 5. Управленческие услуги 6. Налоги, сборы 7. Амортизация 50400     4920     9000     2400   50400   1440 25140 13440     -     600     600   33600   - - 19200     -     7200     -   -   - 24660 13440       -     600     -   -      - 480 4320     4920     600     1800   16800   1440 -
Итого по секциям 143700 48240 51060 14520 29880
8.Распределение расходов по «Администрация» 9.Итого окончательных затрат по секциям 10.Единица работ 11.Себестоимость единицы работ   48240     143700         16080     67140     м/ч 37,3     16080     30600     чел/ч 17   16080     45960     фр-прод 0,15

 

Расчеты к таблице 2.

Себестоимость единицы работ:

- прессовый цех          67140:(1350+450)=37,3

- сборочный цех      30600:(300+1500)=17

- отдел реализации  45960:300000=0,15

Таблица 3

Распределение затрат секций и калькулирование себестоимости заказов

 

Единицы работ

Секции

Сумма

к включ. в себест-ть, руб.

Себестоимость

производственная, руб.

Полная себест-ть

руб.

Характер Кол-во Себест-ть, руб. Заказ 10 Заказ 11 Заказ 10 Заказ 11
Маш/час   Чел/час   Франко-продажа 1800   1800   300000 37,3   17   0,15 прессовый   сборочный   отдел реализации 67140   30600   45960 50355   5100   - 16785   25500   - 50355   5100   24300 16785   25500   20700

 

Расчеты к таблице 3.

Себестоимость производственная:

Заказ 10:

- прессовый цех        1350×37,3=50355

- сборочный цех        300×17=5100

Заказ 11:

- прессовый цех        450×37,3=16785

- сборочный цех        1500×17=25500

Полная себестоимость:

Заказ 10:

- отдел реализации     162000×0,15=24300

Заказ 11:

- отдел реализации       138000×0,15=20700

Расчет себестоимости единицы заказа:

Заказ 10: (50355+5100+24300)/162000=0,49

Заказ 11: (16785+25500+20700)/138000=0,46

Задание 5.

Исходные данные:

Предприятие производит продукцию одного вида.

Издержки на сырье и материалы составили 60 руб./шт. и полностью используются 1-ом этапе производства.

 Издержки на управление и сбыт составили 2250000 руб./месяц.

 

Рынок сбыта
3 стадия
2 стадия
1 стадия
Последовательность                      

Стадии обработки

             
     

 


Количество произве-

денной и реализован- 15000          13500 12000             9000

ной продукции

(шт./мес.)

 

Издержки процесса

изготовления                240000   270000  300000        -

 (руб./мес.)

 

Определить себестоимость единицы реализованной продукции.

Рассчитать стоимостную оценку полуфабрикатов (1500 шт.) последовательно на 1-ом этапе, затем на 2-ом этапе производства.

Решение:

Определим себестоимость единицы продукции:

С = 60 + (240000: 15000) + (270000: 13500) + (300000: 12000) + (2250000: 9000) = 60 + 16 + 20 + 25 + 250 = 371 руб.

Из расчетных данных видно, что на выходе из 1 стадии себестоимость полуфабрикатов составит: 60 + 16 = 76 руб.

На выходе из 2 стадии: 76 + 20 = 96 руб.

Стоимостная оценка полуфабрикатов (1500 шт.) на 1-ом этапе:

1500 × 76 = 114000 руб.

На 2-ом этапе:

1500 × 96 = 144000 руб.

 


Задание 6.

 

На участке производства с полной загрузкой мощностей изготавливается продукция видов С и Д.

Вид продукции Изготавливаемое кол-во, шт. Время обработки, машино-мин. на ед. Выручка от реализации Предельная себестоимость руб./шт.
С 540 135 276 162
Д 720 90 234 135

 

На предприятие поступает предложение о производстве дополнительно 210 шт. продукции С в месяц по цене 282 руб./шт. В связи с обязательствами по поставке продукции С дополнительное количество его может быть изготовлено исключительно за счет производства продукта Д.

Поскольку производство каждого продукта связано с различными затратами времени работы оборудования, необходимо:

1. Определить суммарную выручку за месяц до принятия указанного в условии предложения.

2. Определить как изменится суммарная выручка за отчетный месяц при согласии на производство дополнительно 210 шт. продукта С в месяц.

3. Если суммарная выручка уменьшится, то определить цену реализации, при которой эта выручка не меняется.

Решение:

1. Определим суммарную выручку за месяц до принятия указанного в условии предложения. Общую по продукциям С и Д.

(540 × 276) + (720 × 234) = 317520 руб.

2. Определим как изменится суммарная выручка за отчетный месяц при согласии на производство дополнительно 210 шт. продукта С в месяц.

Максимальная производственная мощность предприятия:

540 + 720 = 1260 шт.

Предел загрузки для продукта С:

540 × 135 = 72900 мин.

Предел загрузки для продукта Д:

720 × 90 = 64800 мин.

Итого предел загрузки для продуктов С и Д:

72900 + 64800 = 137700 мин.

Для изготовления дополнительной партии продукта С потребуется:

210 × 135 = 28350 мин.

Соответственно на изготовление продукта Д остается:

137700 – 72900 – 28350 = 36450 мин.

Следовательно, 36450: 90 = 405 шт – новое количество продукта Д, если примем предложение.

Определим как изменится суммарная выручка за отчетный месяц при согласии на производство дополнительно 210 шт. продукта С в месяц.

(540 × 276) + (405 × 234) + (210 × 282) = 303030 руб.

3. Так как суммарная выручка уменьшилась, то определяем цену реализации, при которой эта выручка не меняется.

(540 × 276) + (405 × 234) + (210 × Х) = 317520

149040 + 94770 + 210х = 317520

210х = 317520 – 149040 – 94770

210х = 73710

Х = 351

Следовательно, цена реализации дополнительно 210 шт. продукции С, при которой выручка не меняется должна быть 351 руб./шт.

 

Задание 7.

Компания производит один вид продукции, который реализует через два филиала. Ниже приведены учетные показатели двух филиалов по производству продукции (табл. 1).

Таблица 1

 

№ п/п Показатели Филиал 1 Филиал 1
1 Произведено и доставлено изделий, шт. 25000 75000
2 Реализовано изделий, шт. 25000 15000
3 Цена реализации 1 изделия, т.руб. 30 30
4 Расход материалов на 1 изделие, т.руб. 10 10
5 Затраты труда на 1 изделие, т.руб. 7,5 7,5
6 Переменные накладные расходы на 1 изделие, т.руб. 5 5
7 Постоянные накладные расходы, т.руб. 125000 125000

         

  Задание:

1. Составить отчет о прибылях и убытках по двум филиалам в
условиях применения:

      а) метода сокращенной себестоимости продукции;

     б) метода полной себестоимости, используя в качестве базы распределения постоянных расходов количество произведенной продукции.

    2. Определить объем продажи, необходимый каждому филиалу для:

а) возмещения постоянных расходов;

б) получения прибыли при норме рентабельности продаж в 10%.

  3. Составить новый отчет о прибылях при норме рентабельности в 10%.

4. Определить стоимость нереализованных остатков продукции на 2-х филиалах в условиях применения полной и сокращенной себестоимости продукции.

Решение:

1. Определим выручку от реализации продукции по каждому филиалу:

Филиал 1: 25000 × 30 = 750000 тыс. руб.

Филиал 2: 75000 × 30 = 2250000 тыс. руб.

2. Определим переменные издержки на производство и доставку продукции на склад:

Филиал 1: (10 + 7,5 + 5) × 25000 = 22,5 × 25000 = 562500 тыс. руб.

Филиал 2: (10 + 7,5 + 5) × 75000 = 22,5 × 75000 = 1687500 тыс. руб.

3. Определим переменные издержки реализованной продукции:

Филиал 1:  (10 + 7,5 +5) × 25000 = 22,5 × 25000 = 562500 тыс. руб.

Филиал 2: (10 + 7,5 +5) × 25000 = 22,5 × 15000 = 337500 тыс. руб.

4. Определим долю постоянных расходов в реализованной продукции:                   Филиал 1: 125000: 25000 × 25 000 = 125000

Филиал 2: 125000: 75000 × 15 000 = 25000

5. Отчет о прибылях и убытках по двум филиалам в условии применения.

а) метод сокращенной себестоимости продукции (по системе «директ- костинг»):

№ п/п Наименование показателя Филиал 1 Филиал 2 Итого по 2-м филиалам
1 Выручка от реализации, т.руб. (В) 750 000 2 250 000 3 000 000
2 Переменные затраты, т.руб. (Рпер) 562 500 1 687 500 2 250 000
3 Маржинальный доход, т.руб. (Мд) 187 500 562 500 750 000
4 Постоянные расходы, т рy6. (Н) 125 000 25 000 150 000
5 Операционная прибыль, т.руб. (Попер) 62 500 537 500 600 000
6 Доходность продаж, % (Дпродаж) 8,3 23,9 32,2

 

Расчеты к таблице:     

Маржинальный доход (Мд) определим как разницу между выручкой и переменными затратами: Мд = В – Рпер

Филиал 1: Мд = 750000 – 562500 = 187500 тыс. руб.

Филиал 2: Мд = 2250000 – 1687500 = 562500 тыс. руб.

Операционная прибыль рассчитывается как разница между маржинальным доходом и постоянными расходами: Попер = Мд – Н

Филиал 1: Попер = 187500 – 125000 = 62500 тыс. руб.

Филиал 2: Попер = 562500 – 25000 = 537500 тыс. руб.

    Доходность продаж, %, рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке от реализации: Дпродаж = (Попер: В) × 100 %

Филиал 1: Дпродаж  = (62500: 750000) × 100% = 8,3%

Филиал 2: Дпродаж  = (537500: 2250000) × 100% = 23,9%

б) метода полной себестоимости реализованной продукции:

№ п/п Наименование показателя Филиал 1 Филиал 2 Итого по 2-м филиалам
1 Выручка от реализации, т. руб. (В) 750 000 2 250 000 3 000 000
2 Полная себестоимость реализованной продукции, т. руб. 687 500 1712500 2 400 000
3 Прибыль(убыток) от продаж, т.руб. 62 500 537 500 600 000
4 Доходность продаж, % (Дпродаж) 8,3 23,9 32,2

 

2. Определим объем продаж, необходимый каждому филиалу для:

а) возмещения постоянных расходов в натуральном выражении по формуле: Внат = Н: Мд.ед., где

Н – непропорциональные (постоянные) затраты;

Мд.ед – маржинальный доход единицы продукции.

Мд.ед = Ц – V, где:

Ц – цена единицы продукции;

V – удельные переменные затраты;

Филиал 1:  Мд.ед = 30 – (10 + 7,5 + 5) = 7,5 тыс. руб.

Филиал 2:  Мд.ед = 30 – (10 + 7,5 + 5) = 7,5 тыс. руб.

Отсюда находим:

Филиал 1: Внат = 125000: 7,5 = 16667 шт.  

Филиал 2: Внат = 25000: 7,5 = 3333 шт.

     Возмещения постоянных расходов в денежном выражении по формуле:

Вден = Ц × К, где

К – количество продукции, необходимое для покрытия постоянных расходов:

Филиал 1: Вдсн = 30 × 16667 = 500010 тыс. руб.

Филиал 2: Вден = 30 × 3333 = 99990 тыс. руб.

    Отсюда переменные затраты составят:

Филиал 1: 16667 × 22,5 = 375007,5 тыс. руб.

Филиал 2: 3333 × 22,5 = 74992,5 тыс. руб.

Маржинальный доход составит:

Филиал 1: 500010 – 375007,5 = 125002,5 тыс. руб.

Филиал 2: 99990 – 74992,5 = 24997,5 тыс. руб.

Таким образом, при объеме продаж для филиала 1 – 500010 тыс. руб. и для филиала 2 – 99990 тыс. руб. постоянные затраты будут покрыты полностью, то есть это будет точкой безубыточности продаж равной 0 и только после выполнения этих условий предприятие начнет получать прибыль.

б) полученная прибыль при норме рентабельности продаж в 10%:

Расчет нормы рентабельности осуществляется по формуле:

ROS = (Пр: В) × 100, где

Пр — прибыль от реализации, тыс. руб.

В — выручка от реализации, тыс. руб.

Пр = В – (Н + Рп), где  

В — выручка от реализации шт. продукции;

Н – постоянные расходы (общая сумма);

Рп – переменные расходы ед. продукции.

Филиал 1: Пр = 30n – (125000 + 22,5n) = (30n – 22,5n) – 125000 = 7,5n – 125000

Филиал 2: Пр= 30n – (25000 + 22,5n) = (30n – 22,5n) – 25000 = 7,5n – 25000

Подставив полученные значения Пр в исходную формулу, получим:

Филиал 1: 10% = ((7,5n – 125000): 30n) × 100

               10 = ((750n – 12500000): 30n) × 100

               300n = 750n – 12500000

               300n – 750n = – 12500000

               – 450n = – 12500000

               n = 12500000: 450

               n = 27778 шт.  

Подставив полученное значение n в исходную формулу, получим:

Филиал 2:   10% = ((7,5n – 25000): 30n) × 100

               10 = ((750n – 2500000): 30n) × 100

               300n = 750n – 2500000

               300n – 750n = – 2500000

               – 450n = – 12500000

               n = 2500000: 450

               n = 5556 шт. 

Подставив полученное значение n в исходную формулу, получим:

3. Новый отчет о прибылях и убытках при норме рентабельности в 10%:

№ п/п Наименование показателя Филиал 1 Филиал 2 Итого по 2-м филиалам
1 Выручка от продаж, тыс. руб. 833 340 166 680 1 000 020
2 Переменные затраты, тыс. руб. 625 005 125 010 750 015
3 Маржинальный доход, тыс. руб. 208 335 41 670 250 005
4 Постоянные расходы, тыс. руб. 125 000 25 000 150 000
5 Отрицательная прибыль, тыс. руб. 83334 16668 100002
6 Рентабельность продаж, % 10 10 10

 

4. Определим стоимость нереализованных остатков продукции на двух филиалах в условиях применения полной и сокращенной себестоимости продукции:

Филиал 1: произведено 25000 шт., и все реализовано, остатка нет.

Филиал 2:  произведено 75000 шт., а реализовано 15000 шт., остаток  60000 шт.

Стоимость нереализованной продукции по сокращенной себестоимости:

По переменным затратам 60000 × 22,5 = 1 350 000 тыс. руб.

По постоянным затратам 125000 – 25000 = 100 000 тыс. руб.

Общая стоимость нереализованных остатков:

         1 350 000 + 100 000 = 1 450 000 тыс. руб.

По полной себестоимости 362 500: 15 000 × 60000 = 1 450 000 тыс. руб.

    Задание 8.

Предприятие запланировало выпустить и реализовать 20500 единиц продукции по цене 40 т.руб. за ед. В течении отчетного периода предприятие получило дополнительный заказ на производство еще 1500 ед., но по цене 24,5 т.руб. за ед. Производственные мощности предприятия позволяют произвести данный заказ.

Необходимо сделать вывод о целесообразности принятия дополнительного заказа, обосновав решение составленным отчетом о прибылях и убытках до принятия заказа и с учетом его принятия.

Исходные данные для анализа целесообразности принятия дополнительного заказа (табл.2):


Таблица 2

№п/п Показатели Затраты т.руб.
1 Прямые материалы (на ед.) 18
2 Прямой труд (на ед.) 12
3 Переменные общепроизводственные затраты (на ед.) 10
4 Постоянные общепроизводственные затраты за период 205000
5 Затраты на рекламу за период 123000
6 Административные расходы 574000
7 Цена продажи за ед. 40
8 Суммарные затраты на упаковку партии дополнительного заказа 5000

   Решение:

1. Составим отчет о прибылях и убытках по запланированному выпуску и реализации продукции, произведя необходимые расчеты:

-   Определим прямые (переменные) затраты на весь объем планируемого выпуска и реализации продукции:

Материальные: 18 × 20500 = 369 000 тыс. руб.

Трудовые: 12 × 20500 = 246 000 тыс. руб.

Общепроизводственные (переменные): 10 × 20500= 205000 тыс. руб.

Итого прямые (переменные) затраты на весь объем планируемого выпуска и реализации продукции (себестоимость):

36900 + 246000 + 205000 = 820 000 тыс. руб.

-   Определим доход (выручку) от продаж:

40 × 20500 = 820 000 тыс. руб.

-   Определим валовый доход (прибыль, маржинальный доход): 

820 000 – 820 000 = 0 руб.

- Определим общие постоянные затраты на весь объем продукции:

Управленческие расходы = Постоянные общепроизводственные затраты за период + Административные расходы = 205000 + 574000 = 779000 тыс. руб.

Отчет о прибылях и убытках до принятия дополнительного заказа:

1. Доходы (выручка) от продаж                                    820000 тыс.руб.

2. Себестоимость продукции                                               820000 тыс.руб.

3. Валовый (маржинальный) доход                               0

4. Коммерческие расходы (расходы на рекламу)                 123000 тыс.руб.

5. Управленческие расходы                                           779000 тыс.руб.

6. Прибыль/убыток от продаж (стр. 3 – стр. 4 - стр. 5)  - 902000 тыс.руб. 

 

Таким образом, убыток от продаж до принятия управленческого решения о выпуске дополнительных 1500 ед. по цене 24,5 тыс.руб. за единицу составил -902000 тыс.руб.

2. Для составления отчета о прибылях и убытках после принятия решения о выпуске дополнительного заказа в 1500 ед. необходимо произвести расчеты:

- Объем выпуска и реализации продукции: 20500 + 1500 = 22000 ед.

- Определим прямые (переменные) затраты на весь объем выпуска и реализации продукции:

Материальные: 18 × 22000 = 396000 тыс. руб.

Трудовые: 12 × 22000 = 264000 тыс. руб.

Общепроизводственные (переменные): 10 × 22000 = 220000 тыс. руб.

Итого прямые (переменные) затраты на весь объем выпуска и реализации продукции (себестоимость): 396000 + 264000 + 220000 = 880000 тыс. руб.

-   Определим доход (выручку) от продаж:

40 × 22000 + 24,5 × 1500 = 916750 тыс. руб.

-   Определим валовый доход (прибыль, маржинальный доход):

916750 – 880000 = 36750 тыс. руб.

- Коммерческие расходы = Затраты на рекламу + Затраты на упаковку = 123000 + 5000 = 128000 тыс. руб.

- Постоянные затраты не зависят от объема производства и остаются неизменными в краткосрочном периоде.

Отчет о прибылях и убытках после решения о принятии дополнительного заказа:

1. Доходы (выручка) от продаж                                   916750 тыс.руб.

2. Себестоимость продукции                                       880000 тыс.руб.

3. Валовый (маржинальный) доход                                36750 тыс.руб.

4. Коммерческие расходы                                             128000 тыс.руб.

5. Управленческие расходы                                                779000 тыс.руб.

6. Прибыль/убыток от продаж (стр. 3 – стр. 4 - стр. 5)   - 870250 тыс.руб.

 

Таким образом, после принятия управленческого решения на выпуск дополнительного заказа на 1500 ед. убыток от продаж уменьшится на 31750 тыс. руб. (902000 – 870250).

 

Задание 9.

Предприятие выпускает 4 вида изделий, исходные данные по которым приведены в таблице 3:

Таблица 3

Виды продукции Переменные затраты на ед. продукции, руб. Полная себестоимость ед. продукции, руб. Цена ед. продукции, Руб. Объем реализации продукции, шт.  
А 45 60 75 3000
В 60 75 105 3750
С 12 22 45 1200
Д 30 67 75 2100

Используя исходные данные провести сравнительный анализ финансовых результатов работы предприятия по методу полных затрат (табл. 4) и по методу сокращенной себестоимости (табл. 5).

По результатам сравнения сделать вывод о наиболее рентабельной продукции.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: