Глава 2. Эмпирический анализ данных по проблеме формирования ответственности младшего школьника

Организация и методы эмпирического исследования

 

Целью нашего исследования является изучение степени сформированности ответственности у младшего школьника.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы в эмпирической части своей работы решались следующие задачи:

1. Исследовать у учеников начальных классов (дети 8-11 лет) локус-контроль.

2. Исследовать и сопоставить самооценку волевых качеств непосредственно самих учеников младших классов.

Объектом исследования выступают ученики младших классов 2-го, 3-го и 4-го классов (60 человек).

Предметом нашего исследования ответственность и её формирование в младшем школьном возрасте.

Исследование проводилось в марте 2011 года на базе МОУ СОШ № 21 на учениках младших классов в возрасте от 8 до 11лет (60 человек. 20 человек ученики 2 «г» класса, 20 человек ученики 3 «а» класса и 20 человек учащиеся 4 «в» класса).

Для эмпирического изучения локус-контроля ответственности учеников начальных классов использовалась методика «Решения воображаемых экспериментальных ситуаций», разработанная М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой(см. прил.2). Методика содержит 10 вопросов с двумя вариантами ответа. Инструкция подразумевает градацию ответов с экстернальной (внешней) направленностью ответственности и интернальной (внутренней) направленностью ответственности, которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка.

Результаты подсчитываются следующим образом: каждый ученик может набрать от 0 до 10 баллов. Если испытуемый от 0 до 5 баллов то это говорит об экстернальной направленности ответственности, т.е. о внешнем локус-контроле, если от 5 до 10 баллов, то об интернальной направленности (внутреннем локус контроле). Результаты подсчитываются в соответствии с ключом. Речь идёт о разных видах локуса контроля, означающего "качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результат своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальной, внутренний локус контроля)". По мнению Дж.Роттера, предложившего эти термины, интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе её социализации. Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверенны в себе и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны и независимы, у них доминирует мотив стремления к успеху.

Вторая методика для эмпирического измерения самооценки ответственности, как компонента волевых качеств личности, младшего школьника "Самооценка волевых качеств" предложенная М.В.Матюхиной и С.Г.Яриковой (см. прил. 3). Методика представляет собой модифицированный вариант шкалы оценки личностных качеств Дембо-Рубинштейна. Учащимся предлагаются бланки, на которых изображена 5-ступенчатая лесенка. Инструкция подразумевает подготовительный устный разбор с ребятами понятия ответственность в их понимании, затем проговаривается истинное понятие ответственности и только тогда ребята приступают к выполнению задания.

При решении третьей экспериментальной задачи используется непараметрический критерий для выявления значимых различий в двух несвязанных выборках, а именно U – критерий Манна Уитни, так как в эксперимент построен на методе крайних групп.

Описание результатов эмпирического исследования изучение степени сформированности ответственности у младшего школьника

 

На первом этапе опытно-экспериментальной работы общий объем выборки составлял 60 учеников младших классов. Применялись методы, описанные в первом параграфе настоящей главы (методы «Решения воображаемых экспериментальных ситуаций» и «Самооценка волевых качеств»).

Полученные результаты представлены в приложении, протоколы сырых баллов. Все дальнейшие этапы опытно экспериментальной работы осуществлялись с данными экспериментальными группами.

Результаты по методике «Решения воображаемых экспериментальных ситуаций» 2 класса.

В ходе исследования по методике «Решение воображаемых ситуаций» нами было выявлено, что во 2 «г» классе:

§ С внутренним локус-контролем 10 детей

§ С внешним локус-контролем 10 детей

Гистограмма 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: