Контроль реализации стратегий

Контроль выполнения стратегии является логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Основные задачи любого контроля следующие:

- определение того, что и по каким показателям проверять;

- оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

-   осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.

Фирме удалось сэкономить приличное количество денежных средств. Но главное – рентабельность производства резко пошла вверх. Потому что каждый из сотрудников занимался своим делом. Одновременно происходил качественный отбор поставщиков. За последние три года их состав изменился, теперь важно не только качество, но и бесперебойность поставок. То есть меняется статус поставщика – он становится членом одной команды РА «Авалон».

Анализируя объём реализации фирмы своей продукции за период осень 2010 г. (табл. 3) руководство компании пришло к решению о следующих шагах.

Табл. 3

Анализ структуры объема реализации рекламных услуг за осень 2010 г.

Ассортимент

План

Факт

%

вып

т.р. % т.р. %
Реализация полиграфии 160000 53.3 200000 55.5 +125
Наружная реклама 50000 16.7 55000 15.3 +110
Реклама на ТВ 45000 15.0 50000 13.9 +111
Реализации сувенирной продукции 15000 5.0 20000 5.6 +133
Реклама на транспорте 12000 4.0 13000 3.6 +108
Другие услуги 18000 6.0 22000 6.1 +122
ИТОГО 300000 100 360000 100 120

        

    Итак, технология, на основе которой строится «Производственная система РА «Авалон» выглядит следующим образом:

    1.Перенесите контроль качества и затрат от директора к менеджерам:

              а) откажитесь от сдельной оплаты труда;

              б) установите взаимозаменяемость сотрудников;

              в) ежедневно выявляйте проблемы и их решение;

              г) уберите всё лишнее с рабочих мест, сделайте их удобными.

    2.Внедрите «вытягивающую» технологию производства:

а) на основе заявок покупателей составьте месячное, суточное и сменное задания – по количеству и ассортименту;

              б) исходя из календарной потребности в комплектующих рассчитайте график закупок.

    3.Проведите работу с поставщиками:

              а) замените поставщиков, не выполняющих требования по качеству и срокам поставок;

              б) заинтересуйте их перспективами партнёрства;

              в) найдите компромисс по цене;

              г) совместно выработайте методы улучшения качества и соблюдения сроков поставок.

При соблюдении данных пунктов может следовать следующая тенденция продаж (рис. 2):

        Рис. 2

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, изложенная информация и ее анализ позволяют в полной мере представить, что правильное избранная и успешно претворенная в жизнь стратегия управления предприятием – залог его плодотворного функционирования в условиях рыночной экономики.

Естественно, хорошая стратегия в паре с удачным выполнением не гарантирует, что компании удастся полностью избежать периодов спада и неустойчивости. Иногда требуется время, чтобы усилия менеджеров привели к позитивным результатам. Тем не менее, следует помнить, что именно на плечи менеджера ложится ответственность за подготовку стратегии компании к непредвиденно жестким условиям путем предусмотрительного стратегического планирования – пожалуй, наиболее важной части стратегического управления.

Принятие стратегических решений - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Но так как единой для всех предприятий стратегии не существует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации. Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.

Стратегическое управление предусматривает не только тщательную проработку всех его направлений, что само собой становится очевидным, но обязательное участие в его разработке менеджеров всех уровней управления.

Планирование стратегии - вид управленческой деятельности, требующий значительных усилий и затрат времени. Главное же условие эффективного функционирования системы стратегического планирования - это постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей, умение их доказать необходимость планирования привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Это внимание особенно важно на первой стадии внедрения системы планирования в организации.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы. Также выбор стратегии во многом зависит от стиля организационного поведения. Выделяют два основных стиля - приростный (от достигнутого) и предпринимательский. Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому стилю поведения.

Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее структурой и качеством персонала. Не имея достаточно полной информацией о качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ансофф И Стратегическое управление-М.:Экономика,1989.-89с.

2.Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№4.-С.118с.

3.Виханский О.С. Стратегическое управление-М.:Гардарики,2003.-433с.

4.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.-М.:Гардарики,2003.-236с.

5.Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент-М.:Экономистъ,2004.-116с.

6.Кургин Е.А. Граница ценности и стратегический выбор компании // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№1.-93с.

7.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент-Москва Новосибирск: ИНФРА-М-Сибирское соглашение,1999.-267с.

8.Трифилова А.А. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№2.-85с.                                              

9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 1998.-576с.

10. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М.: Юнити, 2001г.-153с.

11. Клиланд У. Стратегическое планирование в организациях. – М., 2000.-320с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: