double arrow

Негосударственный финансовый контроль


Субъектами негосударственного финансового контроля являются собственники (акционеры, учредители, участники) и независимые контролеры (аудиторы). Можно выделить два вида негосударственного финансового контроля: корпоративный финансовый контроль и независимый внешний финансовый контроль.

1. Корпоративный финансовый контроль - это контроль, выполняемый в рамках крупных негосударственных объединений (корпораций, холдингов и т.п.) в отношении дочерних и зависимых организаций, входящих в структуру данных объединений.

Корпоративный контроль исторически является одним из молодых видов контроля. Он возник и стал развиваться с начала 90-х гг. XX в. в связи с происходившими тогда изменениями в экономической и политической жизни страны. Данный период связан с приватизацией большинства секторов экономики. В результате в России вместо прежней ведомственной (отраслевой) структуры стали развиваться крупные негосударственные объединения. Например, в автомобильной отрасли - АО "АВТОВАЗ", АО "ГАЗ", в нефтегазовой промышленности - АО "Газпром", АО "ЛУКОЙЛ" и др.

В связи с этим ранее существовавшая в названных отраслях система органов ведомственного контроля стала реорганизовываться в систему корпоративного контроля.




Как правило, в таких объединениях создаются специализированные подразделения корпоративного контроля, находящиеся в подчинении высших органов управления (департаменты, управления). Очень часто в отношении органов корпоративного контроля употребляется термин "внутренний аудит".

Подразделения, осуществляющие корпоративный финансовый контроль, проводят проверки и ревизии дочерних и зависимых предприятий, входящих в структуру объединений, выявляют недостатки в их деятельности, содействуют проведению внешних аудиторских проверок, вырабатывают рекомендации для высшего руководства объединений, руководства дочерних и зависимых организаций.

2. Независимый внешний финансовый контроль (внешний аудит) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций и предпринимателей. Он начал развиваться с конца 80-х гг. XX в. Цель аудита - выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемых организаций и предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемого органами налогового контроля, валютного, таможенного и других видов государственного контроля.

Аудиторские проверки проводятся согласно требованиям Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Данным Законом определены случаи проведения обязательных аудиторских проверок, права и обязанности сторон в ходе осуществления аудита и иные вопросы аудиторской деятельности.



Внутренний контроль выполняется в рамках отдельных организаций органами управления и структурными подразделениями.

Внутренний контроль может осуществляться в различных видах.

1. Внутренний аудит - контрольная деятельность, проводимая внутри организации ее специализированным подразделением (службой, департаментом, отделом, управлением внутреннего аудита). Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности деятельности иных служб внутреннего контроля.

Одним из важных условий деятельности службы внутреннего аудита является обеспечение ее объективности и самостоятельности. Как правило, это обеспечивается тем, что служба внутреннего аудита находится в подчинении непосредственно высших органов управления организацией: собрания акционеров или учредителей, совета директоров, правления и т.п. Структура организации должна обеспечивать независимость службы внутреннего аудита от органов исполнительного руководства: дирекции, бухгалтерии и т.п.



В качестве одной из задач службы внутреннего аудита выступает взаимодействие с внешними аудиторами при проведении аудиторской проверки организации. При этом органы управления организацией обязаны создать условия для беспрепятственного общения внутренних и внешних аудиторов.

Служба внутреннего аудита может самостоятельно подготавливать предложения и рекомендации по улучшению работы отдельных подразделений и организации в целом, обращаться с ними к высшим органам управления, информировать о недостатках внешних аудиторов.

Масштаб и цели внутреннего аудита могут значительно различаться и зависят от размера и организационной структуры хозяйствующего субъекта и требований его руководства и представителей собственника. Внутренний аудит может включать:

а) мониторинг системы внутреннего контроля - проверку средств контроля, наблюдение за их функционированием и составление рекомендаций по их совершенствованию;

б) исследование финансовой и управленческой информации - проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур;

в) проверка экономии, производительности и эффективности хозяйственной деятельности, включая нефинансовую деятельность хозяйствующего субъекта;

г) контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Услуги, связанные с внутренним аудитом, подразумевает содействие аудируемому лицу в осуществлении функций внутреннего аудита. Предоставление таких услуг аудируемому лицу создает угрозу самоконтроля, если аудиторская организация использует результаты работы внутреннего аудита в ходе внешнего аудита. Выполнение значительной части функций внутреннего аудита аудируемого лица увеличивает возможность того, что работники аудиторской организации, участвующие в оказании таких услуг, примут на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица. Если работники аудиторской организации принимают на себя ответственность за выполнение функций руководства при осуществлении услуг, связанных с внутренним аудитом аудируемого лица, возникшая в такой ситуации угроза окажется настолько значимой, что никакие меры предосторожности не смогут свести ее до приемлемого уровня. Следовательно, работники аудиторской организации не должны принимать на себя ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица при оказании услуг, связанных с его внутренним аудитом.

Примерами услуг, связанных с внутренним аудитом, которые включают принятие ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица, являются, в частности:

а) установление принципов внутреннего аудита или стратегии деятельности внутреннего аудита;

б) руководство деятельностью службы внутреннего аудита и принятие ответственности за действия работников службы;

в) принятие решений в отношении того, какие рекомендации службы внутреннего аудита следует принимать и выполнять;

г) предоставление отчета о результатах деятельности службы внутреннего аудита представителям собственника от имени руководства аудируемого лица;

д) выполнение процедур, являющихся частью системы внутреннего контроля, таких как изучение и утверждение изменений в полномочиях сотрудников по доступу к информации;

е) принятие ответственности за разработку, внедрение и поддержание средств внутреннего контроля;

ж) оказание услуг, связанных с внутренним аудитом, охватывающих все функции службы внутреннего аудита или их существенную часть, и принятие ответственность за определение масштаба работы службы внутреннего аудита и за один или более вопросов, указанных выше

Во избежание принятия на себя ответственности руководства аудируемого лица аудиторская организация должна предоставлять услуги, связанные с внутренним аудитом, аудируемому лицу только в том случае, если выполняются следующие условия:

а) аудируемое лицо назначает компетентных лиц, предпочтительней из руководящего состава, ответственных за внутренний аудит и разработку, внедрение и поддержание средств контроля;

б) руководство аудируемого лица или представители собственника изучают, оценивают и утверждают объем услуг, связанных с внутренним аудитом, риск возникновения угрозы независимости и временные рамки оказания услуг;

в) руководство аудируемого лица оценивает качество услуг, связанных с внутренним аудитов и выводы, сделанные по результатам их выполнения;

г) руководство аудируемого лица определяет, какие рекомендации, полученные в результате услуг, связанных с внутренним аудитом, следует принимать и исполнять, а также управляет процессом их исполнения;

д) руководство аудируемого лица предоставляет представителям собственника значимые выводы и рекомендации, полученные в результате услуг, связанных с внутренним аудитом.

Обычно в случаях, когда аудиторская организация намерена использовать результаты работы службы внутреннего аудита в целях внешнего аудиту, она оценивает качество такой работы.

2. Управленческий финансовый контроль выполняют органы управления организацией: высшее руководство, дирекция, менеджмент.

В ходе управленческого контроля достигнутые результаты деятельности сравниваются с данными за прошлые периоды, с показателями других организаций, среднеотраслевыми показателями; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки и ошибки деятельности. Большая роль отводится изучению использования резервов повышения эффективности производства, рационализации, экономному использованию ресурсов, внедрению передового опыта научной организации труда, новых технологий, предупреждению излишних затрат.

В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность организации в общем и целом зависит от:

- достижения поставленных перед нею целей;

- следования принятым установкам и намеченным ориентирам;

- устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения;

- устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке.

Обеспечить выполнение перечисленных выше требований - задача управления организацией. Организация как система построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций.

В каждой из этих систем можно выделить две подсистемы:

- управляющую;

- управляемую.

Управляющая подсистема должна постоянно получать сведения о состоянии управляемой подсистемы. Для этого должны быть налажены контроль за функционированием управляемой системы и передача информации управляющей подсистеме, т.е. прямые связи между подсистемами - это управление, обратные - это контроль.

Внутренний контроль - часть системы управления. От его оптимальной организации в целом зависит и эффективность работы экономического субъекта. Посредством внутреннего контроля собственники, совет директоров и исполнительное руководство организации имеют возможность получать необходимую информацию о действительном состоянии объекта управления с целью оценки результатов принятых решений и при необходимости проведения соответствующих коррекций.

Контроль выступает неотъемлемым компонентом всех действий и функций управления торговой организацией. Обычно он наиболее выражен в конце их реализации. Он позволяет определить, достигнута их цель или нет, и тем самым "дает санкцию" для перехода к последующим действиям, связывая все звенья цепи управления в единое целое.

Отсюда очевидна высокая значимость контрольной функции. Эффективное управление организацией предполагает больший объем контрольной работы. Поэтому внутренний контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления.

Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной функцией (рис. 1).

Функции системы управления организацией

┌──────────────────┐ ┌────────────────────────────────────────────────┐

│Функции управления│ │ Контрольные функции │

└───────┐ ┌───────┘ └──────────────────────┐ ┌──────────────────────┘

\ / \ /

\/ \/

┌──────────────────\ ┌────────────────────────────────────────────────┐

│ Планирование \ │Оценка рациональности возможных вариантов │

│ \ │плановых решений. │

│ \ │Соответствие плановых решений принятым │

│ / │установкам и намеченным ориентирам, а также │

│ / │общей стратегии │

└─────────┬────────/ └────────────────────────────────────────────────┘

\│/

┌─────────┴────────\ ┌────────────────────────────────────────────────┐

│ Регулирование \ │Контроль за правильностью хода реализации │

│ \ │принятых плановых решений для достижения │

│ / │необходимых результатов │

└─────────┬────────/ └────────────────────────────────────────────────┘

\│/

┌─────────┴────────\ ┌────────────────────────────────────────────────┐

│ Учет \ │Контроль за: │

│ \ │наличием и движением имущества; │

│ \ │рациональным использованием производственных │

│ \ │ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,│

│ / │нормативами и сметами; │

│ / │состоянием выданных и полученных обязательств; │

│ / │целесообразностью и законностью хозяйственных │

│ / │операций организации и т.д. │

└─────────┬────────/ └────────────────────────────────────────────────┘

\│/

┌─────────┴────────\ ┌────────────────────────────────────────────────┐

│ Анализ \ │Оценка информации о результатах выполнения │

│ \ │управленческих решений на основе ее разложения │

│ / │на различные составляющие и их соотнесения между│

│ / │собой │

└─────────┬────────/ └────────────────────────────────────────────────┘

\│/

┌─────────┴────────\ ┌────────────────────────────────────────────────┐

│ Контроль \ │Проверка соответствия принятым управленческим │

│ \ │решениям. │

│ \ │Выявление отклонений в намеченных целях. │

│ / │Разработка корректирующих мер │

│ / │(при необходимости) │

└──────────────────/ └────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1

Следовательно, контроль в организации является:

- неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

- "обособленной" стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

а) определения фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

б) сравнения фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;

в) оценки отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявления причин данных отклонений" .

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что понятие "внутренний контроль" можно трактовать в широком смысле как составляющую системы управления организацией. Внутренний контроль в узком смысле - один из этапов процесса управления.

Все процессы от выбора цели до непосредственной деятельности находятся в непрерывной связи между собой. Выявить результативность деятельности помогает внутренний контроль. Взаимосвязь внутреннего контроля с различными этапами деятельности организаций можно выразить графически (рис. 2).

Система взаимосвязи внутреннего контроля в организациях

┌──────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌──────────────────┐

│ Постановка задач ├─────>│Разработка стратегии├──────>│ Планирование │

└─────────┬──────┬─┘ └────────────────────┘ └─┬───────┬────────┘

/│\ /│\ /│\ │

│ └ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ \│/

┌─────────┴────────┐ ┌─┴────────────────┴─┬──────>┌─────────┴────────┐

│ Выбор цели │ │ Внутренний контроль│<─ ─ ─ ┤ Реализация задач │

└──────────────────┘ └────────────────────┘ └──────────────────┘

Рис. 2

Контролем в организации занимается система внутреннего контроля, которая может иметь различные конфигурации в зависимости от бизнеса организации, структуры ее управления, наличия обособленных подразделений и т.д.

Система внутреннего контроля - это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника предприятия".

В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам.

Таким образом, система внутреннего контроля организации - это постоянно функционирующая система, направленная на обеспечение выполнения миссии организации и достижения поставленных задач, а также повышающая эффективность системы управления деятельностью организации за счет использования качественной информации, обеспечивающей:

- оперативность принятия управленческих решений;

- своевременное выявление и анализ рисков;

- соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур;

- эффективное использование ресурсов;

- сохранность активов;

- достоверность финансовой и управленческой отчетности.







Сейчас читают про: