Роль и функции государственного регулирования рыночной экономики

 Основные функции и задачи государства в пере­ходной экономике можно свести к следующему:

§ институциональные преобразования – разгосударствление и приватизация, т.е. преобразование государственной собственности в негосударственные формы (индивидуальную, групповую, акционерную и т.д.), создание необходимых условий формирования ответственных и эффективных собственников; также передача соответствующих управленческих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить и без смены собственника; поддержание беспрепятственного динамичному развитию рыночной экономики оптимума в соотношении различных форм собственности [18, с. 276, 283-284];

§ «создание общих законодательных и правовых предпосылок, свое­го рода правил игры для рыночной экономики» [11, с. 124], а именно патентное право, законодательство о товарных знаках, также борьба с недобросовестной конкуренцией и защита прав потребителя;

§ содействие развитию предпринимательской деятельности, проведение антимонопольной политики государства (с целью предотвращения банкротства мелких производителей, возможного ухудшения качества товаров, отставания в научно-техническом прогрессе);

§ прямое государственное владение и управление основными ком­понентами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами (оборонный, топливно-энергетический комплексы, гражданское машиностроение, металлургия, медицина, предприятия связи и т.д.); роль государственного сектора экономики заключается в перераспределении значительных денежных средств на социально-экономические цели всей страны, в помощи регионам с недостаточным капитальным обеспечением, в оказании влияния посредством денежно-кредитной политики на экономический рост; будучи крупным собственником, государство осуществляет закупки большой части продукции частного сектора;

§  «развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов при недопущении унита­ристских тенденций и одновременно создание условий для макси­мальной самостоятельности, самофинансирования и управления регионов, исключающего в то же время самоуправные, сепарат­ные действия по вопросам, затрагивающим интересы Федерации в целом или интересы других ее субъектов» [11, с. 124];

§ «разработка и проведение активной промышленной политики, учас­тие в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного финансирования, пре­доставления экономических гарантий, льготных кредитов»[11, с. 124] за счёт эффективного бюджетного планирования (финансировании расходов в пределах величины бюджетного дефицита) и за счёт мер оздоровления финансового положения предприятий как основных источников финансирования инвестиций; регулирование банкротства с целью соблюдения баланса защиты государства, работников, реорганизации нерентабельного предприятия им его передачи более эффективному собственнику [1, с. 88];

§ организация системы мер по стабилизации кризисных периодов перепроизводства, инфляционных процессов путём проведения грамотной кредитно-денежной политики: в фазе спада – стимулирование кредитных операций, в период промышленного бума – их ограничение;

§ в рамках кредитно-денежной политики: регулирование выпуска денежной массы, динамики валютного курса на международных рынках силами Центрального банка России и другими государственными финансовыми организациями;

§ проведение целенаправленной бюджетно-налоговой политики с целью достижения конъюнктурной стабильности, высокого уровня занятости посредством стимулирования или ограничения деловой активности и потребительского спроса: увеличение государственных расходов, т.е. снижение налогов при спадах и, наоборот, в периоды «перегрева» экономики [18, с. 97]. Для этого организация мер, направленных на соединение платёжеспособного спроса (производственного и непроизводственного) с предложением отечественными производителями товаров и услуг;

§ проведение социальной политики по достижению улучшения материального положения, условий жизни людей, социальной инфраструктуры (в особенности систем образования и здравоохранения), нормализация демографической ситуации, предоставление различных видов социальных гарантий, льгот, пособий, пенсий, т.е. управление системой социального страхования;

§ организация занятости населения: регулирование развития системы рабочих мест, спроса на рабочие места, развития системы образования, профессиональной (в том числе по дефицитным специальностям) подготовки кадров, организация общественных работ, обеспечение информированности населения о возможности трудоустройства [13, с. 130-137];

§ регулирование заработной платы, её дифференциации с точки зрения квалификации и условий труда работников, определение её минимального размера и соотнесение с уровнем прожиточного минимума, также содействие коллективно-договорному регулированию трудовых отношений на федеральном, отраслевом, территориальном и других уровнях [11, с. 501-502, 508];

§ прогнозирование и анализ тенденций развития экономики страны как формирование научных предпосылок принятия управленческих решений законодательной и исполнительных властей, оценка возможных последствий планируемых действий; долгосрочное планирование (директивное, индикативное, стратегическое) развития экономики; составление программ социально-экономического развития – комплекса его целевых ориентиров, путей и средств их достижения [1, с. 40];

§ проведение гибкой внешнеэкономической политики, направлен­ной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систе­му нормальных международных экономических отношений, а с другой — на защиту основных очагов оздоровления и развитие национальной экономики с помощью протекционистских мер до того момента, пока они не окажутся в состоянии успешно конку­рировать на мировом рынке; перенесение центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала; предотвращение утечки национального капитала из-за рубежа; поощрение внешнеэкономической деятельности финансово-промышленных групп с целью расширения рынков сбыта за рубежом и налаживания эффективной международной производственной кооперации.

Таким образом, процесс государственного регулирования рыночной экономики должен основываться на выборе общенациональных целей, интересов и задач. Важно, чтобы государственное вмешательство оставалось эффективным в исполнении своих функций, не противоречило объективным законам рынка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: