Контрольно-кассовые машины

 

В торговые предприятия поступают большие суммы денежной выручки. Необходимо обеспечить правильный учет денежных средств, четкий контроль за их сохранностью и своевременную сдачу.

Правильно организованный учет и контроль денежной выручки - необходимое условие соблюдения принципов рационального хозяйствования в торговле и сохранности товарно-материальных ценностей. Расчеты с покупателями и учет поступающих от них денежных сумм осуществляет либо непосредственно продавец, либо специально выделенный для этой цели работник - кассир-контролер.

Наиболее эффективный способ расчета с покупателями - автоматизированный способ с применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Он обеспечивает точный учет денежной выручки и контроль продажи товаров, позволяет проверить правильность выполнения расчетно-кассовых операций, сокращает время, необходимое для расчетов, повышает производительность труда контролеров-кассиров, снижает до минимума возможность ошибок при расчетах, предоставляет сведения об объемах продаж товаров и количестве обслуженных покупателей по часам рабочей смены.

Уровень автоматизации расчетно-кассовых операций характеризуется многообразием автоматически выполняемых функций и скоростью действия ККМ, оперативностью и количеством выдаваемой информации и пропускной способностью узла расчета. Современные электронные ККМ оснащены блоком памяти и выполняют функции поиска цен товаров, относящимся к различным торговым отделам, могут вести учет по товарным группам, видам, наименованиям.

Электронно-регистрационные машины (ЭКРМ) имеют сканирующие устройства, позволяющие определить стоимость товара автоматически, без набора ее на клавиатуре. Новые модели ЭКРМ могут выполнять функцию кассового терминала в роли головного устройства, управляющего работой нескольких ККМ.

Разработка автоматизированных рабочих мест контролера-кассира для предприятий розничной торговли позволяет:

· считывать информацию, нанесенную в виде штриховых кодов на упаковку или ярлыки товаров, и записывать ее в определенном коде в запоминающее устройство или вводить в компьютер;

· выполнять расчетные операции с учетом скидок и надбавок;

· обеспечивать различные виды оплат - наличный, безналичный расчет, чеками, с помощью пластиковых карт;

· осуществлять контроль над операциями, выполняемыми контролером-кассиром;

· регистрировать покупку на уровне групп и наименований товаров;

· автоматически вызывать цены из запоминающего устройства;

· выдавать оперативные и итоговые статистические данные продажи товаров;

· отображать информацию для покупателя.

В данном магазине используется контрольно-кассовая машина POS терминал TEC ST СПF. Активная системная контрольно-кассовая машина TEC ST СПF - это компьютерный кассовый аппарат нового поколения от фирмы TOSHIBA TEC Corporation (Япония). Терминал TEC ST СПF - это одна из последних моделей популярной серии Open POS.

Характеристики терминала TEC ST СПF:

¨ Несущий металлический каркас обеспечивает защиту от воздействия электромагнитных полей и статического электричества;

¨ Материнская плата специально спроектирована по стандартам промышленных систем. Прекрасно рассчитанная вентиляция защитит от сбоев в самое жаркое время;

¨ Шесть последовательных портов (из них 4 с питанием) позволяют использование любого набора периферийного оборудования: сканеров, считывателей карточек, весов и т.п.;

¨ Денежный ящик со съемной кассетой, снабженной закрываемой на ключ крышкой, упростит внесение размена, инкассацию, переход кассира с кассы на кассу;

¨ Замок денежного ящика закрыт металлической накладкой, которая не дает открывать его ключом без команды программы, но может быть отвинчена в экстренном случае;

¨ Дисковод и кнопка включения питания запираются на ключ;

¨ Терминал опционально может иметь встроенный источник бесперебойного питания.

Кассовый терминал TEC ST СПF внесён в "Государственный Реестр ККМ, разрешенных к использованию на территории РФ" для сферы торговли. Терминал специально создан для жестких условий кассовой линейки супермаркета и гипермаркета, но благодаря гибкости конфигурации, большому выбору периферийного оборудования и современной аппаратной платформе удобен и для предприятий иных форматов, в которых эргономичность и надежность являются определяющими факторами при подборе оборудования.

Под рабочим местом контролера-кассира в магазине самообслуживания понимается часть торгового зала, оснащенная специальным оборудованием для расчетов с покупателями.

Рабочее место контролера-кассира должно рассматриваться как один из самых важных и ответственных участков магазина. От его организации во многом зависят затраты времени на приобретение товаров, пропускная способность магазина, сохранность товарно-материальных ценностей и в значительной степени культура обслуживания покупателей.

Главная задача рациональной организации рабочего места контролера-кассира заключается в обеспечении высокой эффективности его труда, максимальной пропускной способности рабочего узла при высокой культуре обслуживания покупателей. Уровень организации рабочего места контролера-кассира определяется его планировкой, оснащением и оборудованием.

При организации рабочего места контролера-кассира необходимо учитывать следующее:

· кассовую кабину располагают у выхода из торгового зала, а при боксовой системе - у выхода из зоны боксов;

· площадь вокруг кассовых кабин должна обеспечивать беспрепятственное движение покупателей;

Важно, чтобы узлы расчета были компактными и занимали небольшую площадь, а их расположение соответствовало направлению потоков покупателей и исключало их встречное движение.

При размещении инвентаря на рабочем месте контролера-кассира необходимо соблюдать следующие правила:

· на рабочем месте должно находиться все необходимое и не должно быть ничего лишнего;

· каждый предмет должен иметь свое постоянное место, что обеспечивает автоматизм рабочих движений;

· предметы, которые чаще требуются для выполнения работы, должны быть расположены ближе к работнику;

· предметы, используемые последовательно, должны быть расположены рядом, чтобы можно было использовать обратные движения рук;

· все предметы должны быть размещены в зоне досягаемости рук работника.

Уровень организации рабочего места и производительность труда контролера-кассира во многом зависят от правильности выбора типа контрольно-кассовых машин. При выборе типа кассовой машины учитывают такие факторы, как объем товарооборота, метод продажи товаров, количество секций (отделов), среднюю стоимость покупки, интенсивность покупательских потоков, производительность контрольно-кассовой машины.

Правилами установлено, что при денежных расчетах с покупателями разрешается применение только тех типов контрольно-кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Госреестр.

Уход за кассовой машиной, проверка ее исправности, а также уборка кассовой кабины и инвентаря осуществляется контролером-кассиром, а обеспечение рабочего места разменной монетой, необходимыми упаковочными материалами и средствами ухода за контрольно-кассовой машиной - администрацией магазина.

В течение всего рабочего дня контролер-кассир должен следить за порядком на своем рабочем месте, за чистотой и правильным расположением инвентаря и приспособлений, используя свободное время для устранения замеченных недостатков.

В случае неисправности машины контролер-кассир обязан принять срочные меры для ее устранения, а при необходимости вызвать механика. Периодически, не реже одного раза в месяц, механик должен осматривать машину, смазывать ее, проверять работу отдельных узлов.

Ответственность за организацию и состояние своего рабочего места несет контролер-кассир, а контроль за правильностью организации расчетов осуществляет администрация магазина.

При рациональной организации расчетов с покупателями контролер-кассир выполняет свои действия в следующей последовательности:

· четко называет сумму полученных денег и кладет их на виду у покупателя;

· печатает чек на кассовой машине;

· называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком;

· после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

Системы безопасности

 

Магазинные кражи - это лишь одно из преступлений, встречающихся в сфере торговли. Существуют и другие проблемы, которые требуют отдельного анализа ситуации и различных мер по предотвращению. Например кражи служащим персоналом.

Понимание факторов, содействующих проблеме воровства, поможет Вам выявить ключевые моменты и выбрать наиболее подходящие меры для решения проблемы воровства в магазине, а также определить степень эффективности принимаемых мер.

Принципиальным фактором, определяющим объем магазинных краж, является тип продаваемых в магазине товаров. По понятным причинам, процент краж в мебельных магазинах гораздо ниже, чем, например, в аптеках или продуктовых магазинах.

На этапе планировки магазина необходимо учитывать множество различных факторов, которые могут тем или иным образом способствовать кражам в магазине.

Результаты исследований дают общие разумные предложения определенной планировки магазинов и такого расположения стеллажей, которые препятствуют магазинным кражам. Многое также касается способности персонала наблюдать за покупателями.

Среди основных характеристик планировки наиболее подверженных кражам магазинов следующие:

· много выходов, в особенности тех, где можно выйти, минуя выходной контроль;

· наличие проходов, тупиковых уголков и укромных мест;

· наличие комнат отдыха или примерочных;

· высокие стеллажи с товаром, которые скрывают покупателей (и воров) от обозрения;

· наличие проходов между рядами, за которыми персонал не может наблюдать из одной точки.

Возможные меры:

1. Улучшение планировки магазина и расположения стеллажей Планировка магазина и расположение товаров должны обеспечить служебному персоналу возможность эффективно наблюдать за покупателями. Для этого необходимо тщательно продумать размещение обзорных зеркал наблюдения, уменьшить количество выходов, укромных уголков и глухих мест, обеспечить хорошее освещение, уменьшить высоту стеллажей с товаром, переложить "горячие" товары в более охраняемые места.

2. Ужесточение контроля за движением товаров Процедура учёта товаров должна способствовать раскрытию магазинных краж и выявлению из них краж служебным персоналом.

3. Подготовка персонала.

Персонал должен обучаться поведению в случае обнаружения факта краж.

4. Изменение кадровой политики При определении подходящих кандидатов на вакантное место проводится тестирование на предрасположенность к воровству. В контракте прописываются меры и штрафные санкции за совершение краж. Среди сотрудников пропагандируется честная работа.

5. Использование обзорных зеркал Определив труднообозримые площади торгового зала, установите обзорные зеркала - они помогут персоналу магазина контролировать действия покупателей. Также немаловажно, что покупатель со злым умыслом, увидев зеркало, задумается о целесообразности кражи в этом магазине.

Снизить внутренние и внешние потери можно, организовав защиту:

· радиоэлектронные системы сигнализации;

· системы сигнализации-оповещения;

· системы слежения (видеокамеры).

Радиоэлектронные системы сигнализации - самый популярный способ защиты товара, при котором различные радиоэлектронные датчики крепятся к каждой единице товара. У выхода из торгового зала устанавливают антенны и системы оповещения, которые срабатывают при приближении датчика. Миновать антенну можно лишь после того, как кассир снимет или отключит датчик с оплаченного товара. Система включает комплекс бирок, рамки-антенны и деактивирующее устройство или съемный ключ. Используемые сегодня датчики делятся на три группы:

деактивируемые - одноразовые датчики-ярлыки, крепящиеся к товару с помощью этикет-пистолета. На кассовых местах находятся деактивирующие устройства, прикосновения к которым достаточно для того, чтобы деактивировать датчик. Ярлык может служить одновременно и штрих-кодом. Деактивирующее устройство может использоваться отдельно или интегрировано в сканирующее устройство, тогда процесс считывания совмещается с деактивацией датчика;

недеактивируемые - жесткие многоразовые датчики-бирки, которые прикрепляются непосредственно к товару с помощью зажима или специального тросика. Снять их можно только при помощи специального ключа, находящегося у продавца. Возможность многоразового использования удешевляет эксплуатацию системы. Датчики-бирки не имеют широкого применения в продовольственных магазинах;

Checklink - датчик, который при попытке сломать или снять его без ключа, выстреливает струей несмываемой краски, оставляющей на вещи метку и портящей продукт.

Системы сигнализации-оповещения сообщают продавцу о том, что товар снят с витрины. Сам этот факт является чрезвычайной ситуацией и требует немедленного вмешательства персонала.

Система слежения - устройства для наблюдения и видеозаписи, как видимые для покупателя, так и замаскированные камеры с объективом диаметром около 1 мм и углом обзора 60 - 85 град., обычно их прячут в стены или непосредственно встраивают в торговое оборудование, располагая в местах, плохо видимых для персонала торгового зала. Контроль осуществляется оператором, находящимся вне зала. Видеозапись кражи товара служит уликой для вора, задержанного по сигналу оператора.

В связи с этим торговом предприятии установлена система видеонаблюдения: радиокамера LYD-203.

Данное устройство запитывается от сети через адаптер, после этого видеокамера уже начинает передавать сигнал - цветное изображение со звуком на приемное устройство. Запитываем приемник от электросети через адаптер, присоединяем приемник проводом аудио/видео тюльпан к телевизору. Имеет пластмассовый корпус, направленный микрофон и кронштейн для крепления беспроводной камеры.


Технические характеристики видеокамеры:

частотный диапазон 2.400-2.483 МГц
разрешение 380 ТВ линий
поддержка видео систем NTSC и PAL
настраиваемый микрообъектив Угол 52 градуса
объектив 2 мм, автоматическая диафрагма
вес Около 30 гр
размер 25х23х23 мм
минимальная освещенность 1,5 люкс

Технические характеристики приемника:

рабочая частота 2414-2468 Мгц
чувствительность -85dB
потребление энергии < 2W
рабочая температура -10; +50 град.
размеры 115х80х21 мм
вес 150 гр.

Поддержать порядок в магазинах и предотвратить кражи товаров поможет противокражное оборудование. Акустомагнитные противокражные системы WG Multi-Guard будут следить за кражами товаров и при попытках выноса неоплаченных товаров оповещать об этом охрану.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: