Констатирующий эксперимент № 2

Цель: выявить особенности и условия полоролевой социализации девочек и мальчиков 3-4 лет в игре.

Задачи:

• выявить представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины

• исследовать своеобразие интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре;

• изучить отношение родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.

Диагностические методики: изучения уровня полоролевого воспитания детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение



Таблица 6. Результаты констатирующего эксперимента № 2

Ф.И. ребенка Беседа «Выбор игрушки» «Чьи вещи»
Данил А. С С С
Арина Ш. С С С
Данил Х. В В В
Кира И. В С С
Кирилл Е. В С С
Аня Ш. В В В
Кирилл Х. С С Н
Даша П. В С Н
Андрей З. С С Н
Дана С. С С С
Андрей Г. В В С
Вика С. В В С
Стёпа З. В В С
Вика М. С С С
Ильяс И. С С С
Полина Ч. С С С
Глеб Ч. С С С
Саша Ш. В В В
Тимур К. С С С
Маша С. В В С

Таблица 7.Сводные результаты констатирующего эксперимента № 1.

  Количественный показатель % показатель
Высокий уровень 7 35 %
Средний уровень 13 65 %
Низкий уровень --- ---


Диаграмма 3.Уровень полоролевого воспитания.

 

Изменилось и отношение родителей к детям: 85% родителей стали более обдуманно относиться к подбору игр, развлечений, учитывая индивидуальные и гендерные особенности детей.

Диаграмма 4. Уровень компетентности родителей



Заключение

 

Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, мы пришли к выводу, что девочки более социально-активнее, в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Целью исследования было на основе современной теории и методологии изучение особенности процесса социализации, выявление педагогических условий эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДОУ.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

· на основе анализа основных проблем гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемых в отечественной и зарубежной литературе и существующих в современной практике, выявлена сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;

· разработана система критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;

· выявлены организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности;

· разработаны рекомендации для родителей по созданию условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Для решения этих задач использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, экспериментальные игровые ситуации.

Основываясь на результатах экспериментального исследования гипотеза, что игра может быть средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста, подтвердилась, если:

· разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков;

· определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам;

· осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.

Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.



Список использованной литературы

1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.

2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

3. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

4. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе "Детство". - Издательство: "Детство-Пресс", 2010. -288 с.

5. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.

6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.

7. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

8. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

9. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

10. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.

12. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

13. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.

14. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.

15. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.

16. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.

17. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

18. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.

19. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с

20. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с.

21. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.

22. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

23. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

24. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176



Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: