Организация и результаты исследования

Организация исследования

 

Базой исследования является МОУ «Рабангская средняя общеобразовательная школа» Сокольского района. Исследование проводилось с учащимися начальных классов. В экспериментальную группу вошли 21 учащийся в возрасте 7–9 лет. Все дети были распределены на две подгруппы.

1 группа – дети с нормальной осанкой. Занятия проводились три раза в неделю с 13.00 до 13.45.Цель: профилактика осанки.С детьми мы выполняли упражнения для выработки устойчивого навыка осанки: ОРУ, подвижные игры, а также упражнения на отдельные части тела. После каждого занятия детям задавалось домашнее задание, которое они должны выполнять самостоятельно или совместно с родителями.

2 группа – дети с отклонениями в осанке. Занятия проводились три раза в неделю с 14.00 до 14.45. Цель: исправление нарушений осанки и профилактика. С детьми проводились занятия для исправления нарушений осанки, которые требуют систематического выполнения. Работа проходила в группе и индивидуально. На занятиях лечебной гимнастики для исправления нарушений осанки проводились следующие упражнения:

– для выработки ощущения правильной осанки;

– для плоской спины;

– для круглой спины;

– для выпуклой спины.

Для профилактики проводились упражнения 1 группы.

Для доказательства гипотезы мы предложили комплексы занятий, которые корригируют осанку школьников.

На первом этапе исследования была проведена работа с медицинским работником, по изучению состояния осанки у детей «Рабангской средней школы» по данным медосмотра за 2005, 2006, 2007 учебный год.

На втором этапе исследования были подобраны методики для выявления нарушений осанки, одна из которых разработана С.Н. Поповой.

На третьем этапе исследования проводился сравнительный анализ до и после педагогического эксперимента.

 

Методы исследования

Работа с медицинским работником. Вся работа проводилась совместно с медицинским работником. Кроме измерений изучались медицинские карточки каждого исследуемого.

В результате анализа медицинских карт в «Рабангской средней школе» за 2005, 2006, 2007 годы получились следующие данные (таблица 1).

Таблица 1. Состояние осанки у младших школьников Рабангской школы по данным медицинских карт за 2005, 2006, 2007 годы

Вид осанки

2005 год

2006 год

2007 год

Количество учащихся % соотношение Количество учащихся % соотношение Количество учащихся % соотношение
С выявленным нарушением осанки 1 4,8 2 9,5 2 9,5
С незначительным нарушением осанки 2 14,3 3 14,3 4 19,1
Правильная осанка 18 85,7 16 76,2 15 71,4

 

В своем исследовании мы применили следующие методы позволяющие определить состояние опорно-двигательного аппарата.

Наиболее простой метод – это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это не возможно, то просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак [10].

Соматоскопия. Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта, разработанная С.Н. Поповой.

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

Содержание вопроса

Ответы

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью Да Нет
2. Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично Да Нет
3. Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед) Да Нет
4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника Да Нет
5. Сильное отставание лопаток («крыловидные лопатки») Да Нет
6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) Да Нет
7. Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные) Да Нет
8. Неравенство треугольников талии Да Нет
9. Вальгусное положение пяток Да Нет
10. Явное отклонение в походке: «прихрамывающая», «утиная» Да Нет

Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом:

1) нормальная осанка – все отрицательные ответы;

2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необходимо наблюдение в дошкольном учреждении;

3) выраженное нарушение осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 10 (один или несколько явно). Необходима консультация ортопеда[26].

Вывод: При проведении данного теста для определения или отсутствия нарушений осанки получились следующие результаты: с нормальной осанкой – 16 детей, с незначительным нарушением – 3 детей, с выраженным нарушением – 2 детей.

 

 


Антропометрия использовалась для определения состояния осанки с помощью измерений. Для этого использовалась лента, применяемая для рукоделия. Нужно было нащупать выступающие костные точки над обоими плечевыми суставами. Дальше бралась сантиметровая лента левой рукой за нулевое деление и прижималась к точке левого плеча. Правой рукой протягивалась лента по линии ключиц к аналогичной точке правого плеча, и фиксировался полученный результат измерения. После этого повторялось измерение, но на этот раз протягивалась лента между костными точками плеч за головой. Полученные результаты, конечно же, с определенной долей погрешности показывают соответственно ширину плеч и величину дуги спины. На их основе можно рассчитать индекс, характеризующий состояние осанки. Для этого пользовались следующим уравнением:

Если в итоге расчетов получалось 100 – 110%, значит, все в порядке. Диапазон в 90–100% и ПО-120% свидетельствует о том, что упражнения для выработки правильной осанки должны стать основными в самостоятельных тренировках. А показатели менее 90% либо более 120% сигнализируют о необходимости немедленного врачебного обследования. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45% [24].

Вывод:по данным антропометрии 14 детей с нормальной осанкой, с незначительным нарушением – 5 детей, с выраженным нарушением – 2 детей.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: