Расчетное условие: σF < [σ] F. Выясним, по какому из колес считать, вычислив отношение для колеса и шестерни.
Допускаемое изгибное напряжение:
, где - предел выносливости при эквивалентном числе циклов нагружения.
Принимаем
YS = 1 – коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений. Для m = 2..5 мм принимается равным 1.
YR = 1 - коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности. Принят 7-й класс чистоты.
YχF = 1 - коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса. Для d1 < 500 принимаем равным 1.
KFg = 1 - коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности – переходная поверхность не шлифуется.
KFd = 1 – деформационного упрочнения переходной поверхности не предусматривается.
KFl = 1 – нагрузка односторонняя.
- коэффициент долговечности [1].
Для шестерни
NF0 = 4*106 [1].
NFE3 = NFE2 = 246*106.
< 1,
принимаем KFL = 1.
SF = SF’ = 2.2 [1, табл. 24] – коэффициент безопасности.
σFlimb0 = 1.8*HB = 1.8*220 = 395 МПа.
[σ]F3 = = 180 МПа.
Для колеса
NFE4 = 109,8*106
|
|
< 1,
принимаем KFL = 1.
SF = SF’ = 2.2 [1, табл. 24] – коэффициент безопасности.
σFlimb0 = 1.8*HB = 1.8*192 = 346 МПа.
[σ]F4 = =157 МПа.
YF3 = 3.8 [1, табл. 4] – коэффициент, зависящий от формы зуба;
YF4 = 3.62 [1, табл. 4].
47,4; 43,4.
Более слабым элементом является колесо. По нему проверим изгибную прочность:
.
Берем YF = YF4 = 3.6. KFβ = 1.1 [1, табл. 20] ( ).
KFα = 1 – для прямозубой передачи.
KFV =1 + ;
Н/мм,
δF = 0.016 [1, табл. 22]; q = 73 [1, табл. 21] – степень точности по нормам плавности.
Н/мм.
KFV =1 + .
69,5 МПа
Изгибная прочность обеспечена.
Проверка на контактную прочность при действии максимальных нагрузок
Расчетное условие: σHmax < [σ]Hmax.
σH = 362 МПа;
σHmax = σH ,
Kпер = 2,35 – коэффициент перегрузки (см. проверочный расчет быстроходной передачи).
σHmax = 362 = 555 МПа.
Для стали 45 улучшенная, отпуск предел текучести σT = 450 МПа [1, табл. 9]
[σ]Hmax = 2.8*σT = 2.8*450 = 1260 МПа.
Расчетное условие выполняется, контактная прочность при действии максимальных нагрузок обеспечена.