Ипотечное обязательство

 

Ипотека является специфической формой финансирования, Хотя в России с 1998 г. действует Федеральный закон об ипотеке (залоге недвижимости), однако ипотечное кредитование пока не получило должного распространения. Важнейшей проблемой выступает формирование источников финансирования ипотеки.

В зависимости от того, какие могут привлекаться финансовые источники на предоставление кредитов, различают:

- банковские кредиты, взятые преимущественно с депозитных счетов;

- средства пенсионных вендов и компаний по страхованию жизни (характерно для американской ипотечной системы);

- средства целевые накоплений будущих заемщиков, или контрактно-сберегательная система ипотеки (характерна для немецкой ипотечной системы).

В РФ ипотечное кредитование в силу ряда причин, является высоко рискованным бизнесом: применение любого из этих направлений является проблематичным. Необходимы, во-первых, более четкие меры регулирования этих процессов на государственном уровне, во-вторых, более благоприятные условия обеспечения экономической и социальной стабильности в общество.

Учитывая больной положительный опыт США в обеспечении ипотеки надежным источниками финансирования, следует развивать деятельность негосударственных пенсионных фондов и компаний по долгосрочному страхованию жизни. При этом важно, чтобы доходность по государственным ценным бумагам была ниже.

В американской системе вторичного ипотечного рынка действуют три ипотечных агентства, выступающие в роли посреднических организации: Fannie Mae, Freddie Mae, Gennie Mae. Их обязательства гарантированы государством. Благодаря данным гарантиям инвесторы рассматривают свои вложения в эти ценные бумаги как практически безрисковые.

На выручку от продажи своих долговых обязательств вышеназванные агентства выкупают у банков ипотечные кредиты, ставки по которым оказываются чуть выше ставок по государственным долговым обязательствам и значительно ниже рыночных ставок по кредитам того же уровня риска, что и ипотечные.

В России, по примеру США, также созданы крупные посреднические организации: Московское ипотечное агентство, Российская ипотечная ассоциация и Федеральное ипотечное агентство. Однако в отличие от американских, они осуществляют выкуп ипотечных кредитов за счет бюджетных средств (бюджета г. Москвы и федерального бюджета) а не средств пенсионных и страховых компаний. Это – существенное различие: использование средства государства (то есть деньги налогоплательщиков) или же деньги негосударственных (по сути частных) компаний. Поэтому можно утверждать, что в РФ система вторичного рынка ипотечных кредитов находится лишь в стадии своего формирования.

Определенный интерес для российского рынка представляет контрактно-сберегательная (немецкая) система, которая характеризуется тем, что источником дешевых средств для ипотечных кредитов служат специализированные целевые депозиты.

Заключив контракт с ипотечной кредитной организацией (стройсберкассой) клиент ежемесячно вносит фиксированную сумму на целевой депозит под процентную ставку, величина которой значительно ниже среднерыночной. Лишь скопив на своем счету средств, составляющих половину стоимости квартиры (жилья) он получает возможности взять кредит в этой организации в размере средств на вторую половину квартиры. При этом вклады данного клиента используются для выдачи кредитов тем клиентам, которые раньше его прошли период накопления необходимой суммы денежных средств.

Попытки заимствования немецкого опыта пока не совсем удачны. Клиент делает ежемесячные вклады на общую стоимость половины квартиры, получает жилье и затем выплачивает равными долями оставшуюся стоимость второй половины квартиры. Внешне все как в ФРГ. Однако отличие нашей системы от немецкой заключается в том, что строительная организация (застройщик) аккумулировав денежные средства вкладчиков, желающих приобрести квартиры, тратит их не на выдачу кредита предшествующему клиенту, уже накопившему половину средств, а на финансирование строительства другого нового дома. Соответственно, источниками кредитования выступят не средства клиентов, находящихся в процессе накопления необходимой суммы, а собственные средства строительной фирмы.

В данном случае возникает риск нехватки денег у застройщика для окончания строительства, и клиент рискует получить недостроенный дом. При этом государство не имеет жестких правовых и административных рычагов воздействия на застройщика, чтобы он выполнял свои обязательства в срок согласно заключенному контракту.

Ипотека, как специфическая нетрадиционная форма финансирования, должна иметь более надежные и стабильные источники своего финансирования. Зарубежный опыт может сыграть положительную роль в становлении российского рынка ипотечных кредитов, если:

1. Будет установлена система жесткой регламентации и контроля над операциями застройщиков по немецкой схеме, не допускающей нецелевое использование вкладов клиентов;

2. Получат развитие негосударственные пенсионные фонды и компании по долгосрочному страхованию жизни, работающие по американской, а не российской модели;

3. Резко возрастет предложение строительных услуг, существенное расширение объемов строительства в Российской Федерации.

Реализация на практике даже этих рекомендаций может в определенной мере повлиять на формирование более стабильных источников финансирования ипотеки.

Сроки – 7 – 30 лет

Обеспечение – недвижимость

Требования - требуется дополнительное обеспечение (гарантии), предоставление отчета о продажах/прибыли, наличие прогнозируемого денежного потока.

Преимущества – предоставляются дополнительные услуги. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Возможность установления фиксированной процентной ставки. Меньшие размеры платежей в погашение за более длительный период.

Недостатки – требуется дополнительное обеспечение

Субъекты – коммерческие банки, другие кредитные институты. Физические лица. Открытый рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: