Сбережения домашних хозяйств

Сбережения – это "любое использование денежных средств в целях обеспечения будущего потребления или извлечения будущего дохода". Экономико-политиче­ской подоплекой дискуссии о наличии сбережений у населения является, прежде всего, проблема направления этих средств на инвестиционные цели. Это означает необходимость выхода домохозяйств на финансовые рынки – участие в таких формах сберегательного поведения, которые обеспечивали бы "работу" их денеж­ных средств (вклады в банках и инвестиционных фондах, акции и страховые по­лисы). Поведение рядового участника финансового рынка характеризуется выс­шей степенью неопределенности, недоступности информации о деятельности фи­нансового органа, которому он предполагает доверить свои сбережения. Подрыв доверия населения к финансовым институтам, падение денежных доходов насе­ления обусловили снижение и примитивизацию сберегательной активности. Она выразилась в возврате к традиционным формам сбережений, описываемых фор­мулой "Сбербанк плюс чулок", при направлении возросшей части сбережений на улучшение жилищных условий. Время поиска новых альтернативных (и риско­вых) форм вложений в негосударственном финансовом секторе в целом прошло.

В целом же сберегательная активность домохозяйств, действительно, достаточно низка. Имеющиеся на момент опроса сбережения, как правило, были сделаны в предыдущие годы. Рублевые вклады в Сбербанке имели 32%, валютные в Сбер­банке – 2% домохозяйств. За последний год вклады в Сбербанк делали 10% рес­пондентов, еще 11% — чаще (раз в квартал, в месяц). Близка к нулевой актив­ность по вкладам в коммерческие банки – в течение последнего года их осущест­вляли от 6% домохозяйств в Москве до менее чем 1% в Иваново.

В результате опроса выделились следующие важнейшие мотивы сберегательной деятельности, которые представлены в Таблице 1.


Таблица 1. Мотивация сберегательной активности, в %

Обезопасить себя от неожиданностей, иметь что-то на "черный день" 63
Иметь деньги для особых событий (свадьба, юбилей, похороны) 60
Обеспечить себе спокойную старость 53
Дать детям хорошее образование 45
Поддерживать здоровье, оплачивать качественные медицинские услуги 42
Обеспечить будущее детей, оставив им наследство 40
Всегда иметь необходимые деньги под рукой 38
Накопив, покупать необходимые вещи 32

Как видно из таблицы к основным мотивам сберегательного поведения относится страхование возможных крупных расходов и "инвестиции в детей". Следующими по значимости идут мотивы обеспечения потребления: как мы рассмотрели выше, абсолютное большинство домохозяйств не имеет возможности делать крупные покупки, предварительно не накопив на них. На периферии оказались такие цен­ности, как вложения в собственное дело, получение дополнительного дохода, на­копление на отпуск, повышение престижа в глазах окружающих. Мотивы деловой и статусной ориентации – атрибут формирующегося образа жизни, нацеленного на ведение собственного бизнеса и обеспечение высоких стандартов потребления, которые пока что ограничены слоями выше среднего.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: