Задание: выставка работ, сделанных за четверть. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно "Наш город" или "Москва".
Тема 4. "Мастера Изображения, украшения, постройки" всегда работают вместе (5–10 ч)
Узнаем совместную работу "Мастеров" в своих работах прошлых четвертей и в произведениях искусства.
Обобщением здесь является 1-й урок. Его цель – показать детям, что на самом деле наши три "Мастера" неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого "Мастера" своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из "Мастеров" всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа "Мастера Постройки"? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был "Мастер Украшения", как ему помогали "Мастер Изображения", "Мастер Постройки"? Главное, это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого "Мастера" и чему он помог научиться. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год. Своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. В конце урока демонстрируются слайды произведений взрослого искусства, и дети должны выделить "участие" каждого "Мастера" в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.
|
|
"Мастера" помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
Коллективное панно и индивидуальные изображения по сказке.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, фольга.
Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке.
Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.
Урок любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы с точки зрения "Трех Мастеров". Композиция "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы.
Й класс (34–68 ч)
Ты и искусство
Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
|
|
Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Тема 1. Чем и как работают художники (8–16 ч)
Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски, строящие многоцветие мира
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.
Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.
Пять красок – все богатство цвета и тона
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день.
Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.
Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях: гроза, буря и т.д. в произведениях художников (Н.Рерих, И.Левитан, А.Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов.
Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью.
Материалы: пастель или мелки, акварель, бумага белая, суровая (оберточная).
Зрительный ряд: наблюдение природы, слайды осеннего леса и произведения художников на эту тему.
Литературный ряд: А.Пушкин стихотворения, С.Есенин стихотворения.
Музыкальный ряд: П.Чайковский "Осень" (из цикла "Времена года").
Выразительные возможности аппликации
Представление о ритме пятен Коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1–3 панно), по памяти и впечатлению.
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.
Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.
Литературный ряд: Ф.Тютчев "Листья".
Музыкальный ряд: Ф.Шопен ноктюрны, П.Чайковский "Сентябрь" (из цикла "Времена года").
Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Материалы: тушь (черная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь.
Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса.
Литературный ряд: М.Пришвин "Рассказы о природе".
Музыкальный ряд: П.Чайковский "Декабрь" (из цикла "Времена года").