Глава 3. Современные проблемы исчисления и взимания налога на имущество физических лиц и пути их решения

 

Правительством Российской Федерации в апреле 2003 г. были одобрены основные направления осуществления налоговой реформы, которыми предусматривается, в частности, продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, усиление справедливости налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования. При этом должно быть обеспечено соблюдение принципа стабильности налоговой системы, определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период, а также обеспечение прямого действия законодательства о налогах и сборах с одновременным повышением понятности и определенности при его применении налогоплательщиками.

В рамках завершения налоговой реформы предполагается осуществление завершения реформирования системы поимущественных налогов.

С 2006 года предполагается ввести в действие главу Кодекса, регулирующую уплату налога на имущество физических лиц. Это связано с рядом проблем:

1. Трудности в оценке рыночной стоимости имущества.

Основной причиной незначительности налога, а также существенной дифференциации его размеров является то, что в настоящее время в качестве налоговой базы по объектам недвижимого имущества принимается их инвентаризационная стоимость, определяемая органами бюро технической инвентаризации, которая в большинстве случаев не соответствует реальной стоимости такого имущества. По данным Минфина, оценки БТИ расходятся с рыночной ценой имущества более чем в 5 раз.

Для решения сложившейся проблемы в соответствии с внесенной главой Кодекса объектом налогообложения по этому налогу признается принадлежащее физическим лицам недвижимое имущество и, в частности, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Налоговой базой должна стать стоимость такого имущества, определяемая по специальной методике оценки имущества, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Предельная ставка предложена в размере 0,1 % против 2 % в соответствии с действующим законодательством.

2. Широкий перечень налоговых льгот.

Кроме того, по данному налогу на федеральном уровне предусмотрен чрезвычайно широкий перечень налоговых льгот, что существенно сужает налоговую базу.

Учитывая, что этот налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых Кодексом, предполагается ограничить и распространить на узкий круг имущества, принадлежащего отдельным категориям физических лиц (инвалидам, участникам войны и некоторым другим). Введение указанной главы в действие должно привести к некоторому увеличению поступлений от этого налога, прежде всего в отношении имущества, принадлежащего обеспеченным слоям населения. Тем самым будет усилена социальная составляющая этого налога.

3. Незначительность налога.

Перечисленные проблемы приводят к малой эффективности налога на имущество физических лиц. В настоящее время, расходы государства по организации сбора этого налога (в частности, по направлению физическим лицам налоговых уведомлений о его уплате) сопоставимы с размерами налога, поступающими в местные бюджеты. В 2005 г. до начала реформирования системы налогообложения поступления от налога на имущество физических лиц составляли менее 0,4 % от доходов.

Все это привело к тому, что одобренной в 2000 г. Правительством Российской Федерации концепцией налоговой реформы предусматривается возможность введения налога на недвижимость взамен налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. В качестве объекта налогообложения по этому налогу предполагалось установить земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями, сооружениями и т.п., находящимися в собственности юридических и физических лиц, исходя из их оценки по рыночной стоимости. Для отработки механизма применения этого налога в соответствии с отдельным федеральным законом в гг. Великом Новгороде и Твери проходит эксперимент по применению налога на недвижимость. Он показал целый ряд серьезных проблем при применении этого налога. В частности, необходимо выполнить значительную по объему и срокам подготовительную работу, включая обеспечение информационного взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, наладить учет всех объектов недвижимости, разработать необходимую нормативно-техническую базу. Поэтому вопрос о введении налога на недвижимость может рассматриваться как задача на более позднюю перспективу. [17]

Тем не менее, реформа налога на имущество физических лиц должно обеспечить дополнительные поступления бюджету в размере 0,5 миллиарда рублей.[18]



Заключение

 

Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Выделение финансовой науки в самостоятельную позволило ей обосновать необходимость взимания налогов, сформулировать определение налога, словом, выяснить экономическую природу налога.

И всеже, существует множество взглядов на сущность налога. Уральская финансовая школа дает следующее определение: «Налоги – это денежные отношения, по средствам которых государство безвозмездно изымает часть национального дохода для финансового обеспечения своих функций. Экономическая сущность налогов заключается в относительно безвозмездном изъятии части ВВП в пользу государства в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов».

После введения в действие части I Налогового кодекса Российской Федерации, научная дискуссия об определении сущности налогов в российской экономической литературе несколько поутихла. Вот какое определение дается в НК РФ:

Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

Превращение налогов в главный источник государственных доходов поставило задачу и создало возможность исследования источников и принципов налогообложения. Для эффективного функционирования налоговой системы каждый отдельный налог должен соответствовать основным принципам налогообложения.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации на определенной основе: по субъекту налогообложения; по ставкам; по способу обложения и изъятии; по порядку уплаты; по территории охвата; по порядку использования государством полученных сумм. Изучение классификационных признаков налогов позволяет более грамотно подходить к изучению специфики исчисления и уплаты конкретных налогов.

Из множества налогов Российской Федерации рассмотрим лишь один – налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц является основным гарантированным источником доходов бюджета местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянством местоположения, и их юридически легко фиксировать; они используются на развитие городской инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства, связанного с приобретением богатства.

Налог на имущество физических лиц - местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. С 1 января 2003 г. в связи с введением гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения. На этом перемены не закончились, с 2005 года предполагается ввести в действие главу Кодекса, регулирующую уплату налога на имущество физических лиц.

Налоговой базой должна стать стоимость недвижимого имущества, определяемая по специальной методике оценки имущества, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Предельная ставка предложена в размере 0,1 % против 2 % в соответствии с действующим законодательством. Учитывая, что этот налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых Кодексом, предполагается ограничить и распространить на узкий круг имущества, принадлежащего отдельным категориям физических лиц (инвалидам, участникам войны и некоторым другим). Реформа налога на имущество физических лиц должно обеспечить дополнительные поступления бюджету в размере 0,5 миллиарда рублей.

Налог на имущество физических лиц затрагивает каждого человека, имеющего недвижимое имущество. Именно поэтому так важно узнать все об этом налоге, знать свои права и обязанности по уплате, а также о возможных льготах.

 



Список литературы

 

1. Статистические сборники за 2005 и 2006 года.

2. БюджетныйКодексРоссийскойФедерации.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон «О федеральном бюджете» на 2006 финансовый год.

5. Областной закон «Об областном бюджете» на 2006 финансовый год.

6. Решение Екатеринбургской городской Думы от 8 ноября 2005 г. N 13/2 "Об установлении на территории муниципального образования "город Екатеринбург" налога на имущество физических лиц".

7. Решение Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 г. N 17/1 "О бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2006 год"

8. Решение Екатеринбургской городской Думы от 25 января 2005 г. N 69/1 "О бюджете города Екатеринбурга на 2005 год" (с изм. и доп. от 24 мая, 22 ноября 2005 г.)

9. Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 апреля 2003 г. N 38/2 "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "город Екатеринбург" (с изм. и доп. от 22 февраля 2005 г., 25 апреля 2006 г.)

10. Закон Свердловской области от 10 декабря 2005 г. N 106-ОЗ "Об областном бюджете на 2006 год" (с изм. и доп. от 21 июля 2006 г.)

11. Закон Свердловской области от 27 декабря 2004 г. N 211-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год" (с изм. и доп. от 15 июля, 21 ноября 2005 г.)

12. Закон Свердловской области от 29 декабря 2003 г. N 62-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год" (с изм. и доп. от 14 декабря 2004 г.)

13. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изм. и доп. от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г., 22 августа 2004 г.)

14. Инструкция МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г.)

15. Решение Екатеринбургской городской Думы от 8 ноября 2005 г. N 13/2 "Об установлении на территории муниципального образования "город Екатеринбург" налога на имущество физических лиц"

16. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц". - Система ГАРАНТ, 2006 г.

17. Макарова. Региональные и местные налоги. Учебник. М.: 2001г.

18. Миляков Н.В. Финансы. Учебник. М.:ИНФРА-М. 2004г.

19. Миляков Н.В. Налоги. Учебник. М.:ИНФА-М. 2004г.

20. Налоги России. Комментарии. Ответы на вопросы. 2005г.

21. Налоги и налогообложение /Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.

22. Налоги и налогообложение /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2005.

23. Налоги и налогообложение /Под ред. А.Э.Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. СПб.: Питер, 2005.

24. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2005г.

25. Рожкова А.М. Частная собственность. 1996г.

26. Толкушкин А.В. История налогов в России.- М.: «Юристъ», 2001.

27. Финансы и кредит: Учебник /Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: ЯВА, 1997.

28. Юткина Т.Ф.Налоги и налогообложение. - М.: «ИНФРА-М», 2007.

29. Журналы: «Налоговый вестник» 1999г. №3,

30. «Финансовые и бухгалтерские консультации» 1999г. №11,

31. «АКДИ Экономика и жизнь» 1998г. №10,

32. Сервер Госкомстата РФ http://www.gks.ru

33. Официальный сервер Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru.

34. Сервер налоговой службы России http://www. nalog.ru

35. Сервер налоговой службы свердловской области

http://www. r66.nalog.ru

36. Сервер новостей http://www.adnews.ru

37. http://www.allmedia.ru.http://www.rian.ru/

38. http://www.rian.ru.

 


[1] Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 1999.

[2] Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2005г.

[3] Юткина Т.Ф.Налоги и налогообложение. - М.: «ИНФРА-М», 2007

[4]. Налоги и налогообложение /Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.

[5] Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л., Налоги и налогообложение. С-П.: Питер, 2005.

[6] Налоги и налогообложение /Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.

[7] Налоги и налогообложение /Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.

[8] Налоги и налогообложение /Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.

[9] Налоги и налогообложение /Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.

[10] Налоги и налогообложение /Под ред. А.Э.Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. СПб.: Питер, 2005.

[11] Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ

[12] Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2005г.

[13] Закон Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изм. и доп. от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г., 22 августа 2004 г.)

[14] Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2005г.

[15] Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 апреля 2003 г. N 38/2 "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "город Екатеринбург" (с изм. и доп. от 22 февраля 2005 г., 25 апреля 2006 г.)

[16] Сервер налоговой службы России http://www. nalog.ru

[17] http://www.rian.ru.

[18] http://www.allmedia.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: