Социальная ответственность российского бизнеса

 

В недавно опубликованном журналом «Форчун» рейтинге корпоративной ответственности крупнейших компаний мира поя­вился российский фигурант. Пер­вой ласточкой стал «Газпром». Первой, но, судя по всему, не пос­ледней.

Концепция международных стандартов социальной ответст­венности и отчетности базируется на концепции устойчивости разви­тия и предполагает, что компании должны отчитываться перед обще­ством обо всех последствиях своей деятельности, а не только о финан­совых результатах. Такой подход встречает мало оппонентов, но на практике проблема оказалась «крепким орешком».

В Евросоюзе, например, до сих пор нет единого подхода к соци­альной и экологической отчетно­сти. И единых международных стандартов тоже еще нет. Выбор стандарта отчетности пока — дело самих компаний, да и социальная отчетность как таковая в большин­стве стран не является обязатель­ной. Это – сфера диалога бизнеса и общества, которые не без труда идут к согласию по вопросу о гра­ницах и мере ответственности биз­неса. Подключается к этому делу и отечественный бизнес. «Россий­ские компании, — считает замес­титель генерального директора крупнейшей российской горнодо­бывающей компании Ольга Голодец, — могут и должны участвовать в этой работе и привнести свой опыт и позитивные результаты. Это позволит им на равных участ­вовать в глобальном процессе вы­работки стандартов устойчивого развития и конкурировать в соци­альной сфере с ведущими мировы­ми лидерами». Как утверждает ис­полнительный директор Ассоциа­ции менеджеров Сергей Литовченко, в России уже есть и социальные отчеты, подготовленные на меж­дународном уровне. Правда, их по­ка единицы.

Социальная отчетность посте­пенно становится в мире обычной деловой практикой, и междуна­родные эксперты прогнозируют ее распространение на средние и ма­лые компании. «Сегодня в мире миллионы компаний, заинтересо­ванных в том, чтобы научиться со­ответствовать информационным запросам глобальных рынков, за­просов, которые включают, в том числе и социальную отчетность», - считает директор программ «Глобальной инициативы по от­четности» по России и СНГ Теодорина Лессидренска.

Значит ли это, что в недалеком будущем и российским компаниям в массовом порядке предстоит ос­ваивать нелегкое дело составления нового типа отчетности?

«Социальный, нефинансовый отчет, составленный по междуна­родно признанным стандартам, — это, скорее всего, все же потреб­ность глобальных корпораций, ра­ботающих на наднациональном уровне, — отмечает Ирина Сухова, вице-президент компании ФБК. Именно они заинтересованы в наибольшей информационной прозрачности и в общении с заин­тересованными группами разных стран в формате неких универсальных стандартов».

Сергей Литовченко, исполни­тельный директор Ассоциации ме­неджеров, полагает, что социаль­ная отчетность в ее нынешнем до­бровольном виде не станет в нашей стране таким же массовым явлени­ем, как, например, международная бухгалтерская отчетность. Мало­вероятно, по его мнению, и скорое распространение практики соци­альной отчетности на малый и средний бизнес.

Некоторые страны ввели на на­циональном уровне ряд правил ос­вещения проблематики устойчи­вого развития в годовых отчетах компаний. Но решительно ни в од­ной стране, подчеркивает Теодо­рина Лессидренска, нет закона, требующего предоставления отче­та по какому-либо конкретному стандарту.

«Обязательная отчетность, при­чем, только для крупных публич­ных компаний, существует в двух странах – в Дании и Франции. Ка­нада требует такую отчетность от крупнейших банков, — отмечает Марк Томпсон, директор практики по устойчивому развитию бизнеса PricewaterhouseCoopers. – Опыт этих стран показывает, что унифи­кация стандартов делает отчет­ность сопоставимой, но при этом теряется ее реальная ценность. В конечном счете, все сводится к про­ставлению галочек, а информация, действительно необходимая для отчета перед акционерами и други­ми «заинтересованными сторона­ми».

«Убеждена, — говорит Теодо­рина Лессидренска, — что законо­дательное принуждение — не луч­ший способ стимулировать компа­нии к предоставлению какой-либо информации. Не случайно экспер­ты во всем мире так старательно ищут «золотую середину» между обязательностью и добровольно­стью».

Суть нефинансовой отчетно­сти, отмечает директор департа­мента социальной политики и тру­довых отношений РСПП Федор Прокопов, — такова, что навязать ее невозможно. Чтобы она роди­лась, недостаточно даже указания например, слабая охрана труда, то никакие приказы руководства не помогут ей убедительно доказать снижение заболеваемости персо­нала. Первым шагом к этому долж­но стать создание системы управ­ления охраной труда или как ми­нимум налаживание полноценной системы учета заболеваемости и производственных травм».

Очевидно, что прежде чем все­рьез обсуждать вопрос об обяза­тельности социальной отчетности, хорошо бы добиться общего пони­мания сути дела. По мнению Ната­льи Хоняковой, руководителя бю­ро «Деловая культура», ведущего проект «Рейтинг корпоративной ответственности», главный вопрос заключается не в том, должно ли го­сударство участвовать в продвиже­нии социальной отчетности, а в том, как оно будет это делать. Когда речь идет о решении задачи, прямо связанной с повышением нацио­нальной конкурентоспособности, было бы странно, если бы государ­ство устранилось от ее решения, — считает она. — «Корпоративная со­циальная отчетность может слу­жить выстраиванию «контракт­ных» отношений государства и бизнеса, когда государство убеди­тельно задает общие приоритеты социального развития, создавая при этом условия для того, чтобы участие в решении социальных проблем повышало конкуренто­способность и стоимость бизнеса».

И все же сегодня в деловой сре­де широко распространены опасения, что социальная отчетность может стать инструментом неры­ночного давления на компании.

Актуальность задачи адапта­ции международных норм в РСПП проиллюстрировали таким обра­зом. К примеру, Глобальный дого­вор ООН рекомендует раскрывать информацию об использовании детского труда. Этот совет отражает транснациональных компаний, работающих на развиваю­щихся рынках Азии и Африки, где детский труд в порядке вещей. В России подобная информация вряд ли может оказаться в числе самых приоритетных.

Не стоит абсолютизировать стандарты, а тем более жестко прописывать комплекс индикато­ров, — считает вице-президент крупного банка Алла Турецкая. — Стандарты социальной отчетно­сти дают общую систему коорди­нат. Реализация социальной стра­тегии компании должна, в конеч­ном счете, приводить как к дости­жению целей бизнеса, так и к дос­тижению определенного эффекта в социально-экономической жиз­ни общества. Выпуск отчета сам по себе этого эффекта не создает, но он помогает заинтересован­ным сторонам оценить вклад ком­паний».

На сегодня в Национальном Ре­гистре корпоративных нефинан­совых отчетов, который ведет РСПП, по словам Федора Прокопова, насчитывается около трех де­сятков нефинансовых отчетов, подготовленных российскими компаниями. По данным Ассоци­ации менеджеров, социальные от­четы выпустили более 40 россий­ских компаний. Для абсолютного большинства компаний — это пер­вая такая публикация, и оценить ее эффективность пока трудно.

Но те, кто прошел уже не один цикл отчетности, успели почувст­вовать ее реальный смысл. Отчет­ность, составленная по междуна­родным стандартам на основе проверенных аудированных по­казателей, показывает деятель­ность компании в социальной сфере, не скрывая проблем, с ко­торыми она сталкивается, — от­мечает Ольга Голодец. - Мы убе­дились, что социальный отчет по­вышает доверие к компании со стороны работников, внешних организаций, акционеров и парт­неров по бизнесу».

 

Заключение

 

Итак, государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантиро­ванного минимума.

Прожиточный минимум — это стоимость товаров и услуг, признаваемых об­ществом необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни.

Квинтильный (децильный) коэффициент применяется для оценки степени дифференциации доходов и выражает соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых слоев населения и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных. Минимальный потребительский бюджет — социаль­ный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Рациональный потребительский бюджет — набор то­варов и услуг, обеспечивающий удовлетворение рациональных потребностей чело­века.

Социальная ориентация экономики предполагает ее подчинение задачам раз­вития личности. Социальная справедливость в сфере экономики — соответствие системы экономических отношений представлениям, которые господствуют в дан­ном обществе.

Социальная политика есть система мер государства, направленных на смяг­чение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики.

Бедность представляет собой такое экономическое состояние части общест­ва, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Различают абсолютную и относитель­ную бедность, глубокую и неглубокую (измеряемую дефицитом доходов бедных слоев по отношению к прожиточному минимуму).

Социальное партнерство — это согласование экономической и социальной политики (особенно доходов и налогов) между правительством, предпринимателя­ми и профсоюзами.

 

Список используемой литературы:

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Уч. – М: Юрист, 2005

2. Вводный курс по экономической теории: Уч./Под ред. Г.П. Журавлёва – М: ИНФРА – М, 2003

3. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Уч. – 2-е изд., испр., и доп. – М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005

4. Куликов Л.М. Экономическая теория: Уч. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

5. Курс экономической теории: Уч./ Под ред. М. Н. Чепурина.- Киров: АСА, 2006

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го анг. Изд. – М: ИНФРА-М, 2005

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Уч. – М: НОРМА – ИНФРА-М, 2005

8. Современная экономика: Уч.пос. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2005

9. Теоретическая экономика. Политэкономика: Уч./Под ред. Г.П. Журавлёвой – М: Банки и биржи, ЮНИТИ,2003

10. Экономика: Уч. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. А.С. Булатова – М: Экономист, 2003

11. Экономика: Уч./Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. – М: Проспект, 2005


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: