Тема: «Понятие, виды социальных норм»
Выполнила студентка
Заочной формы обучения,
Гр.____________________,
Ильина Я.В.
Научный руководитель
____________________
Ижевск 2003 г.
Заключение.
Общество – это сложный, социальный организм. Наиболее характерными его чертами являются упорядоченность и организованность. Такое состояние общества можно достичь только с помощью регулирования. Выделяются два вида регулирования общественных отношений: нормативное и ненормативное.
Ненормативное регулирование выражается в различных естественных нормах, которые существуют в виде знаний о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой.
Но все-таки наиболее важное значение для упорядочения поведения людей в обществе имеет нормативное регулирование. Основным средством нормативного регулирования являются социальные нормы.
Хотя нельзя забывать и о технических нормах, которые регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой и техникой. Среди технических норм некоторые ученые (Черданцев А.Ф.) выделяют особый вид норм – технико-юридические. Их главное отличие заключается в том, что их исполнение обеспечивается государством и они содержатся в различных нормативно-правовых актах. На основании наличия у нормативно-технических норм санкций их иногда относят к подвиду социальных норм. Хотя данная точка зрения является спорной.
|
|
Социальные нормы – это общие правила поведения, действия в обществе, которые возникают по воле людей.
Основными признаками социальных норм являются следующие:
1. Это общие правила поведения людей в обществе.
2. Они не имеют конкретного адресата.
3. Социальные нормы возникают в связи с волевой сознательной деятельностью людей.
4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества.
5. Данные нормы соответствуют типу культуры и социальной организации общества.
Таким образом, социальные нормы выступают основным регулятором общественных отношений. Кроме данной функции некоторые ученые выделяют еще оценочную и трансляционную.
Социальные нормы различны. В зависимости от способов установления и обеспечения они делятся на четыре основные группы:
1. Обычаи.
2. Нормы морали.
3. Корпоративные нормы.
4. Нормы права.
Наиболее спорным вопросов является соотношение норм права и норм морали. Во многом это вытекает из того, что спорным является само определение морали. Общепринятое мнение: мораль и нравственность – понятия равноценные. Других точек зрения по многим аспектам данного вопроса придерживаются такие ученые, как Черданцев А.Ф., Соловьев В.С., Ильин И.А. и другие.
|
|
Соотношение норм права и морали включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречие. Единство права и морали заключается в том, что они имеют единые цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни. Право и мораль совпадают также по объекту регулирования, которыми являются общественные отношения. Нормы права и морали – это фундаментальные исторические ценности, имеющие единую нормативную основу. Отличительными особенностями права и морали являются следующие:
1. Мораль и право имеют различные способы установления. Нормы права санкционируются государством, а нормы морали устанавливаются спонтанно в процессе практической деятельности людей.
2. Данные нормы различаются по методам обеспечения. Право обеспечивается принудительной силой государства, а мораль – силой общественного мнения.
3. Мораль и право выражаются и фиксируются в различных источниках.
4. Нормы права и морали различаются по характеру и порядку ответственности. За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, предусмотренная законодательством. Нарушение же норм морали влечет за собой применения мер общественного воздействия.
5. Нормы права и морали имеют также различный характер и способ воздействия, разные сферы действия и свои особенные исторические судьбы.
Взаимодействие права и морали выражается в том, что они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений и позитивном влиянии на личность.
Также в современных сложных условиях между правом и моралью возникают противоречия.
Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.
Обычаи подразделяются на правовые и неправовые (общегражданские). Правовые обычаи называются правовыми, так как они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.
Если за основу взять масштаб значимости того события, с которым связан данный обычай, то можно выделить 3 группы: 1) общественно – гражданские обряды; 2) лично – гражданские; 3) лично – семейные.
К первой группе относятся обрядовые действия, с проведением государственных, трудовых и профессиональных праздников. Вторая и третья группы обычаев отражают этапные события в жизни отдельного человека: одни события индивидуальной жизни связаны с обществом, социальными институтами, например, вступление в трудовой коллектив, другие – с семьей, семейной жизнью.
Взаимодействие права и обычаев выражается в том, что право либо поддерживает обычаи и создает условия для их реализации, либо пытается вытеснить общественно-вредные обычаи, либо вообще относится к ним нейтрально.
Корпоративные нормы — это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные объединения.
Особенности корпоративных норм следующие:
1) они направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, т.е. они регулируют отношения между субъектами этой организации;
2) фиксируются в уставах или иных аналогичных документах; 3)корпоративные нормы подлежат проверке на соответствие законодательству в виде регистрации со стороны государства; 4)обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д.
По ряду формальных признаков корпоративные нормы схожи с правовыми: текст нормы закрепляется в соответствующем документе; корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре; систематизированы.
|
|
Отличие корпоративных норм от норм права заключается в том, что пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.
Взаимодействие корпоративных и правовых норм выражается в трех аспектах:
1.Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом, проявляется поддержка правом корпоративных норм.
2.Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).
3. И наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).
Итак, право, действуя в системе социальных норм, является только одним из элементов этой системы. В настоящее время формируется правовое общество и демократическое государство. Нормальное и эффективное их развитие может быть обеспечено только в случае гармоничного взаимодействия норм права и иных социальных норм.
Классификация социальных норм.
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые, функционирующие и нефункционирующие)[1].
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:
1) правовые нормы; 7) корпоративные;
2) моральные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек;
3) политические; 9) деловые обыкновения;
3) эстетические; 10) правила этикета, корректности, приличия,
4) религиозные; обрядов, ритуалов.
|
|
5) семейные;
Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отношений просто нет.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
1.1. Нормативное регулирование.
Современное общество – это целостный социальный организм. Наиболее важными качествами общества являются организованностьность, упорядоченность всех отношений, образующих социальную жизнь. Такой порядок в обществе достигается с помощью нормативного регулирования. Под ним понимается упорядочение поведения людей при помощи различных нормативных регуляторов. Нормативные регуляторы – это общие правила (известные модели и образцы поведения), которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно – урегулируюмую ситуацию.
Таким образом, основными чертами нормативных регуляторов являются:
1) неперсонифицированность адресатов, т.е. данные регуляторы распространяют свое действие на неограниченный круг лиц;
2) обязательностью исполнения правил, содержащихся в них;
3) повторяемостью регулируемых ими действий;
4) наличием (в большинстве случаев) санкций за нарушение правил поведения.
В своей совокупности нормативные регуляторы образуют систему нормативного регулирования. В нормативную систему входят социальные и технические нормы (регуляторы).
1.2. Технические нормы.
Технические нормы – это правила, которые регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машинам, «человек и орудие труда», «человек и производство». Особенность указанных отношений в том, что на другой их стороне — неодушевленные предметы, поэтому они носят не чисто социальный, а, так сказать, «полусоциальный» характер. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами.
Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.
Среди технических норм можно выделить технико-юридические и нормативно – технические нормы. Технико-юридическая норма – это правило технического характера, «облеченное в правовую форму»[2]. При этом она не теряет своего технического содержания, а лишь приобретает качественные признаки правовой нормы. Такими признаками являются:
1)установление или санкционирование данных норм государством;
2) обеспечивается их соблюдения возможностью государственного
принуждения;
3) они являются формально определенными, т.е. они содержатся в различных нормативных актах;
4) они регулируют общественные отношения.
Последний признак имеет специфическую особенность, потому что содержанием норм является технические правила. Данные правила устанавливают определенные требования к поведению людей по отношению к природе, средствам производства и другим предметам внешнего мира, т.е. требования определенных технических действий (способов, методов), требования определенной конструкции технических сооружений, машин, приборов и т.п., требования к качественным показателям выпускаемой продукции и т.д. Но по мнению некоторых ученых2, содержанием общественных отношений могут быть и различные технические действия.
Устанавливая определенные требования к техническим действиям, технико–юридические нормы тем самым оказывают определенное регулирующее воздействие и на сами общественные отношения путем установления обязательных требований к действиям (поведению) людей по отношению к природе, средствам производства и другим предметам внешнего мира, в которых (действиях) проявляются отношения между людьми. Это обуславливает дополнительную (акцессорную) роль технико–юридических норм в правовом регулировании общественных отношений. Акцессорный характер технико–юридических норм в правом регулировании проявляется в том, что они не могут служить общим основанием возникновения правоотношений. Тем не мение они играют существенную роль в формировании этих отношений. Подчиненная роль технико–правовых норм обусловлена их характером. Во-первых, эти нормы устанавливают определенные требования непосредственно только к поведению людей по отношению к предметам внешнего мира, хотя в этом поведении и проявляются отношения между людьми. Во–вторых, в большинстве случаев эти требование формулируется так, что оно непосредственно обращено к предметам внешнего мира, а не к поведению людей, сформулировано как определенный должный материальный результат поведения людей. В- третьих, как правило, сформулированная в виде должного результата поведения технико–юридическая ноpма не указывает субъектов, обязанных ее исполнять и управомоченных требовать ее исполнения. В–четвертых, в большинстве случаев технико-юридические нормы имеют санкции (поэтому их иногда именуют подвидом социальных норм).
Технико-юридические нормы – это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с орудием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.).
Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами: телевизорами, холодильниками, магнитофонами, стереосистемами и т.д.). Данные нормы являются нормативно-техническими. Они устанавливают различные технические и технологические правила, определяют непосредственное отношение работников к технике, предмету труда, его параметрам.
Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Социальные и технические нормы помимо предметов различаются также по их содержанию, конструкции, способам фиксаций, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия — в объектах и методах регулирования.
В эпоху НТР роль технических норм многократно возрастает. От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей. Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения (типа чернобыльской катастрофы) и другие ЧП. Простая ошибка, оплошность, невнимательность, а тем более недобросовестность, грубое игнорирование заданных технологических процессов грозят непоправимыми последствиями. Это касается как гражданской сферы, так и военных областей. Век «кнопочной» технологии налагает на человека особую ответственность. Усложняется техника - усложняются и отношения с техникой.
1.3. Понятие, генезис, классификация социальных норм.
Социальные нормы — это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Потому что объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие — возникают, видоизменяются, третьи — навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм — фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью. Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом»3. Право сложилось позже других нормативных систем и главным образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение
Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа4. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.
Таков генезис социальных норм, в том числе правовых. «Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти»5. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции.
Понятия «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные, взаимозаменяемые. В литературе, справочных изданиях они обычно определяются друг через друга: норма — это правило, а правило — это норма. Между тем при более внимательном анализе выясняется, что «правило» — все же более узкий термин, чем «норма», и, следовательно, они не всегда и не полностью совпадают.
В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в их диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Нормы богаче, содержательнее. Во всяком случае, многие из них.
Однако в широком социальном плане, с учетом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически и происходит в теории и на практике.
Социальная норма — не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Норма - это мера позитивного, определенного общественно полезного поведения, направленного на достижение результата, интереса. И понятно, что «поведение, соответствующее норме, встречается чаще, чем отклонение от нее — патология»6.
Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма — это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних.
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие)7.
Социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданные поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы).
Таким образом, социальные нормы представляют собой общие правила поведения людей, связанные с их волей и сознанием, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной являетсяих систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).
По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т.е. предмета регулирования.
По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.
Последняя классификация является наиболее распространенной. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отношений просто нет.