Корпоративные ценные бумаги

Корпоративные ценны бумаги (акции и облигации) выпускаются корпорациями, компаниями и предприятиями (юридическими лицами), которые, как правило, являются акционерными обществами.

Первые акционерные общества появились в XVII в., однако активное их развитие приходится на вторую половину XIX в. Создание акционерных обществ привело к выпуску акций, использовавшихся при формировании акционерного капитала, который может быть расширен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

Выпуск акций называется эмиссией, а акционерное общество, выпустившее их, - эмитентом. Покупатели, которые осуществляют вложения в акции с целью получение дохода, называются инвесторами.

Акция – это свидетельство о внесении пая в капитал акционерного общества, дающее право на получение дохода и формальное участие в управлении предприятием.

Акция является бессрочной бумагой, поскольку она, как правило, не выкупается акционерным обществом. Так как акции свидетельствуют об участии в капитале акционерного общества, то акционеры отвечают по обязательствам этого общества только в размере суммы, вложенной в его акции. Вместе с тем, при банкротстве акционерного общества ничто не гарантирует акционерам возврата инвестированных ими в акции средств. В зависимости от инвестиционных целей и сложившейся в различных странах практики акционерного дела выработано множество разновидностей акций, но все они обладают потребительной, номинальной, эмиссионной и курсовой (рыночной) стоимостями, обратимостью и ликвидностью.

Потребительная стоимость акции заключается в ее способности приносить доход в виде дивидента и в результате роста курсовой стоимости.

Номинальная стоимость (установленная стоимость) формируется эмитентом при выпуске акций.

Эмиссионная стоимость – стоимость размещения акций на первичном рынке. Чаще всего она не совпадает с номинальной стоимостью, поскольку процесс размещения акций эмитентами осуществляется, как правило, через посредников, которые скупают у эмитента акции, а затем реализуют их среди инвесторов.

Рыночная стоимость – цена акции на вторичном рынке ценных бумаг. 

Акции крупных процветающих компаний пользуются спросом, и инвесторы приобретают их по цене, которую запрашивает продавец. Компании, финансовое состояние которых не стабильно, могут снизить цену на свои акции.

Существуют различные критерии оценки стоимости акций. Однако инвесторов в первую очередь интересуют перспективы получения прибыли, потенциальные дивиденды и финансовое состояние компании. Например, в США для оценки доходности акций используют показатели: коэффициент «цена – прибыль» и норму дивидендного дохода.

Коэффициент «цена – прибыль » (коэффициент «Ц/П») определяет соотношение между ценой на акцию и прибылью компании в расчете на одну акцию. Его рассчитывают путем деления цены акции на величину прибыли на нее.

Норма дивидендного дохода акции, или ее доходность, выражает годовую отдачу (в%), которую приносит дивиденд инвестору. Этот показатель рассчитывается делением годовой суммы денежного дивиденда, приходящегося на одну акцию, на ее цену. Как показывает практика, высокие коэффициент Ц/П и норма дивидендного дохода подразумевают повышенный риск для инвестора. Инвестору следует знать, какая часть прибыли выплачивается акционерам в виде дивиденда, какая реинвестируется в предприятие с целью его расширения и можно ли ожидать повышения или снижения нормы дивидендного дохода.

Бухгалтерская стоимость акции зависит от количества выпущенных акций и реального накопления капитала: по итогам года суммируется номинальная стоимость акций, резервный капитал и нераспределенная прибыль; затем полученная в результате величина собственного капитала делится на количество акций.

Обратимость акции предполагает наличие у владельца акции возможности в любой момент реализовать ее, т.е. превратить в деньги. Такая возможность во многом определяется ликвидностью рынка ценных бумаг, на котором акции выступают объектом купли-продажи. Чем лучше организован рынок, чем надежнее акции, тем выше ликвидность, т.е. скорость превращения акций в деньги без потерь. Акционерные общества промышленно развитых стран проводят эмиссию и размещение акций на первичном рынке преимущественно при помощи инвестиционных и коммерческих банков, банкирских домов и брокерских фирм. На фондовых биржах (вторичном рынке ценных бумаг) и уличном рынке идет размещение акций в основном при посредничестве брокерских компаний или индивидуальных брокеров.

В промышленно развитых странах акции делятся по форме собственности, доходности, праву голоса.

По форме собственности акции делятся на именные и предъявительские. Именные акции выписываются на конкретного владельца, что ограничивает возможности их обращения на рынке ценных бумаг, поскольку требуется перерегистрация. Кроме того, передача именной акции другому лицу возможна только с согласия правления акционерного общества. Все это ограничивает ликвидность именных акций.

Акция на предъявителя означает, что имя владельца не фиксируется. Они могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг, покупаться и продаваться без необходимости регистрации нового владельца.

Акции различаются по доходности и делятся на обыкновенные и привилегированные.

Обыкновенная (простая) акция дает право голоса на собрании акционеров, но размер получаемого по ней дохода (дивиденда) зависит от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества и колебания прибыли. Держатели этих акций имеют право на остающиеся активы в случае ликвидации акционерного общества.

Привилегированные акции – акции, по которым выплачивается фиксированный дивидент. Привилегированная акция не дает ее владельцу права голоса, однако она гарантирует фиксированный доход независимо от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. При ликвидации общества владельцы привилегированных акций имеют преимущественные права на оставшиеся активы. 

Привилегированные акции делятся на:

§ кумулятивные акции – наиболее привлекательны для инвесторов, поскольку дают право на получение не выплаченных по решению совета директоров акционерного общества дивидендов в дальнейшем. Другими словами, пропущенные дивиденды накапливаются и должны быть выплачены до объявления выплат по обыкновенным акциям.

§ Некумулятивные акции – дивиденты по ним могут быть не получены, несмотря на то, что дивиденд по привилегированным акциям устанавливается в виде фиксированного годового процента, эмитент может принять решение о его изменении.

§ Акции с долей участия – дают право их владельцу на долю в дополнительном дивиденде в том случае, если дивиденды по обыкновенным акциям превышают объявленную по привилегированным акциям сумму.

§ Конвертируемые акции – выпускаются практически всеми компаниями, крупными и мелкими, дают право их владельцу по собственному усмотрению и при определенных обстоятельствах обменять их на другую ценную бумагу в целях реализации прибыли, увеличения доходности.

§ Акции конвертируемой ставкой дивиденда (с плавающей ставкой) – характеризуются дивидендом, ставка которого периодически пересматривается по заранее заданной формуле, например, с учетом колебаний дохода по краткосрочным долговым обязательствам.

§ Отзывные акции – могут быть отозваны эмитентом. Привилегированные акции в отличие от облигаций не имеют даты погашения. Нередко эмитенты имеют выкупные фонды для возможного выкупа их по номинальной стоимости или с небольшой премией.

Дробление акций. Дробление акций компаниями (сплит) происходит из-за понижения цен на них или с целью расширения владения для регистрации на бирже. Дробление акций не влияет на чистую стоимость компании и на стоимость инвестиций держателя акций. Дробление акций представляет собой внутреннюю операцию компании, обычно сопровождающуюся повышением курсов акций. Может происходить обратный сплит, ведущий к сокращению числа акций, однако это случается значительно реже, чем дробление акций. Обычная причина подобных сплитов – повышение цены акции.

Выплата дивидендов. В принятии инвестиционных решений большую роль играют дивиденты, выплачиваемые владельцам обыкновенных акций. Политика выплаты дивидендов, осуществляемая корпорацией зависит прежде всего от стабильности доходов, положения с наличностью, перспектив роста, репутации. Практика западных стран свидетельствует, что мощные, устойчивые компании обычно осуществляют значительные платежи наличными, тогда как средние и мелкие компании склонны вкладывать средства в расширение производства и выплачивать наличными небольшие дивиденты. 

К компаниям, выплачивающим стабильно увеличивающийся небольшой дивиденд, возникает больше доверия, чем к тем, которые нерегулярно выплачивают даже крупные суммы.

Дивиденды могут выплачиваться как наличными, так и в виде дополнительных акций. Подобная практика не может быть частой, так как она способна нанести ущерб финансовому состоянию компании. Это может происходить в условиях кратковременного снижения доходов, не наносящего ущерба компании и корпорации.

Дивиденды, выплаченные акциями, как и дробление акций, приводят к увеличению количества выпущенных по низкой цене акций.

Форма выпуска акций в настоящее время существенно изменилась.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой все реже выпускаются акции в осязаемой форме, т.е. на специальной бумаге с необходимыми реквизитами акционерного общества. Теперь они все чаще замещаются записями соответствующих данных в памяти компьютера, а на руки акционерам выдается сертификат с указанием количества приобретенных ценных бумаг, их серии и номера.

Корпоративные облигации. Облигация является свидетельством о предоставлении займа, дающем ее владельцу право на получение ежегодного фиксированного дохода (твердого процента). Этот вид ценной бумаги корпораций достаточно широко распространен в промышленно развитых странах.

Корпоративные облигации выпускаются: полностью именные, именные только в отношении основной суммы, на предъявителя, в форме электронной записи на счетах.

Объем рынка облигаций значительно превышает объем рынка акций.

Облигации – самый надежный объект инвестирования. Несмотря на специфику эмиссии и характеристики каждого вида облигаций все они являются долговыми обязательствами, свидетельством о кредите, предоставленном инвестором (владельцем облигации) заемщику (эмитенту). За пользование занятыми деньгами эмитент облигаций должен выплачивать их держателю вознаграждение в виде процента в течение всего срока владения облигациями. Общая сумма, подлежащая возврату, называется основной суммой займа, или номинальной стоимостью. Применительно к облигации имеется еще ряд устоявшихся терминов. Дату возврата суммы займа принято называть датой погашения облигаций, ставку процента – купоном, время хождения облигации – сроком обращения. Достоинство облигаций колеблется в широких пределах.

При продаже облигации на первичном рынке цена ее котируется по 1/10 части ее номинальной стоимости. Если облигация достоинством в 1000 долларов продается по номинальной стоимости, то цена ее указывается в котировочных бюллетенях как 100, а при продаже ее выше номинальной стоимости (с премией), к примеру 1100 долларов, цена указывается как 110. Облигации могут продаваться по цене ниже номинальной стоимости, т.е. с дисконтом (скидкой), например, по 800 долларов. В этом случае цена будет выглядеть как 80.

Облигации обладают номинальной, выкупной и курсовой стоимостью.

Номинальная цена облигации служит базой при дальнейших пересчетах и начислении процентов. Она печатается на самой облигации.

Выкупная цена может не совпадать с номинальной и зависит от условий займа. Это цена, по которой эмитент выкупает облигацию по истечении срока займа.

Рыночная (курсовая) цена облигации, как и акции, складывается под влиянием условий эмиссии и, соответственно, ее привлекательности, а также в зависимости от спроса и предложения на рынке ценных бумаг.

Корпоративные облигации в большинстве промышленно развитых странах выпускаются на различные сроки, которые дифференцируются по странам:

o Краткосрочные – от 1 года до 5 лет

o Среднесрочные – от 5 до 10-12 лет

o Долгосрочные – свыше 10-12 лет.

Эмиссия облигаций может быть обеспеченной и необеспеченной. Обеспечением эмиссии обычно служат земля, здания, оборудование и, в некоторых случаях, имеющиеся у эмитента ценные бумаги других компаний. Выпускаются также облигации, не имеющие специального обеспечения, основанные лишь на доверии к эмитенту. В ряде случаев эмиссия облигаций осуществляется при условии образования выкупного фонда. Наиболее часто образование выкупного фонда встречается при эмиссии необеспеченных облигаций корпораций, которые обязуются ежегодно откладывать определенную сумму для погашения эмиссии. Выкуп таких облигаций может начаться до истечения срока обращения и тогда используются средства указанного фонда. Наличие выкупного фонда значительно повышает надежность облигаций и их ликвидность.

Виды облигаций, их сроки и доходность в значительной степени обусловлены отраслевым подходом. Компании и корпорации обрабатывающей промышленности эмитируют облигации на меньшие сроки, чем добывающие отрасли. Последние выпускают облигации на 20 и более лет, так как их деятельность связана с большими объемами вложений и длительными сроками окупаемости.

Весьма широкое распространение в западных странах получили так называемые ипотечные облигации (morigage bonds), обеспеченные недвижимостью. В договоре о выпуске таких облигаций оговаривается первоочередное право удержания имущества на всю недвижимость эмитента, кроме того, в не6м содержится право на собственность, которая приобретена впоследствии. Облигации, обеспеченные закладными под недвижимость, могут иметь фонды погашения.

Некоторыми корпорациями эмитируются облигации, которые дают право их владельцам конвертировать их в акции компании эмитента по условиям выпуска в любое время или в означенный период. Эмитент конвертируемых облигаций стремится таким путем привлечь ресурсы под более низкую процентную ставку, а инвестор рассчитывает получить выигрыш от конверсии своих облигаций в акции, если их рыночная цена будет выше цены конверсии.

По условиям выпуска конверсия может осуществляться в акции какой-либо другой компании. Чаще всего облигации обмениваются по желанию владельца на обыкновенные акции. Конверсия может быть и вынужденной в том случае, когда эмитент конвертируемых облигаций объявляет об их досрочном погашении или отзыве из обращения.

Облигации также различаются по качеству и надежности, от которых зависит их продажа на рынке ценных бумаг. Рейтинг облигации определяет вероятность возврата основной суммы зама и выплаты процентов заемщиком. Подобная информация публикуется независимыми организациями, наиболее известными из которых являются агентства «Standard & Poor`s» и «Moody`s». Эти агентства используют систему буквенных обозначений при оценке надежности ценных бумаг. Агентство «Standard & Poor`s» в ходе определения рейтинга облигаций промышленных заемщиков учитывает:

- Доходы эмитента (прошлых периодов, текущие и перспективы прибыльности)

- Репутацию производимой продукции

- Характер отрасли

- Качество управления компанией

Кроме того, анализируются обеспеченность облигаций основным капиталом, чистыми ликвидными активами, достаточность собственного капитала.

Оценку надежности облигаций агентство «Standard & Poor`s» производит, используя систему буквенных обозначений, по шкале убывающего качества на основе первых четырех букв латинского алфавита в комбинациях по три буквы: AAA, AA, A; BBB, BB, B и так далее до D включительно. Такой системой символов при оценке качества ценных бумаг пользуются и другие агентства. Самый высокий рейтинг имеют облигации, обозначенные тремя A (Triple-A). В отношении облигаций данной группы существует единодушная оценка – это облигации высшего инвестиционного уровня, обладающие максимальной надежностью. Сюда относятся «золотообрезные» облигации компаний, проверенных временем. Однако доходность их невысока.

Облигации группы В привлекают инвесторов, которые готовы пойти на определенный риск в надежде на получение более высокой доходности. Для таких облигаций характерна некоторая неопределенность в возрасте основного долга, выплаты причитающихся процентов, стабильности курса.

Группы С и D объединяют облигации с очень большой неопределенностью в отношении основной суммы долга (ее возврата) и процентных выплат. Индекс D присваивается облигациям с низким рейтингом, которые получили название «бросовых» или «мусорных». Они действительно приносят большие доходы, которые компенсируют инвесторам высокий уровень риска.

Основные эмитенты облигаций – промышленные, транспортные и торговые корпорации, а основные инвесторы – страховые компании (преимущественно компании страхования жизни), инвестиционные компании открытого и закрытого типа, частные пенсионные фонды, а также коммерческие банки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: