Уличный рынок ценных бумаг и его характеристика

 

В западных странах кроме первичного и вторичного (биржевого) рынков ценных бумаг существует также внебиржевой рынок, который носит название «рынок через прилавок». Это объясняется рядом обстоятельств и причин, действующих на рынке ценных бумаг: определенные ограничения по приему акций к котировке на фондовой бирже высокими комиссиями и требованиями, монополизацией членства на бирже.

Внебиржевой рынок носит как организованный, так и неорганизованный характер. При организованном обороте действуют саморегулирующие органы- посредники (брокеры). Ведущую роль на внебиржевом рынке («через прилавок») выполняют биржевые брокеры.

Некоторые особенности имеют внебиржевые рынки в США, Японии и ряде западных стран. Так, в США в 1971 г. ограниченное количество дилеров по проведению операций с акциями молодых компаний, жесткие требования и высокая стоимость биржевых котировок привели к организации Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (НАСДАК), насчитывающей в своем составе более 3 тыс. дилеров, 500 брокеров и большое количество инвестиционных банков и банкирских домов. Главная задача этой ассоциации – обслуживание оборота ценных бумаг, которые не попадают на фондовые биржи США. Как правило, сделки в этой системе организуются и осуществляются между крупными институциональными инвесторами и ведутся на оптовой основе. Особенность того внебиржевого рынка в том, что сделки производятся через электронные терминалы, скорость которых выше, чем на фондовых биржах. Многие крупные корпорации США несмотря на участие в котировке фондовых бирж широко используют и этот внебиржевой рынок.

Первоначально Национальная ассоциация дилеров ценных бумаг (NASD Inc.) была зарегистрирована Комиссией по ценным бумагам и обмену 20 июля 1939 г. Далее были приняты изменения в Уставе и Правилах Ассоциации. NASD не стала организацией, навязанной банками и рынком ценных бумаг или Комиссией по ценным бумагам и биржам. Привилегия саморегулирования уличного рынка исходила от рынка ценных бумаг.

Для расширения уличного рынка NASD была преобразована в NASDAQ (NASD`s Automated Quotation System – НАСДАК) в феврале 1971 г. Это компьютеризованная коммуникационная система, в которой собираются и хранятся котировки, поученные от национальной сети дилеров, ведущих свою деятельность на биржах, соответствующих условиям работы в системе. Котировки электронным способом передаются из компьютерного центра на специально сконструированные ТВ-экраны, расположенные в брокерских фирмах по всей стране.

Система НАСДАК имеет три уровня:

· Уровень I – для зарегистрированных официальных представителей и их клиентов.

· Терминалы уровня II соединяют market makers и отличаются от оборудования уровня II наличием дополнительных ключей на клавиатуре, с помощью которых возможно вводить, изменять или обновлять котировки в системе НАСДАК.

Ассоциация поддерживает тесные отношения с Нью-Йоркской фондовой биржей, Американской фондовой биржей, Ассоциацией промышленных ценных бумаг, Институтом компаний-инвесторов и прочими группами фирм.

В Японии, например, такая автоматизированная система внебиржевого оборота начала действовать в 1984 г., в Канаде (Торонто) – в 1985, в Сингапуре – в 1987 г. Аналогичные процессы по развитию и совершенствованию внебиржевого оборота, т.е. рынка «через прилавок», происходили в 80-х гг. в странах Западной Европы. Особое место здесь принадлежит едином внебиржевому рынку в рамках общей интеграции рынков ценных бумаг в ЕЭС в связи с дальнейшим объединением в области кредита, валюты и финансовой системы. В настоящее время в некоторых странах внебиржевые рынки по объему своих операций зачастую приближаются к фондовым биржам.

Рассматривая развитие торговли «через прилавок» в западных странах, следует подчеркнуть дальнейшую либерализацию рынка ценных бумаг в целом. Выделение внебиржевого рынка означает создание нового канала финансирования средних и мелких компаний и предприятий через рынок ценных бумаг. Действительно, многие компании на Западе, в основном средние и мелкие нуждаются в денежных фондах для развития своей деятельности, но первичный и вторичный (биржевой) рынки в силу дороговизны и жесткости условий не позволяют им реализовать свои ценные бумаг. Поэтому рынок «через прилавок» служит своеобразным спасательным средством как источник финансирования таких компаний. Кроме того, он также служит дополнительным источником получения средств для крупных компаний, которые, не сумев перепродать акции на бирже, сбрасывают и продают их на рынке «через прилавок».

Особо следует подчеркнуть следующую особенность уличного рынка. Созданный в начале 70-х гг. для малых и средних компаний, не способных организовать свои акции на первичном и биржевом рынках, уличный рынок 90-х гг. все больше превращался в рынок для крупных компаний, несущих так называемые «высокие» технологии. Это, как правило, компании, реализующие компьютерные, телекоммуникационные и информационные программы, которые в целях экономии издержек стали размещать большое количество акций на уличном рынке.

Высокий спрос на их продукцию обеспечил высокий рыночный курс их акций, что привело к определенному буму их продажи на уличном рынке среди инвесторов: как юридических, так и физических лиц. Все это существенно подняло значение уличных рынков. При этом значение уличного рынка НАСДАК превратился в один из ведущих биржевых индексов наравне с индексами Доу-Джонса и «Standard & Poor`s». При этом первый показывал постоянный рост. Необходимо также отметить, что рыночный курс акций многих компаний компьютерно-информационных технологий подвергся меньшим колебаниям при биржевых потрясениях 90-х гг., в частности в результате Азиатского финансового кризиса.

Не оказали серьезного воздействия на них и теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. В то же время длительное завышение курсов акций этих компаний закончилось их падением в 2000-2001 гг., что было вызвано ухудшением экономической конъюнктуры в стране.

Таким образом, уличный рынок в ряде западных стран превратился в последнее время в достаточно крупный рынок, который конкурирует как с первичным, так и с вторичным (биржевым) рынками за привлечение эмитентов и инвесторов самых различных масштабов. Уличный рынок более дешев и доступен. Он мобилизовал значительные денежные ресурсы через акции для развития новых передовых компьютерно-информационных технологий, привлек средства населения, вложенные в акции.

Особо интенсивно этот процесс проходил в 90-е годы в США, где новые информационные технологии получили наибольшие приоритеты по сравнению со странами Западной Европы и Японией. Развитию уличного рынка США способствовал так называемый «информационный взрыв».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: