Глава III. Классификация видов памяти

Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Традиционно память разделяют по видам на образную, словесно-логическую, эмоциональную и моторную (двигательную). Основанием разделения памяти на эти виды является предмет отражения.

Образная память. Это память на представления о предметах, явлениях, событиях и их свойствах, данных нам в восприятии и ощущениях. Запоминая первичные образы этих объектов восприятия, мы их преобразуем и превращаем в представления. При вспоминании мы воспроизводим уже эти трансформированные образы-представления. Преобразования заключаются в упрощении, схематизировании, обобщении первичных образов, в стремлении к симметричности форм, преувеличении или преуменьшении отдельных деталей. Итак, на входе у нас сенсорные и перцептивные образы различных воздействующих на наши органы чувств предметов, картин природы, сцен жизни и т. п. В хранилище - представления об этих раздражителях. На выходе, при воспроизведении - реконструкции представлений.

Образная память играет ведущую роль у детей и подростков. У взрослых людей обычно доминирует словесно-логическая память. Преобладание образной памяти над символической у взрослых, как правило, вызвано родом их профессиональных занятий (например, «творческие профессии») и условиями их деятельности (например, близость к природе).

В соответствии с видами восприятий образная память разделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и двигательную.

Смысловая, логическая (словесно-логическая) память. Благодаря накоплению и закреплению той информации, которую дает чувственный опыт, возможен переход ко вторичному опыту – логическому познанию (мышление – вторичный, производный процесс познания). Память сопровождает мыслительный процесс, она и закрепляет, и завершает работу мышления. Поэтому второй вид памяти обычно определяется как смысловая, или логическая память, а так как запоминаемый материал обычно представлен в слове (понятии), то ее еще называют словесно-логическая.

Эмоциональная память. Это память на аффективные переживания, она определяет воспроизведение эмоционального состояния при повторном воздействии той же (или сходной) ситуации, при которой данное состояние возникло впервые. Причем это состояние восстанавливается обычно в комплексе с элементами ситуации и нашим отношением к ней.

Считается, что эмоциональная память у человека появляется уже к шестимесячному возрасту. На ней основываются осторожность, симпатии, антипатии, первичное чувство узнавания (свое - чужое). Зачастую эмоциональная память оказывается сильнее других видов памяти. Так, от давно прошедших и уже основательно забытых событий, книг, спектаклей, кинофильмов у нас остаются только чувства, впечатления. Детально мы их представить не можем.

Моторная (двигательная) память. Является компонентом любых наших движений и действий. На ее основе мы формируем двигательные навыки: пишем, рисуем, пользуемся столовыми приборами и т.п. Эта память не уступает образной по сохранности запомненного действия.

Предложенная выше традиционная классификация видов памяти подвергается коррекции со стороны многих ученых. За последние несколько десятков лет были выделены и описаны несколько новых видов памяти. Среди них можно выделить автобиографическую память и метапамять.

Автобиографическая память представляет собой целый мыслительный набор сцен, категорий и пр., имеющих личное отношение к индивиду. Было обнаружено, что человек может припомнить собственные переживания, принимая позицию стороннего наблюдателя или помещая себя внутрь сцены, участником которой он является. Содержание припоминания как бы дается с разных точек зрения: в первом случае человек как бы «парúт» над сценой, во втором – находится в ней. Сам термин автобиографической памяти ввел психолог Д.Робинсон в 1976 году. Что касается метапамяти, то это понятие было введено У.Шнейдером, как знание о процессах, относящихся к памяти. Метапамятью называют память человека о своей памяти. Исследователи обнаружили, что с возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и, особенно, об условиях их применения.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Заключение

Делая вывод по этой теме, можно выделить главное это то, что человеческая память- это не просто какая-то единая функция. В ней участвуют множество различных процессов. Вот, например, П. Линдсей и Д. Норман считают, что существует три различных типа памяти, или три ее системы, первая – как непосредственный отпечаток сенсорной информации, вторая – кратковременная память, и наконец третья – долговременная память. Также по мимо зарубежных психологов, большой вклад внесли отечественные психологи. Например, Л. С. Выготский выдающийся отечественный психолог, который в конце 20-го века впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связались с процессами мышления, были существенно доказаны отечественными исследователями, которые обратили внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала, который происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания. Именно исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделяли основные приемы запоминания сложного материала.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

Вот что я могу рассказать об особенностях памяти, ее характеристике и видах.

 

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980г.- 480стр.

2. В.В. Никандров. Психология, введение в психологию, Глава 7. Память. 2007.

3. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.

4. Рибо Т. Аффективная память. СПб., 1899.

5. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб., 2001.

6. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988

7. Касаткин В. Н. Теория сновидений. М., 1967.

8. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. М., 1968

9. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории познания. СПб., 2003. С. 204

10. Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1911.

11.  Никандров В. В. Метод моделирования в психологии. СПб., 2003.

12. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.

13.  Никандров В. В. О терминологической проблеме в исследованиях опознавательных процессов // Вестник ЛГУ. 1987. № 13. Вып. 2. С. 5461.

14.  Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974. С. 2122

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: