Тема 4. Система бухгалтерских счетов, двойная запись Сущность бухгалтерских счетов. Их строение и назначение

 

В хозяйственной деятельности средства не остаются в одном и том же состоянии, они постоянно находятся в движении и подвергаются изменениям под влиянием фактов хозяйственной деятельности предприятия.

Каждый факт хозяйственной деятельности попадает в сферу бухгалтерского учета через бухгалтерские счета.

Счет – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций. Это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.

По внешнему виду счет представляет собой Т-образную модель (двухстороннюю таблицу), состоящую из двух частей. Счет имеет название, которое совпадает с названием объекта учета и шифр. Левая сторона счета носит название дебет (Д-т), правая – кредит (К-т).

На начало отчетного периода необходимо показывать начальный остаток по счету – сальдо (С). Оно отражает факт наличия хозяйственных средств и их источников на определенную отчетную дату.

 

Структура счета

Дебет Кредит
Сальдо начальное (записываются показатели актива) Сальдо начальное (записываются показатели пассива)
Дебетовый оборот Кредитовый оборот
Сальдо конечное (если оно больше кредитовой суммы) Сальдо конечное (если оно больше дебетовой суммы)

 

Счета открывают в разрезе статей баланса, в соответствии с этим все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.

Активным называется бухгалтерский счет, на котором учитывается движение и состояние активов предприятия в денежной оценке. Сальдо в активном счете может быть только дебетовым. Хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, должны отражаться тоже по дебету; уменьшающие сальдо, – по кредиту.

Пассивным называется бухгалтерский счет, на котором учитывается движение и состояние пассивов предприятия в денежной оценке. Сальдо в пассивном счете может быть только кредитовым. Поэтому хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, должны отражаться тоже по кредиту; уменьшающие сальдо, – по дебету.

Рассмотрим две схемы записей на счетах.

1. Схема активного счета:

 

Счет (наименование объекта учета)

Дебет Кредит
Сальдо на начало периода

Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо)

Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо)
Сальдо на конец периода

 

Ск = Сн + Обд – Обк,

 

где Ск – сальдо конечное;

Сн – сальдо начальное;

Обд – оборот по дебету;

Обк – оборот по кредиту.

Рассмотрим наглядно схему записей на активном бухгалтерском счете.

Пример.В качестве примера возьмем один рабочий день условного предприятия. Активный счет – «Касса». Остаток денежных средств в кассе ЗАО «Сфера» на начало дня – 1500 руб.

Для записи хозяйственных фактов на счетах указываются их порядковый номер, дата и сумма.

1. Оприходование наличных денежных средств, полученных с расчетного счета, – 30000 руб.

2. Поступление наличных денежных средств от ООО «Темп» за выполненные работы в окончательный расчет – 4500 руб.

3. Выдана из кассы заработная плата – 25000 руб.

4. Возврат работником неиспользованной подотчетной суммы – 90 руб.

5. Сдана на расчетный счет организации выручка – 4500 руб.

6. Оформлена операция по возмещению расходов работника на покупку инструмента – 1100 руб.

7. Выдача наличных денег из кассы на командировочные расходы сотруднику – 3000 руб.

Рассчитаем обороты по дебету и кредиту счета «Касса». Определяем сальдо на конец операционного дня, используя формулу:

 

Ск = Сн + Обд – Обк.

 

50 «Касса»

Дебет Кредит
Сальдо на начало периода – 1500 руб.

4) 25000

5) 4500

6) 1100

7) 3000

1) 30000 2) 4500 3) 90
Оборот дебетовый – 34590 Оборот кредитовый – 33600
Сальдо на конец периода – 2490 руб.  

 

2. Схема пассивного счета:

Счет (наименование объекта учета)

Дебет Кредит

Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо)

Сальдо на начало периода
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо)
  Сальдо на конец периода

 

Ск = Сн + Обк – Обд,

 

Рассмотрим наглядно схему записей на пассивном бухгалтерском счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Пример. На начало месяца предприятие имеет задолженность поставщикам 10000 руб. В течение месяца отражены следующие операции:

1. Погашена задолженность поставщикам – 4000 руб.

2. Получены основные средства от поставщиков – 27000 руб.

3. Оплачен счет за основные средства – 27000 руб.

4. Погашена полностью задолженность поставщикам – 6000 руб.

5. Получены материалы от поставщика – 2000 руб.

 

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет Кредит

1) 4000

3) 27000

4) 6000

Сальдо на начало периода – 10000
2) 27000 5) 2000
Оборот дебетовый – 37000 Оборот кредитовый – 29000
  Сальдо на конец периода – 2000

 

Различают еще активно-пассивные счета. Их перечень определяет две группы счетов:

Ÿ финансовых результатов;

Ÿ счета расчетов.

Финансовый результат не является стабильным, поэтому, когда имеет место прибыль, ее формирование должно отражаться по кредиту счета «Прибыли и убытки», так как это источник собственных средств. В этом отношении это счет пассивный: увеличение учитываемого объекта показывается по кредиту. Если предприятие имеет убыток, то его сумма должна быть записана по дебету счета как результат нерационального использования хозяйственных средств. В этом случае счет «Прибыли и убытки» несет в себе признаки активного счета.

В группе счетов расчетов природа отношения к балансу может быть:

– четко определена. На таких счетах одновременно может быть два остатка: один по дебету, другой по кредиту. Например, сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» объединяет, по сути, два счета «Расчеты с дебиторами» (активный) и «Расчеты с кредиторами» (пассивный);

– четко не определена. На таких счетах остаток может быть как дебетовый, так и кредитовый, в зависимости от того, кто кому должен («плавающее» сальдо). Следовательно, природа счета определенно не обозначена. Например, сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

3. Схема активно-пассивного счета:

 

Счет (наименование объекта учета)

Дебет Кредит
Остаток дебиторской задолженности на начало периода Остаток кредиторской задолженности на начало периода
Увеличение дебиторской задолженности (+) Уменьшение кредиторской задолженности (–) Увеличение кредиторской задолженности (+) Уменьшение дебиторской задолженности (–)
Сумма всех операций за месяц Сумма всех операций за месяц
Остаток дебиторской задолженности на конец периода Остаток кредиторской задолженности на конец периода

 

Скд = Снд + увеличение дебиторской задолженности (Д-т) – уменьшение дебиторской задолженности (К-т).

Скк = Снк + увеличение кредиторской задолженности (К-т) – уменьшение кредиторской задолженности (Д-т).

 

Пример. Рассмотрим наглядно схему записей на активно-пассивном бухгалтерском сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

На начало месяца подотчетное лицо И.И. Иванов имеет задолженность предприятию 300 руб. (дебиторская задолженность). В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с подотчетными лицами:

1. Иванов вернул подотчетные деньги в кассу предприятия – 300 руб.

2. Директор С.Т. Моргунов получил деньги на командировочные расходы – 2800 руб.

3. М.Д. Сидорову выданы деньги на хозяйственные расходы – 500 руб.

4. Директор С.Т. Моргунов предоставил авансовый отчет о командировке на сумму – 2650 руб.

5. М.Д. Сидоров предоставил счет о покупке канцтоваров на сумму – 570 руб.

6. Директор С.Т. Моргунов вернул неиспользованные командировочные деньги в кассу предприятия – 150 руб.

 

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Дебет Кредит
Сальдо на начало периода – 300 руб.

1) 300

4) 2650

5) 570

6) 150

2) 2800 3) 500  
Оборот дебетовый – 3300 Оборот кредитовый – 3670
  Сальдо на конец периода – 70 руб.

 

Так как хозяйственные средства, находящиеся в собственности предприятия, имеют двойственный характер (по размещению и источникам формирования), то и бухгалтерские счета, на которых учитываются активы и пассивы, автоматически приобретают двойственный характер. В связи с этим любой хозяйственный факт затрагивает два объекта учета, значит, и два счета.

Двойственное отражение заключается в том, что одна и та же операция должна быть записана по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойная запись позволяет легко проверить точность бухгалтерских записей.

Правило двойной записи на бухгалтерских счетах хозяйственных операций может быть проиллюстрировано исходя из балансового уравнения:

 

Активы = Капитал+Обязательства

Следует помнить, что в каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.

Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи, принято называть корреспондирующими счетами. Связь между счетами называют корреспонденцией счетов.

Запись, затрагивающая дебет одного и кредит другого счета (корреспондируют только два счета), называется простой корреспонденцией.

Пример. Поступили и оприходованы материалы на склад от поставщиков на сумму 12000 руб. Д-т сч. «Материалы», К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Запись, затрагивающая дебет одного и кредит нескольких счетов, и наоборот кредит одного счета и дебет нескольких счетов, называется сложной корреспонденцией.

Пример. Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности 15000 руб., в том числе: поставщикам за материалы – 5000 руб.; в бюджет налоги – 5000 руб.; получено в кассу – 8000 руб.

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 5000 руб.

Д-т сч. «Расчеты по налогам и сборам» – 2000 руб.

Д-т сч. «Касса» – 8000 руб.

К-т сч. «Расчетные счета» – 15000 руб.

Саму запись хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета на основании оправдательного документа принято называть бухгалтерской проводкой.

Прежде чем составить корреспонденцию счетов по каждому хозяйственному факту и записать ее посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо выполнить следующие четыре процедуры:

1. По содержанию хозяйственного факта определяют, какие объекты бухгалтерского учета вовлечены в кругооборот. Например, поступили денежные средства в кассу с расчетного счета, т.е. вовлечены денежные средства в кассе и на расчетном счете.

2. Затем определяют соответствующие корреспондирующие счета. В нашем случае необходимы счета «Касса» и «Расчетные счета» (оба счета активные).

3. Далее определяют тип хозяйственного факта, т.е. отвечают на вопрос: что произошло в результате операции? Денежные средства в кассу поступили (+), а с расчетного счета выбыли (–).

4. И наконец, определяют корреспонденцию счетов и составляют бухгалтерскую проводку Д-т сч. 50 «Касса» К-т сч. 51 «Расчетные счета».

Четырем типам фактов хозяйственной жизни (как рассматривалось при изучении объектов бухгалтерского учета) соответствует четыре типа корреспонденций счетов (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1 Четыре типа корреспонденций счетов

Типы изменений

Изменения в составе

активов

капитала и обязательств

№ п/п

Характеристика

дебет кредит дебет кредит
+ +
1 Факты хозяйственной жизни, меняющие состав средств предприятия. Например, «Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы» Сч. «Касса» Сч. «Расчетные счета»    
2 Факты хозяйственной жизни, меняющие состав источников предприятия. Например, «Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц»     Сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда Сч. «Расчеты по налогам и сборам»
3 Факты хозяйственной жизни, меняющие объем средств и источников в сторону увеличения. Например, «Получены материалы от поставщика» Сч. «Материалы»     Сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
4 Факты хозяйственной жизни, меняющие объем средств и источников в сторону уменьшения. Например, «Выдана из кассы зарплата работникам»   Сч. «Касса» Сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: