В хозяйственной деятельности средства не остаются в одном и том же состоянии, они постоянно находятся в движении и подвергаются изменениям под влиянием фактов хозяйственной деятельности предприятия.
Каждый факт хозяйственной деятельности попадает в сферу бухгалтерского учета через бухгалтерские счета.
Счет – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций. Это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.
По внешнему виду счет представляет собой Т-образную модель (двухстороннюю таблицу), состоящую из двух частей. Счет имеет название, которое совпадает с названием объекта учета и шифр. Левая сторона счета носит название дебет (Д-т), правая – кредит (К-т).
На начало отчетного периода необходимо показывать начальный остаток по счету – сальдо (С). Оно отражает факт наличия хозяйственных средств и их источников на определенную отчетную дату.
Структура счета
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное (записываются показатели актива) | Сальдо начальное (записываются показатели пассива) |
Дебетовый оборот | Кредитовый оборот |
Сальдо конечное (если оно больше кредитовой суммы) | Сальдо конечное (если оно больше дебетовой суммы) |
Счета открывают в разрезе статей баланса, в соответствии с этим все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.
Активным называется бухгалтерский счет, на котором учитывается движение и состояние активов предприятия в денежной оценке. Сальдо в активном счете может быть только дебетовым. Хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, должны отражаться тоже по дебету; уменьшающие сальдо, – по кредиту.
Пассивным называется бухгалтерский счет, на котором учитывается движение и состояние пассивов предприятия в денежной оценке. Сальдо в пассивном счете может быть только кредитовым. Поэтому хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, должны отражаться тоже по кредиту; уменьшающие сальдо, – по дебету.
Рассмотрим две схемы записей на счетах.
1. Схема активного счета:
Счет (наименование объекта учета)
Дебет | Кредит |
Сальдо на начало периода | Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо) |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо) | |
Сальдо на конец периода |
Ск = Сн + Обд – Обк,
где Ск – сальдо конечное;
Сн – сальдо начальное;
Обд – оборот по дебету;
Обк – оборот по кредиту.
Рассмотрим наглядно схему записей на активном бухгалтерском счете.
Пример.В качестве примера возьмем один рабочий день условного предприятия. Активный счет – «Касса». Остаток денежных средств в кассе ЗАО «Сфера» на начало дня – 1500 руб.
Для записи хозяйственных фактов на счетах указываются их порядковый номер, дата и сумма.
1. Оприходование наличных денежных средств, полученных с расчетного счета, – 30000 руб.
2. Поступление наличных денежных средств от ООО «Темп» за выполненные работы в окончательный расчет – 4500 руб.
3. Выдана из кассы заработная плата – 25000 руб.
4. Возврат работником неиспользованной подотчетной суммы – 90 руб.
5. Сдана на расчетный счет организации выручка – 4500 руб.
6. Оформлена операция по возмещению расходов работника на покупку инструмента – 1100 руб.
7. Выдача наличных денег из кассы на командировочные расходы сотруднику – 3000 руб.
Рассчитаем обороты по дебету и кредиту счета «Касса». Определяем сальдо на конец операционного дня, используя формулу:
Ск = Сн + Обд – Обк.
50 «Касса»
Дебет | Кредит |
Сальдо на начало периода – 1500 руб. | 4) 25000 5) 4500 6) 1100 7) 3000 |
1) 30000 2) 4500 3) 90 | |
Оборот дебетовый – 34590 | Оборот кредитовый – 33600 |
Сальдо на конец периода – 2490 руб. |
2. Схема пассивного счета:
Счет (наименование объекта учета)
Дебет | Кредит |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо) | Сальдо на начало периода |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо) | |
Сальдо на конец периода |
Ск = Сн + Обк – Обд,
Рассмотрим наглядно схему записей на пассивном бухгалтерском счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Пример. На начало месяца предприятие имеет задолженность поставщикам 10000 руб. В течение месяца отражены следующие операции:
1. Погашена задолженность поставщикам – 4000 руб.
2. Получены основные средства от поставщиков – 27000 руб.
3. Оплачен счет за основные средства – 27000 руб.
4. Погашена полностью задолженность поставщикам – 6000 руб.
5. Получены материалы от поставщика – 2000 руб.
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет | Кредит |
1) 4000 3) 27000 4) 6000 | Сальдо на начало периода – 10000 |
2) 27000 5) 2000 | |
Оборот дебетовый – 37000 | Оборот кредитовый – 29000 |
Сальдо на конец периода – 2000 |
Различают еще активно-пассивные счета. Их перечень определяет две группы счетов:
финансовых результатов;
счета расчетов.
Финансовый результат не является стабильным, поэтому, когда имеет место прибыль, ее формирование должно отражаться по кредиту счета «Прибыли и убытки», так как это источник собственных средств. В этом отношении это счет пассивный: увеличение учитываемого объекта показывается по кредиту. Если предприятие имеет убыток, то его сумма должна быть записана по дебету счета как результат нерационального использования хозяйственных средств. В этом случае счет «Прибыли и убытки» несет в себе признаки активного счета.
В группе счетов расчетов природа отношения к балансу может быть:
– четко определена. На таких счетах одновременно может быть два остатка: один по дебету, другой по кредиту. Например, сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» объединяет, по сути, два счета «Расчеты с дебиторами» (активный) и «Расчеты с кредиторами» (пассивный);
– четко не определена. На таких счетах остаток может быть как дебетовый, так и кредитовый, в зависимости от того, кто кому должен («плавающее» сальдо). Следовательно, природа счета определенно не обозначена. Например, сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
3. Схема активно-пассивного счета:
Счет (наименование объекта учета)
Дебет | Кредит |
Остаток дебиторской задолженности на начало периода | Остаток кредиторской задолженности на начало периода |
Увеличение дебиторской задолженности (+) Уменьшение кредиторской задолженности (–) | Увеличение кредиторской задолженности (+) Уменьшение дебиторской задолженности (–) |
Сумма всех операций за месяц | Сумма всех операций за месяц |
Остаток дебиторской задолженности на конец периода | Остаток кредиторской задолженности на конец периода |
Скд = Снд + увеличение дебиторской задолженности (Д-т) – уменьшение дебиторской задолженности (К-т).
Скк = Снк + увеличение кредиторской задолженности (К-т) – уменьшение кредиторской задолженности (Д-т).
Пример. Рассмотрим наглядно схему записей на активно-пассивном бухгалтерском сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
На начало месяца подотчетное лицо И.И. Иванов имеет задолженность предприятию 300 руб. (дебиторская задолженность). В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с подотчетными лицами:
1. Иванов вернул подотчетные деньги в кассу предприятия – 300 руб.
2. Директор С.Т. Моргунов получил деньги на командировочные расходы – 2800 руб.
3. М.Д. Сидорову выданы деньги на хозяйственные расходы – 500 руб.
4. Директор С.Т. Моргунов предоставил авансовый отчет о командировке на сумму – 2650 руб.
5. М.Д. Сидоров предоставил счет о покупке канцтоваров на сумму – 570 руб.
6. Директор С.Т. Моргунов вернул неиспользованные командировочные деньги в кассу предприятия – 150 руб.
71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Дебет | Кредит |
Сальдо на начало периода – 300 руб. | 1) 300 4) 2650 5) 570 6) 150 |
2) 2800 3) 500 | |
Оборот дебетовый – 3300 | Оборот кредитовый – 3670 |
Сальдо на конец периода – 70 руб. |
Так как хозяйственные средства, находящиеся в собственности предприятия, имеют двойственный характер (по размещению и источникам формирования), то и бухгалтерские счета, на которых учитываются активы и пассивы, автоматически приобретают двойственный характер. В связи с этим любой хозяйственный факт затрагивает два объекта учета, значит, и два счета.
Двойственное отражение заключается в том, что одна и та же операция должна быть записана по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойная запись позволяет легко проверить точность бухгалтерских записей.
Правило двойной записи на бухгалтерских счетах хозяйственных операций может быть проиллюстрировано исходя из балансового уравнения:
Активы = Капитал+Обязательства
Следует помнить, что в каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.
Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи, принято называть корреспондирующими счетами. Связь между счетами называют корреспонденцией счетов.
Запись, затрагивающая дебет одного и кредит другого счета (корреспондируют только два счета), называется простой корреспонденцией.
Пример. Поступили и оприходованы материалы на склад от поставщиков на сумму 12000 руб. Д-т сч. «Материалы», К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Запись, затрагивающая дебет одного и кредит нескольких счетов, и наоборот кредит одного счета и дебет нескольких счетов, называется сложной корреспонденцией.
Пример. Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности 15000 руб., в том числе: поставщикам за материалы – 5000 руб.; в бюджет налоги – 5000 руб.; получено в кассу – 8000 руб.
Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 5000 руб.
Д-т сч. «Расчеты по налогам и сборам» – 2000 руб.
Д-т сч. «Касса» – 8000 руб.
К-т сч. «Расчетные счета» – 15000 руб.
Саму запись хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета на основании оправдательного документа принято называть бухгалтерской проводкой.
Прежде чем составить корреспонденцию счетов по каждому хозяйственному факту и записать ее посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо выполнить следующие четыре процедуры:
1. По содержанию хозяйственного факта определяют, какие объекты бухгалтерского учета вовлечены в кругооборот. Например, поступили денежные средства в кассу с расчетного счета, т.е. вовлечены денежные средства в кассе и на расчетном счете.
2. Затем определяют соответствующие корреспондирующие счета. В нашем случае необходимы счета «Касса» и «Расчетные счета» (оба счета активные).
3. Далее определяют тип хозяйственного факта, т.е. отвечают на вопрос: что произошло в результате операции? Денежные средства в кассу поступили (+), а с расчетного счета выбыли (–).
4. И наконец, определяют корреспонденцию счетов и составляют бухгалтерскую проводку Д-т сч. 50 «Касса» К-т сч. 51 «Расчетные счета».
Четырем типам фактов хозяйственной жизни (как рассматривалось при изучении объектов бухгалтерского учета) соответствует четыре типа корреспонденций счетов (табл. 5.1).
Таблица 5.1 Четыре типа корреспонденций счетов
Типы изменений | Изменения в составе | ||||
активов | капитала и обязательств | ||||
№ п/п | Характеристика | дебет | кредит | дебет | кредит |
+ | – | – | + | ||
1 | Факты хозяйственной жизни, меняющие состав средств предприятия. Например, «Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы» | Сч. «Касса» | Сч. «Расчетные счета» | ||
2 | Факты хозяйственной жизни, меняющие состав источников предприятия. Например, «Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц» | Сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда | Сч. «Расчеты по налогам и сборам» | ||
3 | Факты хозяйственной жизни, меняющие объем средств и источников в сторону увеличения. Например, «Получены материалы от поставщика» | Сч. «Материалы» | Сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | ||
4 | Факты хозяйственной жизни, меняющие объем средств и источников в сторону уменьшения. Например, «Выдана из кассы зарплата работникам» | Сч. «Касса» | Сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда |