Как уже отмечалось, на последнем этапе учетного процесса информация о хозяйствующем субъекте должна быть представлена пользователям в компактной форме, удобной для восприятия людьми, принимающими управленческие решения.
Представление отчетности пользователям – завершающий этап бухгалтерской процедуры, поскольку целью учета является обеспечение пользователей полезной информацией.
Бухгалтерская отчетность – это система учетных показателей, отражающих хозяйственную деятельность фирмы за определенный период.
Бухгалтерская отчетность регламентируется государственными органами. Ее отличают сопоставимость показателей, правдивость и точность, простота и ясность, доступность, обязательность формы и сроков представления, экономичность составления.
В зависимости от назначения различают следующие виды отчетности (табл. 7.1).
Таблица 7.1 Виды бухгалтерской отчетности
Назначение | Виды отчетности |
По содержанию | Бухгалтерская, статистическая, налоговая, оперативная |
По пользователям отчетности | Внешняя, представляется вышестоящим и контролирующим органам Внутренняя, используемая для внутреннего управления |
По срокам представления | Текущая – месячная, квартальная, носит название промежуточной Годовая – заключительная |
По кругу охватываемых субъектов | Первичная – одного субъекта Сводная – нескольких субъектов |
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организации включает:
бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации;
пояснительную записку.
Формы бухгалтерской отчетности организации, а также указания о порядке их заполнения рекомендованы Министерством финансов РФ.
Годовая бухгалтерская отчетность включает следующие формы:
бухгалтерский баланс (ф. № 1);
отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
отчет об изменениях капитала (ф. № 3);
отчет о движении денежных средств (ф. № 4);
приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);
отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6) (для некоммерческой организации);
пояснительная записка;
итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский баланс – это элемент метода бухгалтерского учета, представляющий экономическую группировку имущества по составу и размещению и источникам его формирования на определенную отчетную дату.
Баланс построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств (объектов учета). Он состоит из двух частей: в одной отражаются средства по составу и размещению – актив (от лат. activus – действенный) (средства труда, предметы труда, продукты труда, средства в производстве и обороте, средства в расчетах – дебиторская задолженность и пр.), а в другой – по источникам формирования – пассив (от лат. passivus – пассивный) (собственный капитал, заемный капитал, обязательства организации – кредиторская задолженность).
Основным элементом бухгалтерского баланса является статья. Это показатель (строка) того или иного актива и пассива баланса, характеризующий стоимость отдельных видов имущества, источников его формирования, обязательств предприятия.
Балансовые статьи объединяются в однородные группы, а группы – в разделы в соответствии с экономическим содержанием. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.
Структура бухгалтерского баланса представлена в табл. 7.2.
Таблица 7.2 Структура бухгалтерского баланса
АКТИВ | ПАССИВ |
I. Внеоборотные активы | III. Капитал и резервы |
Нематериальные активы | Уставный капитал |
Основные средства | Собственные акции, выкупленные у акционеров |
Незавершенное строительство | Добавочный капитал |
Долгосрочные финансовые вложения | Резервный капитал |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |
II. Оборотные активы | IV. Долгосрочные обязательства |
Запасы | Займы и кредиты |
В том числе: | Прочие долгосрочные обязательства |
сырье и материалы | V. Краткосрочные обязательства |
затраты в незавершенном производстве | Займы и кредиты |
готовая продукция и товары | Кредиторская задолженность |
товары отгруженные | В том числе: поставщики и подрядчики |
расходы будущих периодов | задолженность перед персоналом организации |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
Дебиторская задолженность В том числе: | задолженность по налогам и сборам |
покупатели и заказчики | прочие кредиторы |
Краткосрочные финансовые вложения | Доходы будущих периодов |
Денежные средства | Резервы предстоящих расходов |
Прочие краткосрочные обязательства | |
БАЛАНС | БАЛАНС |
На основании информации, содержащейся в балансе, можно перечислить основные целевые функции, которые выполняет бухгалтерский баланс в хозяйственной жизни организации:
знакомит пользователей с имущественным состоянием;
по данным баланса определяют платежеспособность предприятия;
позволяет оценить деятельность руководства предприятия.
В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов:
1. По времени составления различают:
– вступительные – составляются на момент образования организации. Они определяют сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность;
– текущие – составляются периодически в течение всего времени существования организации:
а) начальный (входящий) – на начало года;
б) промежуточный – квартальный;
в) заключительный (исходящий) – на конец года;
– санируемые – составляются в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, оказывается закредитованной или когда организации-должники неплатежеспособны, или экономические условия повлияли на снижение темпов оборачиваемости оборотных средств;
– ликвидационные – составляются при ликвидации организации в течение всего периода ликвидации в виде: вступительного ликвидационного баланса, промежуточного ликвидационного баланса и заключительного ликвидационного баланса;
– разделительные – составляются в момент разделения организации на несколько новых более мелких;
– объединительные – составляются при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну.
2. По объему информации:
– единичные – отражают деятельность только одной организации. Составляются на основании текущего учета;
– сводные балансы получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов;
– консолидированный баланс составляет организация, если она имеет дочерние или зависимые общества. Баланс получают также путем механического сложения сумм, числящихся на статьях балансов дочерних (зависимых) обществ, но с корректировкой взаимозачетов (их исключение в целях повторного подсчета).
3. По способу очистки:
– баланс-брутто – это баланс, включающий регулирующие статьи (амортизацию основных средств, нематериальных активов, оценочных резервов);
– баланс-нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется «очисткой».
Отчет о финансовых результатах в России называется Отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2). Он характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Финансовый результат невозможно определить без учета доходов и расходов организации за отчетный период.
По отчету о прибылях и убытках можно наглядно представить, каким образом определяется величина нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль характеризует сумму средств, остающихся в распоряжении предприятия.
В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы в зависимости от характера и направлений деятельности предприятия подразделяются на:
доходы и расходы по обычным видам деятельности (выручка без НДС и других налогов от продажи продукции, работ, услуг, расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции);
операционные доходы и расходы (от реализации основных средств, материалов, ценных бумаг и иного имущества, расходы, связанные с их продажей);
внереализационные доходы и расходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, полученные и оплаченные, полученные безвозмездно средства, возмещение убытков, причиненных организацией и т.д.).
Превышение доходов над расходами дает прибыль организации.
Приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках
Отчет об изменениях капитала (ф. № 3) отражает движение собственного капитала органи-зации (уставного, добавочного, резервного, нераспределенной прибыли, целевого финансирования, а также создаваемых резервов за отчетный год).
Отчет о движении денежных средств (ф. № 4) показывает изменения в финансовом положении организации – движение денежных средств за отчетный год: остаток на начало года, поступления от финансово-хозяйственной деятельности, использование денежных средств и остаток на конец отчетного года.
Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) дает расшифровку некоторых статей баланса, как изменения краткосрочных и долгосрочных кредитовых займов, финансовых вложений по их видам, амортизируемого имущества и т.д.
В пояснительной записке подлежат раскрытию те основные элементы учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации. В ней рекомендуется указать общий доход, чистую прибыль, капитальные вложения; для акционерных обществ, – объявленный дивиденд, количество акций, выпущенных на конец года, анализ платежеспособности, устойчивости финансового состояния, характеристику инвестиционной деятельности в отчетном году и ее перспективы и др.
Составной частью пояснительной записки должна стать аналитическая информация, которая может быть дополнена аналитическими таблицами и алгоритмами расчета тех или иных аналитических показателей.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря текущего года.
Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация обязана составить бухгалтерскую отчетность.