Тема 5. Балансовое обобщение. Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Как уже отмечалось, на последнем этапе учетного процесса информация о хозяйствующем субъекте должна быть представлена пользователям в компактной форме, удобной для восприятия людьми, принимающими управленческие решения.

Представление отчетности пользователям – завершающий этап бухгалтерской процедуры, поскольку целью учета является обеспечение пользователей полезной информацией.

Бухгалтерская отчетность – это система учетных показателей, отражающих хозяйственную деятельность фирмы за определенный период.

Бухгалтерская отчетность регламентируется государственными органами. Ее отличают сопоставимость показателей, правдивость и точность, простота и ясность, доступность, обязательность формы и сроков представления, экономичность составления.

В зависимости от назначения различают следующие виды отчетности (табл. 7.1).

 

Таблица 7.1 Виды бухгалтерской отчетности

Назначение Виды отчетности
По содержанию Бухгалтерская, статистическая, налоговая, оперативная
По пользователям отчетности Внешняя, представляется вышестоящим и контролирующим органам Внутренняя, используемая для внутреннего управления
По срокам представления Текущая – месячная, квартальная, носит название промежуточной Годовая – заключительная
По кругу охватываемых субъектов Первичная – одного субъекта Сводная – нескольких субъектов

 

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организации включает:

Ÿ бухгалтерский баланс;

Ÿ отчет о прибылях и убытках;

Ÿ приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

Ÿ аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации;

Ÿ пояснительную записку.

Формы бухгалтерской отчетности организации, а также указания о порядке их заполнения рекомендованы Министерством финансов РФ.

Годовая бухгалтерская отчетность включает следующие формы:

Ÿ бухгалтерский баланс (ф. № 1);

Ÿ отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

Ÿ отчет об изменениях капитала (ф. № 3);

Ÿ отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

Ÿ приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

Ÿ отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6) (для некоммерческой организации);

Ÿ пояснительная записка;

Ÿ итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс – это элемент метода бухгалтерского учета, представляющий экономическую группировку имущества по составу и размещению и источникам его формирования на определенную отчетную дату.

Баланс построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств (объектов учета). Он состоит из двух частей: в одной отражаются средства по составу и размещению – актив (от лат. activus – действенный) (средства труда, предметы труда, продукты труда, средства в производстве и обороте, средства в расчетах – дебиторская задолженность и пр.), а в другой – по источникам формирования – пассив (от лат. passivus – пассивный) (собственный капитал, заемный капитал, обязательства организации – кредиторская задолженность).

Основным элементом бухгалтерского баланса является статья. Это показатель (строка) того или иного актива и пассива баланса, характеризующий стоимость отдельных видов имущества, источников его формирования, обязательств предприятия.

Балансовые статьи объединяются в однородные группы, а группы – в разделы в соответствии с экономическим содержанием. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.

Структура бухгалтерского баланса представлена в табл. 7.2.

 

Таблица 7.2 Структура бухгалтерского баланса

АКТИВ ПАССИВ
I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы
Нематериальные активы Уставный капитал
Основные средства Собственные акции, выкупленные у акционеров
Незавершенное строительство Добавочный капитал
Долгосрочные финансовые вложения Резервный капитал
  Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
II. Оборотные активы IV. Долгосрочные обязательства
Запасы Займы и кредиты
В том числе: Прочие долгосрочные обязательства
сырье и материалы V. Краткосрочные обязательства
затраты в незавершенном производстве Займы и кредиты
готовая продукция и товары Кредиторская задолженность
товары отгруженные В том числе: поставщики и подрядчики
расходы будущих периодов задолженность перед персоналом организации
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям задолженность перед государственными внебюджетными фондами
Дебиторская задолженность В том числе: задолженность по налогам и сборам
покупатели и заказчики прочие кредиторы
Краткосрочные финансовые вложения Доходы будущих периодов
Денежные средства Резервы предстоящих расходов
  Прочие краткосрочные обязательства
БАЛАНС БАЛАНС

 

На основании информации, содержащейся в балансе, можно перечислить основные целевые функции, которые выполняет бухгалтерский баланс в хозяйственной жизни организации:

Ÿ знакомит пользователей с имущественным состоянием;

Ÿ по данным баланса определяют платежеспособность предприятия;

Ÿ позволяет оценить деятельность руководства предприятия.

В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов:

1. По времени составления различают:

– вступительные – составляются на момент образования организации. Они определяют сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность;

– текущие – составляются периодически в течение всего времени существования организации:

а) начальный (входящий) – на начало года;

б) промежуточный – квартальный;

в) заключительный (исходящий) – на конец года;

– санируемые – составляются в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, оказывается закредитованной или когда организации-должники неплатежеспособны, или экономические условия повлияли на снижение темпов оборачиваемости оборотных средств;

– ликвидационные – составляются при ликвидации организации в течение всего периода ликвидации в виде: вступительного ликвидационного баланса, промежуточного ликвидационного баланса и заключительного ликвидационного баланса;

– разделительные – составляются в момент разделения организации на несколько новых более мелких;

– объединительные – составляются при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну.

2. По объему информации:

– единичные – отражают деятельность только одной организации. Составляются на основании текущего учета;

– сводные балансы получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов;

– консолидированный баланс составляет организация, если она имеет дочерние или зависимые общества. Баланс получают также путем механического сложения сумм, числящихся на статьях балансов дочерних (зависимых) обществ, но с корректировкой взаимозачетов (их исключение в целях повторного подсчета).

3. По способу очистки:

– баланс-брутто – это баланс, включающий регулирующие статьи (амортизацию основных средств, нематериальных активов, оценочных резервов);

– баланс-нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется «очисткой».

Отчет о финансовых результатах в России называется Отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2). Он характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Финансовый результат невозможно определить без учета доходов и расходов организации за отчетный период.

По отчету о прибылях и убытках можно наглядно представить, каким образом определяется величина нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль характеризует сумму средств, остающихся в распоряжении предприятия.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы в зависимости от характера и направлений деятельности предприятия подразделяются на:

Ÿ доходы и расходы по обычным видам деятельности (выручка без НДС и других налогов от продажи продукции, работ, услуг, расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции);

Ÿ операционные доходы и расходы (от реализации основных средств, материалов, ценных бумаг и иного имущества, расходы, связанные с их продажей);

Ÿ внереализационные доходы и расходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, полученные и оплаченные, полученные безвозмездно средства, возмещение убытков, причиненных организацией и т.д.).

Превышение доходов над расходами дает прибыль организации.

Приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках

Отчет об изменениях капитала (ф. № 3) отражает движение собственного капитала органи-зации (уставного, добавочного, резервного, нераспределенной прибыли, целевого финансирования, а также создаваемых резервов за отчетный год).

Отчет о движении денежных средств (ф. № 4) показывает изменения в финансовом положении организации – движение денежных средств за отчетный год: остаток на начало года, поступления от финансово-хозяйственной деятельности, использование денежных средств и остаток на конец отчетного года.

Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) дает расшифровку некоторых статей баланса, как изменения краткосрочных и долгосрочных кредитовых займов, финансовых вложений по их видам, амортизируемого имущества и т.д.

В пояснительной записке подлежат раскрытию те основные элементы учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации. В ней рекомендуется указать общий доход, чистую прибыль, капитальные вложения; для акционерных обществ, – объявленный дивиденд, количество акций, выпущенных на конец года, анализ платежеспособности, устойчивости финансового состояния, характеристику инвестиционной деятельности в отчетном году и ее перспективы и др.

Составной частью пояснительной записки должна стать аналитическая информация, которая может быть дополнена аналитическими таблицами и алгоритмами расчета тех или иных аналитических показателей.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря текущего года.

Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация обязана составить бухгалтерскую отчетность.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: