Бухгалтерский учет (БУ) представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.
На современном этапе развития экономики БУ подразделяют на две подсистемы: финансовый учет и отчетность и управленческий учет.
Финансовый учет (БФУ) – процесс формирования бухгалтерской информации, представляемой в основном для внешних пользователей (акционеры, контрагенты, банки, государственные органы). Вся информация о финансово-хозяйственной деятельности отражается в финансовой отчетности. Внутренним пользователям для принятия некоторых управленческих решений недостаточно данных только финансовой отчетности.
Разница между предметом и объектом финансового учета заключается в следующем:
Предмет БФУ – финансово-хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение уставных обязательств.
Объектами БФУ являются имущество, капитал, обязательства предприятия, хозяйственные операции. Осуществляемые в процессе деятельности.
В настоящее время Россия находится в процессе перехода к международным стандартам бухгалтерского учета. С этим связано и подразделение единой системы бухгалтерского на две подсистемы: БФУ и БУУ.
Характеристика БФУ как объекта исследования базируется на использовании системного подхода. Он предполагает обособленный анализ объекта: определение самого понятия, его эволюцию, выявление его основных черт, задач и принципов, взаимосвязь с другими подсистемами. Это позволяет определить БФУ как отдельный вид БУ.
Управленческий учет как дисциплина был отделен от традиционного финансового учета вследствие объективных причин.
Отличия управленческого и финансового учета представлены в табл. 10.1.
Таблица 10.1 Отличия управленческого и финансового учета
| Параметры | Управленческий учет | Финансовый учет |
| Главные потребители | Менеджеры всех уровней управления | Менеджеры организации и внешние потребители (вкладчики, правительственные органы) |
| Свобода выбора | Никаких ограничений кроме себестоимости, сопоставляемой с доходами от лучших управленческих решений | Ограничен общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета |
| Влияние на поведение работников | Имеет значение то, как сбор данных и сопоставление отчетов будут влиять на повседневную работу менеджеров | Имеет значение то, как фиксировать и анализировать экономические явления. Воздействие на работу сотрудников – вторично |
| Временной аспект | Нацеленность на будущее: формальное использование смет наряду с данными за прошлый период | Нацеленность в прошлое: оценка прошлого периода |
| Временной интервал | Переменный, меняющийся от почасового до 10–15 лет | Переменный в меньшей степени, обычно год или квартал |
| Отчеты | Детализированные, имеют значение детали, части целого, изделия, отделы, участки и т.п. | Итоговые, имеют своим предметом прежде всего предприятие в целом |
| Набор показателей | Набор до конца не определен. Имеет место применение математики, психологии и системного анализа | Определен точно. Относительные показатели используются незначительно |
Существующий до недавнего времени в России учет можно истолковать как финансовый. Показатели управленческого учета рассматривались как частный случай, составляющая финансового учета.
Несмотря на имеющиеся отличительные особенности финансового и управленческого учета, они играют единую основополагающую роль в общей системе управления предприятием и едином процессе принятия управленческих решений, которая выражается через информационное отражение экономического и финансового состояния предприятия, через систему специальных показателей (баланс, выручка, затраты, денежные потоки и др.). Эти показатели формируются при помощи специальных бухгалтерских приемов и методов (двойная запись, соответствие доходов и расходов, применение системы бухгалтерских счетов и т.д.).
Эффективность хозяйствования во многом зависит от организации БФУ. Под такой организацией понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.
Основной целью законодательства РФ о бухгалтерском учете выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Общее методологическое руководство БУ в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ. Основные функции Федерального органа:
подготовка нормативных актов, регулирующих ведение БУ;
организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в РФ;
разработка критериев и порядка аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.
Законодательство о БУ находится в ведении Правительства РФ. Законодательство РФ о БУ состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения БУ в организациях РФ, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам БУ и бухгалтерской отчетности в целом. Нормы, содержащиеся в других ФЗ и затрагивающие вопросы БУ и БО, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.
Тема 11. Учет основных средств






