Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда

В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущая скорость и глубина изменений, связанных с распространений высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду, требующую от компаний организации гибкого реагирования на рыночные сигналы.

    Сторонники дерегулирования (устранения введённого государством контроля над функционированием рынков) однозначно рассматривают регулирование как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к меняющимся требованиям работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, что чревато долговременной безработицей.

    Причины, вызывающие безработицу, например в странах ЕС, в основном идентичны и коренятся:

    - в системе и уровне оплаты труда, динамике реальной заработной платы;

    - дифференциации оплаты труда в отраслях и регионах;

    - несоответствии стоимости единицы труда производительности труда и производительности капитала;

    - политике распределения доходов;

    - факторе инфляции;

    - неэластичности структуры рынка труда и других факторах.

    Регулирование рынка труда охватывает ряд ключевых моментов, способствующих снижению издержек на труд и приспособлению спроса на него к изменению рыночных условий:

    - правовую защиту занятости;

    - минимальную заработную плату;

    - обязательную налоговую нагрузку на труд;

    - трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных соглашений; роли профсоюзов).

    Проведение политики регулирования на рынке труда, в частности, реализация активных программ противодействия безработице и обеспечения социальной безопасности, приносит определённые результаты. [7, с. 445-446]

    Согласно докладу Международной организации труда (МОТ) «Мировые тенденции в области занятости» (Будапешт, февраль 2005 г.), в 2004 г. ситуация несколько улучшилась: безработица уменьшилась с 6,3 до 6,1 % или с 185,2 до 184,7 млн. чел. В странах Европейского союза уровень безработицы снизился с 9,1 % в 2003 г. до 9 % в 2004 г.; в государствах Центральной и Восточной Европы и СНГ – с 8,5 до 8,3 %; в западноевропейских странах – не членах ЕС – с 4,2 до 4,1 %. [2, с. 194]

    Несмотря на различия в степени и методах регулирования рынка труда, зарубежные страны в своей экономической политике в области занятости решают и ряд общих проблем:

    - повышение производительности и занятости одновременно на основе структурных изменений, комплексной трансформации в направлении «новой экономики»;

    - обеспечение необходимой степени гибкости в политике занятости, непрерывное повышение образовательного уровня служащих компании как факторов создания информационного и инновационного потенциалов фирм, определяющих их конкурентоспособность на рынке;

    - совершенствование системы образования с учётом структурной трансформации и меняющихся требований рынка;

    - сочетание действия факторов регулирования и дерегулирования с целью снижения издержек на рабочую силу, налоговой нагрузки на труд, изменения их роли в процессе роста, производительности труда и создания новых рабочих мест.

    Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множество зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это возможно путём формирования законодательной и нормативной баз рыночных преобразования, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, создания новой культуры деловых отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, реформирования трудовых отношений, введения новой системы социальной защиты населения и осуществления других новаций.[7, с. 446-447]

 

        

 

Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: