Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современный условиях. Введение в проблему

В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее определение. Сексуальное воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.[34]

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.[33]

В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее определение. Контрацепция (от новолат. contraceptio — букв. — противозачатие) — предупреждение беременности механическими (презервативы, шеечные колпачки и др.), химическими (напр., влагалищные шарики, грамицидиновая паста) и др. противозачаточными средствами и способами. Некоторые методы (в частности презерватив) помогают значительно снизить вероятность заражения ВИЧ и другими венерическими заболеваниями.[34]

  Нужно пространство для свободного обсуждения типичных проблем, возникающих у молодежи при реализации сексуальных потребностей, поиске близкого человека. Возможно, эти можно будет обеспечить увеличение доли длительных счастливых союзов в числе браков среди различных групп молодежи.

Динамичный, противоречивый по своим духовным исканиям двадцатый век поставил перед человечеством много сложных нравственно-этических проблем, от плодотворности решения которых во многом будет зависеть существование земной цивилизации. Одной из таких проблем стал поиск путей для повышения эффективности сексуального во; литания детей и молодежи. В условиях глобализации образовательного пространства, интеграции знаний исследовательскую деятельность в данном направлении осуществляют различные социальные институты и науки: философия, социология, сексология, педагогика, медицина, правоведение.

Особую актуальность исследование этой проблемы приобретает в условиях современного российского обществе в связи с изменениями идеологических позиций, сменой социальных ориентиров, происходящими в настоящее время миграционными процессами, когда ощутимее, чем когда-либо, в России стала противоречивость национальных культур, ценностных ориентаций.

Долгое время сексуальное воспитание в нашей стране не определялось как специальная научная задача. В семье и школьной системе образование обращение к вопросам, связанным с данной проблемой, носило спонтанный, эпизодический характер, часто осуществлялось людьми без необходимой профессиональной грамотности.

В то же время начиная с середины XX века в мире стала складываться принципиально новая ситуация в сексуальном воспитании, связанная с активным включением женщин в трудовую деятельность и возникшей обоснованной потребностью регулирования беременности. Однако сохранение прежнего воспитания, не обеспечивающего решения этой новой проблемы, неизбежно вело к увеличению абортов. Потребовалась организация элементарного сексуального просвещения, позволяющего женщинам и мужчинам хотя бы уменьшить вероятность абортов. Возникли общественные организации, занимающиеся специальным просвещением женщин.

Появление созданных современной медициной средств контрацепции, с одной стороны, укрепили установку на возможность случайных половых контактов, а с другой стороны, потребовали преодоления природной формы реализации сексуальных желаний. Люди вынуждены предпринимать специальные меры для того, чтобы обеспечить безопасность интимного общения. В связи с этим в системе ценностей сексуального воспитания существенно возросла значимость сознательного регулированиявания половой жизни.

Значительное влияние на качество сексуальной жизни многих людей оказала также распространившаяся на Западе в середине прошлого века сексуальная революция, которая в своей идейной основе была ориентирована на раскрепощение и освобождение человека от сковывающих его моральных регламентаций.

Результатами данной революции стала ориентация молодежи на свободную любовь, нерегламентируемые добрачные и внебрачные отношения, растущее стремление освободиться во взаимоотношениях полов от традиционных подходов, хранимых длительное время.

Данная тенденция в своем развитии носила долгое время спонтанный характер, когда низкая сексуальная культура, примитивность нравственных позиций привели- во всем мире к росту абортов, венерических заболеваний, алкоголизма, наркомании. Особенно болезненно все эти проблемы обозначились в жизни подростков, когда ранние и хаотичные половые связи стали существенно разрушать духовное и физическое здоровье подрастающих поколений, способствуя распространению различных заболеваний, лишая взаимоотношения молодых люде], духовной силы красоты любви.

К настоящему времени можно выделить два основных подхода в понимании сексуальной культуры, которые имеют достаточно убедительную методологическую основу, как условие отражения личностной свободы.

Одна утверждает свободу реализации половых инстинктов при наличии знаний и умений, обеспечивающих профилактику: запланированной беременности и заболеваний инфекциями, передающимися половым путем. Другая культура ориентируется на сексуальное поведение, которое должно определяться теми богатыми чувственными переживаниями, которые обеспечивают целостное биопсихосоциальное восприятие и отношение к партнеру. Такое воспитание требует формирования установки на поиск того человека, который обеспечит радость сексуального общения на основе соответствия его тем идеалам, нормам, по которым осуществляется целостная оценка внешних и внутренних достоинств личности.

Социологический анализ состояния сексуального воспитания современной России вызван следующими противоречиями:

• между прежней половой моралью и теми нормами, которые утверждаются современной сексуальной революцией;

• представлениями о ценностях свободной реализации сексуальных желаний и установками на необходимость для этого обязательных чувственных переживаний;

• между требованиями научно обоснованного воспитания и господством стихийного, часто ситуативного формирования у детей и подростков отдельных элементов сексуальной культуры;[44]

• необходимостью в единстве мировоззренческих позиций и взглядов на содержание сексуального воспитания подрастающего поколения у тех социальных субъектов, которые в нем участвуют, и глубокой разобщенностью, которая существует в настоящее время, и отсутствием ориентации на сотрудничество в этой деятельности.

Актуальность избранной темы определяется и тем, что в России до сих пор, в отличие от многих развитых стран, отсутствует какая-либо четкая система сексуального просвещения и воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных - учебных заведениях. Молодые люди вынуждены случайно, из различных источников получать противоречивые знания об отдельных сторонах сексуальной жизни. Это ведет к сохранению в нашей стране сексуальной безграмотности, выражающейся, прежде всего, в высоком проценте абортов среди подростков, широком распространении венерических болезней. Попытки решить эту социально значимую проблему предпринимались чаще представителями здравоохранения, а не работниками учреждений образования и воспитания.

Это обусловило необходимость предпринять специальный социологический анализ нынешнего состояния сексуального воспитания подрастающего поколения. Определение основных проблем и противоречий, которые существуют в этой сфере в нашей стране, позволит выяснить причины искусственного сохранения системы традиционного нравственно-полового воспитания, которая уже не соответствует современным условиям существования нового поколения. Теоретический и эмпирический анализ содержания и методов современного сексуального воспитания позволит наметить пути приведения его в соответствие с основными тенденциями развития личности в условиях динамичных преобразований жизненного пространства.[44]

Таким образом, приоритет требуется отдать чувственно формирующему сексуальному воспитанию и самовоспитанию. Оно включает в себя:

  Во-первых, развитие яркого чувственно-эмоционального восприятия и переживания природы, достижений науки, техники. Кто умеет восхищаться результатами человеческого труда, тот сможет увидеть красоту внутреннего мира другого человека.

Во-вторых, формирование пронизанного положительными чувствами общения с разными людьми. Дети стихийно учатся демонстрировать как позитивные, так и негативные переживания. Последние обычно преобладают, так как их усвоить значительно легче. Положительные чувства требуют специального воспитания, так как надо уметь проявить чуткость, сочувствие, доброту к разным людям.

В-третьих, следует в равной мере формировать нежность, умение быть ласковым как у девочек, так и мальчиков. Излишняя строгость, сдержанность проявления этих качеств у мальчиков не позволяет им в б> дущем воспринять и понять чувственность той женщины, которая им понравится.

    В-четвертых, необходимо учить детей, подростков, взрослых людей любить себя. Речь идет не об эгоизме, который представляет собой себялюбие, а об умении выделить в себе то ценное, которое может понравиться другому человеку. Кто знает себя, тому легче не ошибиться при выборе партнера для совместной семейной жизни. Он будет искать того, кто имеет схожие нравственные, эстетические, трудовые ценности, некоторую близость характера, темперамента. Тогда возникнет и утвердится целостность любви к такой личности. Сексуальные отношения будут пронизаны сильными и устойчивыми переживаниями этого самого приятного чувства, высоко оценивающего и природные и социальные достоинства близкого человека

    Анализ реальных противоречий современного сексуального воспитания детей, подростков, студенческой молодежи показал, что в нем, с одной стороны, сохраняются многие черты прежнего, веками отработанного воспитания. С другой стороны, стихийно появляются некоторые новые элементы, реализация которых приносит обществу и самой молодежи как позитивные, так и негативные результаты.[49]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: