Основные принципы полового воспитания

В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее определение. Половое воспитание   - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.[34]

 В нашей стране нет соответствующего полового воспитания. До сих пор ведутся споры вообще о его необходимости; противники аргументируют тем, что это аморально, неэстетично и каждый человек должен сам решать этот вопрос, те, которые за введение полового воспитания, предлагают лишь просвещение в биологическом, физическом и моральном аспектах интимных отношений. Предложенные программы лишь кратко освещали основные проблемы и вели сильную моральную обработку личности, лишая ребенка самого подумать над этими вопросами. Кроме того, не было соответствующих учителей по этому предмету, которые могли бы без смущения и других проявлений стыдливости осветить материал, которых действительно готовили к преподаванию этого предмета.[44]

В данной работе, не умаляются важности семейного полового воспитанию, но также подчеркивается, то что и оно не совершенно в наше время, так как родители боятся или не хотят по какой-то причине этим заниматься, а подростки, соответственно, не получают знаний в этой области и вынуждены искать ответы на вопросы сами. Кроме того, очень часто родители думают, что неосведомленность ребенка в вопросах пола помогает ему сохранить чистоту взглядов. Родители стараются избегать тех вопросов, которые начинают волновать ребёнка, расценивают эти вопросы как «неприличные». Иногда родители не придают должного значения происходящим у детей возрастным изменениям, то есть проводят «бесполое» воспитание.

Различные авторы предлагают свои концепции полового воспитания, мы постарались их обобщить и вычленить представленные ниже общие, для большинства концепций, основные принципы.

Во-первых, необходимо снятие словесных запретов. Подросток не должен нести наказание за употребление слов, относящихся к сфере половых отношений. Не за мат и другие ругательства, а именно за сексуальную лексику, так как многие учителя относят к мату такие термины как «влагалище», «член», «оргазм» и другие подобные слова. Это не мат, это обычные слова, употребляемые сексологами, урологами и гинекологами. Подросток не нахватается раньше времени этих слов, если не будет чувствовать, что это «запретные» или «нецензурные» выражения, за которые его могут отругать и которые несут отрицательное значение.

Во-вторых, открытость и искренность при разговоре на эту тему. Нельзя отмалчиваться, переводить разговор на другие темы, краснеть, смущаться, опять-таки выражать неодобрение - для подростков это верный признак «запретной» темы, и, не получив нужной информации, они сами пытаются найти ответы у своих «опытных» друзей-товарищей, которые в большинстве случаев и создают неправильный образ взаимоотношений полов прежде всего своей неграмотностью. В итоге получается «трудный», «испорченный» подросток, с которым всем вокруг много хлопот. Это не говорит о том, что специалисты призывают вываливать сразу всю информацию на подростка это необходимо делать постепенно, соответственно возрасту.

В-третьих, необходимы качество и подробность объяснения. Если подросток почувствует, что что-то недосказано или объяснено непонятно, то это, скорее всего, подвигнет его на самостоятельный поиск более подробных ответов, опять-таки могущих привести к печальным результатам. Необходимо дать понять и объяснить подростку, что он не сможет понять более подробную информацию (если это действительно так), потому что у него нет начальных знаний в какой-либо области (например, химия, биология, обществоведение).

В-четвертых, необходимо многоаспектное, многоплановое половое образование. Это означает, что не надо давать знания только в какой-то одной, конкретной области (физиология, социология, психология, анатомия), а информация из одной области должна пересекаться с другой или логически вытекать из нее. Например, можно сказать, что ускоренное физиологическое созревание подростков форсировало начало гиперсексуальности, а, значит, могут быть проблемы в отношениях между мальчиками и девушками. И дальше о них рассказать… Или рассказать о половых преступлениях, причинах их возникновения и возможных наказаний за них. Подросток, зная о проблемах и последствия каждого своего необдуманного шага, не рискнет сделать что-либо правонарушительное и сможет себя контролировать. Необходимо и чувственное образование, подросток должен знать, что любовь - это не только половые отношения, это и чувства одного человека к другому, чувства, являющиеся базисом, основанием семьи, а ребенок их должен расти в пространстве любви и нежности, а не быть свидетелем семейных склок и скандалов.

В-пятых, ненавязчивое обучение основным навыкам, которые имеют целью дать ребенку понятие о правильных половых отношения. Здесь имеется в виду личная гигиена, сексуальная безопасность, советы по уходу за собой - словом, все то, что не может подтолкнуть подростка к неправильным выводам и неправильному отношению к противоположному полу, но научить делать себя лучше физически и духовно, то есть самосовершенствованию.

В-шестых, нормальная загруженность подростка заботой, работой и учебой. У подростка должно быть время для самостоятельного осмысления полученной за день информации, особенно касаемо отношений между полами, иначе либо подросток так и не придет к нужным выводам, либо они будут незаконченными или неправильными. А это приведет к нежелательным последствиям.

В-седьмых, психоэмоционально акцентирование в процессе полового воспитания. Под этим понимается доминирование психических и эмоциональных аспектов при половом воспитании, то есть акцентирование внимания подростка не на социальных, моральных, эстетических и физических аспектах, а именно на отношениях полов на психическом и эмоциональном уровне. В это понятие включается показ процесса и особенностей психического развития мужского и женского полов, а также профилактика проблем, которые могут возникнуть при половых (здесь подразумевается не обязательно интимные отношения) отношениях подростка.[44]

Таким образом сексуально-этическое воспитание подростков не является прерогативой только родителей или только учителей. Нет сомнения в том, что задачи полового воспитания будут решаться успешнее, если в их осуществлении будут участвовать и родители, и социальные работники, и учителя, и врачи. Надо отметить, что вопросы полового воспитания приобретают особую остроту в настоящее время в связи с акселерацией подростков. Более раннее половое созревание придает сексуально-этическому воспитанию еще большую актуальность. Половое воспитание надо рассматривать как часть воспитания личности, поэтому сексуально-этическое воспитание - педагогическая проблема. Успех полового воспитания подростков зависит во многом от педагогического такта, опыта, тонкого и чуткого понимания детей. Было бы непоправимой ошибкой подобные вопросы решать на классных собраниях или допускать в беседах излишнюю торопливость. Очень важно знать не только, о чем говорить с детьми, но и как с ними говорить. Не рекомендуется вопросы полового воспитания рассматривать отдельно от других проблем воспитания и придавать им слишком большого значения. Задача полового воспитания - помочь детям установить такие отношения между юношами и девушками, в основе которых были бы взаимное уважение, чувство собственного достоинства у девушек и чувство рыцарства у юношей. Подростковую дружбу следует поощрять и в то же время держать ее под деликатным, не назойливым, разумным контролем. Нужно очень хорошо знать индивидуальные особенности и интересы своих детей или учеников. Все это необходимо для преодоления несоответствия между физической и социальной зрелостью подростков, проявляющегося при акселерации.[46]

 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод по I главе:

1. Проанализирован процесс формирования подростковой сексуальности, проявляющийся в половом созревании, разнообразных, обусловленных физиологически и анатомически, различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. А рассматривается он как в биологических, так и в социально-психологических аспектах.

2. Систематизированы причины ранних сексуальных отношений, которые подразделяются на социальные («сексуальная революция», внесение в личную жизнь духа коммерции, урбанизация), физиологические (ускорение полового созревания подростков), психические (подростковая гиперсексуальность) и педагогические (непродуманное и даже отсутствующее, половое воспитание юношей и девушек).

3. Сформулированы возможные принципы полового воспитания молодёжи: снятие словесных запретов, относящихся к сфере половых отношений. Открытость и искренность, родителей или преподавателей, при разговоре на эту тему. Качество и подробность объяснения. Многоаспектное, многоплановое половое образование. Ненавязчивое обучение основным навыкам, которые имеют целью дать понятие о правильных половых отношения. Нормальная загруженность подростка заботой, работой и учебой. Психоэмоционально акцентирование в процессе полового воспитания.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: